АНЕсли три-четыре сотни долларов для вас не сумма, то можете на них приобрести международное водительское удостоверение. Только не расстраивайтесь, узнав, что пустили деньги на ветер.ГРУЗИТЕ ДЕНЬГИ ТЮКАМИ Юрий Николаевич звонил по одному из номеров в рекламе: "Международное водительское удостоверение". - У вас в самом деле можно приобрести эти "права"? - Разумеется, при наличии удостоверения, которое выдает ГАИ. Приезжайте... - Разве это два разных документа? - Конечно! Приезжайте - на месте разберемся... - А с этими "правами" можно ездить по России? - По дорогам всех стран, подписавших международную Конвенцию о дорожном движении, в том числе и России. Международные "права" изготовлены в США, снабжены защитой от подделок и соответствуют всем требованиям Конвенции. Ждем вас - и захватите 320 долларов! Лицо Юрия Николаевича выразило озадаченность: не так обескуражили стоимость услуги и навязчивость собеседника, сколько смысл предложения. Точнее, для нашего визави - его бессмыслица. Ведь по части юридических нюансов дорожного движения он едва ли не самый компетентный специалист в стране: зам. начальника Главного управления ГАИ МВД РФ генерал-майор милиции Юрий Ольховников - полномочный представитель России на совещаниях рабочей группы по безопасности дорожного движения Европейской экономической комиссии ООН. Душевное потрясение не минует любого, даже генерала милиции, когда сталкиваешься с нашими доморощенными жуликами - самыми гениальными жуликами в мире. Они способны через игольное ушко провести не одного верблюда - целый караван, навьюченный тюками денег. Полагаете, преувеличиваем? Хозяин одной из фирм в пылу откровения поделился: продает международные "права" от нескольких сот до тысячи в месяц (может, загнул для красного словца, но порядок цифр понятен). Об уровне цен уже говорили - до 400 долларов за экземпляр! Теперь сравните: в Брюсселе полиция оформляет международные "права" примерно за 10 долларов... Число верблюжьего поголовья в "караване" и размер "тюков" определите сами. Однако нас интересовало в этой истории "ушко". Оно образовалось на стыке российских и международных законов. ВЫ ХОТЕЛИ САТИСФАКЦИИ? Немногие из нас устояли перед напором разных "фокусников", чей иллюзион изымание денежных знаков у легковерных. Иной раз покупаем воздух, прошлогодний снег, делаем прочие бесценные приобретения. А осознав, что попали впросак, жаждем справедливости. Вот и эти строки - попытка разоблачить комбинацию с международными водительскими удостоверениями... Предупредим вопросы: нет, авторы не пали ее жертвами и озабочены не отмщением, а интересами многих одураченных водителей. А инициировали наше расследование... сами "факиры". После публикации заметки "Россияне в "подтверждениях" не нуждаются" (ЗР, 1998, № 1), в которой мы назвали факт продажи в России международных "прав" надувательством, уполномоченные представители фигурировавшей в тексте американской фирмы явились в редакцию со своим адвокатом, потребовали более глубокого изучения вопроса и извинений. Дескать, в рекламе предлагаем только подтверждение наших "прав" - перевод записей в них на разные языки... В самом деле, слово "подтверждение" мельком присутствует, но оно "спрятано" в тексте. А "международное водительское удостоверение" выделено и смысловым акцентом, и цветным шрифтом. Но речь идет не только о недобросовестной рекламе. Идя навстречу пожеланиям, мы тщательно проработали и глубоко изучили правовую сторону вопроса, после чего твердо решили - извинений не приносить ни под каким видом. Попробуй поспеть за полетом мысли нынешних "фокусников". Сегодня тырить мелочь по карманам - и неинтеллигентно, и малоприбыльно. Современные "иллюзионисты" изучают законы, ищут в них прорехи и только тогда принимаются за манипуляции и жонглирование - терминами и понятиями. Приглашаем читателей соучаствовать в разоблачении "фокусов". Нашим выводам предшествовал анализ (с участием юриста) текстов Конвенции о дорожном движении, начиная с редакции от 1949 года и до последней с действующими дополнениями и изменениями от 1993 года; утвержденного Госдумой Закона РФ "О безопасности дорожного движения", постановлений правительства: документов МВД РФ; информации, поступившей от сотрудников Научно-исследовательского центра ГАИ России, руководителей и линейных сотрудников Госавтоинспекции, а также от зарубежных специалистов и коллег... Словом, сделали максимум возможного, дабы избежать погрешностей в суждениях. Но не станем утомлять вас чтением формулировок документов - возьмем на себя ответственность толковать их в доступном "переводе".4ЗР 3/98 В ИГОЛЬНОЕ УШКО...СЛОВЕСНЫЙ ЭКВИЛИБР Итак, главный терминологический парадокс, который уловили манипуляторы: наши новые "права" международными не являются... Правда, сразу и не доходит? Давайте по частям. Нас уверяли, что новые наши "права" - международные. В подкрепление этой веры мы узнали, что с новым российским удостоверением у наших друзей-приятелей и приятелей наших приятелей не возникало проблем в разных странах - за рубежом его признают. Теперь ознакомимся с последними поправками к Конвенции. В них дано два стандарта водительских удостоверений - национальных и международных. Наши российские "права"(маленькая, запрессованная в пластик карточка с цветной фотографией, с обозначением "RUS" и словами на французском языке: "Permis de conduire") соответствуют стандарту - внимание! - национального водительского удостоверения. О нем в тексте Конвенции сказано (вот, собственно, откуда путаница): каждая подписавшая Конвенцию страна любое национальное водительское удостоверение признает действительным на своей территории то есть на территории 185 стран мира. В этом смысле наши "права", оставаясь формально все-таки национальными, как бы обретают статус международных. Международные же "права", по Конвенции, - это совсем другое: книжица форматом больше нашей паспортины, в ней много страниц с записями о данных водителя на разных языках... Вопрос: зачем введен стандарт международных "прав", если национальные и без того признают по всему миру? Ответа на него текст Конвенции в действующей редакции, увы, не содержит. Но... Это мы с вами недоумеваем зачем? А коммерческий человек мотает на ус: прореха в законе - "игольное ушко". И быстренько переходит к изучению "внутренних" документов. Их составители - сотрудники ГАИ - также, судя по всему, руководствовались нормальной логикой: существование в стране особых международных "прав" излишне. Потому и проигнорировали их как явление: ни в одном документе Госавтоинспекции (вышедшем вплоть до конца декабря 1997 года) упоминания о них не встретите. Но депутаты Госдумы, утвердившие закон РФ "О безопасности дорожного движения", оказались более покладистыми и, видимо, сверившись с Конвенцией, внесли в закон формулировку: "На территории РФ действуют национальные и международные водительские удостоверения". Снова - двойной стандарт! ЧТО САПОГИ ТАЧАТЬ, ЧТО "ПРАВА"... Всего одно слово в законе, но цены ему нет для манипуляторов: раз ГАИ не желает оформлять международные удостоверения, но в то же время они имеют законное право на существование - значит, появляется эксклюзивный товар, которым можно безбоязненно торговать. Немного рекламы, немного слухов в толпу о якобы возникающих сложностях с нашими "правами" за рубежом - и народ пошел. Спрос возрос - возросло и количество частных фирм-дилеров, торгующих "международными водительскими удостоверениями". Именно дилеров: эти документы изготавливают исключительно за рубежом, главным образом в США. Но когда мы созванивались с их штаб-квартирами по указанным в рекламе телефонам, из-за океана отвечали голоса девчонок на чистом русском: "Слушаю вас, здравствуйте..." Конечно, если через неделю-другую нужно уезжать в турпоездку или командировку, нам все равно, кто оформит документ - был бы надежным. Но это тоже, знаете ли, вопросец. Когда мы спрашивали в фирмах, кто уполномочил их оформлять международные "права", нам на голубом глазу отвечали, что на сей счет есть статья в уставе фирмы, лицензия администрацииВ ГАИ - гора изъятых международных "прав" (кстати, несколько - одного хозяина). Почему-то за ними никто не приходит...такого-то штата США... Однако никто не предъявил (и даже не упомянул) документ о прерогативах, передоверенных им рабочими органами Конвенции или российскими органами государственной власти. Но с таким же успехом международные "права" могут распродавать союз диггеров Пномпеня, свиноводческий кибуц или лига куртуазных маньеристов станицы Белые Сажи. А заодно торговать пенсионными книжками, военными билетами - какими угодно документами. А ведь "права" - не какой угодно. Это едва ли не самое главное после паспорта удостоверение личности. А как реагируют на эту вакханалию наши власти? Да никак. Словно не замечают по радио, в газетах и журналах рекламы о продаже "международных водительских удостоверений". Продавцы нас увещевали: "Не терзайте власти вопросами - на этот вид деятельности разрешения не требуется"... Как, еще одно "игольное ушко" в законодательстве? Выходит, на выпуск водки и пошив сапог требуется, а на оформление "прав" - нет?.. Мы не поленились "процедить" все возможные документы о правовом регулировании этой деятельности и теперь можем заявить: не надо нас дурить! Постановлением Кабинета министров РФ от 1995 года утверждено положение о лицензировании спецпродукции. В нем записано, что выпуск бланков водительских удостоверений (национальных или международных - такого разделения здесь нет) лицензирования требует, если этим занимаются сторонние негосударственные организации. Выдавать лицензии правительство уполномочило ГАИ РФ. И далее, согласно Закону РФ и другому постановлению Правительства (от 1997 г.), оформлять и выдавать сами удостоверения - опятьтаки без разделения на те и другие - исключительная прерогатива ГАИ. На фотографии вы видите солидный пакет так называемых международных води••;/ тельских удостоверений, изъятых московскими автоинспекторами (лишь одного из районов столицы) у нарушителей ПДД: в том числе у виновников аварий, в том числе повлекших человеческие жертвы. Владельцы на месте происшествия вручали их сотрудникам ГАИ, никогда больше за ними не обращались, а разыскать виновников по записям вЗР 3/985