50
51
Информационные технологии все шире применяются в организации движения.ОР08И'iТермин "сеть" мы употребили не случайно, речь пойдет о системах для наблюдения, регулирования и анализа дорожной обстановки на загородных шоссе и улицах больших городов. Системы такого типа пришли в Россию из-за рубежа, где доказали свою эффективность. Выделим среди них три основные группы: "МВД и ГАИ", "Зеленая волна", "Автомаяки". В первой группе интереса читателей заслуживают комплексы для компьютерного контроля и управления транспортными потоками, а также системы опознания и идентификации автомобилей. С работой одного из таких устройств мы познакомили в № 11 за 1997 год. Тогда речь шла о нарушителях скоростного режима, однако возможности не ограничиваются лишь выКонтроллер нового поколения. явлением горе-"шумахеров": система способна не только выявить нарушителя скожей частью (идеально подходят мосты). ростного режима, но и "запеленговать" Возможен и другой вариант, например какриминальные автомобили. меры, "закамуфлированные" под светофоВыглядит это так. Специальная телеры, практически невидимые. визионная камера установлена на участке Неся вахту круглые сутки, система слежения и передает информацию в блок способна заменить 70-80 сотрудников обработки - персональную ЭВМ. Камеру ГАИ. Она никогда не устает, а оперативразмещают на высоте 4-4,5 м над проез- ность и стабильность работы не зависятот состава, плотности и скорости потока. Так, полный цикл обработки видеоинформации о каждом объекте (автомобиле) длится 0,3 с. Сотруднику ГАИ на это потребуется минут 15, да и то при условии, что он имеет прямой выход в базу данных. Где наиболее эффективно могут помочь системы? Прежде всего - выявлять в транспортном потоке "подозрительные" автомобили. Например, те, чей номер не50ЗР 3/98 поддается прочтению (загрязнен) либо отсутствует. По утверждению разработчиков, их детище способно "прочитать" номер автомобиля практически на уровне зрительных возможностей человека. Но, как и человеку, умной машине не всегда это будет по силам. Не рентгеном же просвечивать, в самом деле! Итак, "неопознанный объект" обнаружен, его приметы переданы на пост ГАИ. Инспектору остается выудить "неряху" из потока и провести опознание на месте. Вторая немаловажная функция (она появится в скором времени) - мгновенный экспресс-анализ: соответствует ли марка автомобиля его государственному номеру. Допустим, злоумышленники умыкнули номера с "чистой" машины, но другой марки, или такой же, но иного цвета. Уверенный в себе "криминал" преспокойно выехал на дело. Но вот автомобиль попал в прицел телекамеры, данные о нем поступают в центральный компьютер, где сравниваются с "эталонными". Заметив несоответствие, автомобиль автоматически внесут в "черный список", а приметы нарушителя немедленно передадут на ближайший пост ГАИ. В будущем разветвленная сеть постов слежения позволит определять местонахождение "криминального" автомоби-Центральный компьютер "зеленых" систем.ля вплоть до номера квартала, что существенно осложнит жизнь угонщикам. Информация с приметами нарушителя отправится непосредственно в район его "дислокации", а потом уж в центр, что существенно увеличит шансы на быстрое задержание. Весьма важно, что такие системы позволяют хранить информацию: это необходимо для анализа "предыстории события" (ДТП и т. д.). Естественно, столь многофункциональная система дешевой быть не может - стоимость одной "точки" (телевизионная камера + электронная начинка) оценивается в 8-10 тыс. долларов. Добавим сюда затраты на создание и поддержание обширной базы данных о зарегистрированных автомобилях. Недешево, зато очень эффективно. "Зеленые" - автоматизированные системы, поддерживающие экологический порядок в наиболее оживленных районах города. Так, АО "Автоматика" из Омска предлагает систему для контроля загрязненности городского воздуха: она позволяет из-"Маячок" - электронный номерной знак. А так выглядит считывающее устройство.мерять содержание газов СО, H2S, S0 2в реальном масштабе времени. Специальные датчики, фиксирующие концентрацию токсичных веществ, располагаются в "экологически неблагоприятных" местах - как правило, у границы перекрестка, оживленного участка дороги и т. д. Информация с них поступает в центральный компьютер сети, который организует светофорный режим "зеленой волны", увеличивая скорость транспортного потока и тем самым снижая загазованность на неблагоприятном участке. Упомянем также специальные датчики, собирающие информацию о составе потока (числе грузовых и легковых автомобилей), его скорости, плотности. Появляется возможность сократить количество автомобильных пробок, увеличивая скорость движения транспорта на 10-15%, при этом расход топлива снизится на 5-10%. И наконец, "маяки". Это своего рода электронные аналоги номерных знаков, но с весьма полезными дополнениями. Крепят их в салоне у ветрового стекла (на легковых автомобилях) или в другом удобном месте (на грузовых автомобилях, контейнерах и т. д.). Маячок - по сути, миникомпьютер в защитном корпусе. Каждому маяку присвоен свой, персональный идентификационный номер, "вшитый" на заводе. Встроенные элементы питания (аккумуляторы) обеспечивают работу устройства в течение нескольких лет (в среднем около десяти), потом "электронную метку" заменяют новой. Устройство позволяет не только следить за автомобилем, но и, например, оплачивать проезд по платным дорогам и стоянку. Если подключиться к глобальной навигационной системе, можно получать достоверную информацию о местонахождении транспортного средства (груза) и отслеживать его перемещение. Возникает резонный вопрос: сколько же стоит такое устройство? Оказывается, не так дорого. В зависимости от числа реализованных функций и "интеллекта" стоимость "маячка" колеблется от $25 до 80-100. Естественно, подключение к навигационным системам в расчет не входит. У нас в стране внедрение подобных систем состоится, видимо, нескоро, а за рубежом эксперименты с ними в полном разгаре. Скажем, такое устройство участвует в контроле за дорожным движением Хьюстона (США).ЗР 3/9851