46
47
48
iii/mm,/-1,ТОРМОЗИМ АЕш\ ufHOВсе чаще в статьях о новинках мирового автомобилестроения встречается фраза^ "АБС в базовой комплектации".Сергей ИОНЕС, Михаил ГЗОВСКИИВ предыдущем, февральском номере ЗР мы рассказали, как ведет себя при торможении автомобиль с антиблокировочной системой и без нее. Сегодня остановимся подробнее на особенностях устройства АБС и последних новинках в этой области. Антиблокировочные системы (АБС) появились в конце 70-х в качестве дополнительного оборудования дорогих моделей "мерседесов", "ауди", БМВ. Но с годами они получили распространение на более дешевых машинах и все чаще применяются как стандартное оснащение. Поэтому многие владельцы иномарок могут оценить достоинства этого устройства. ПРИНЦИП Антиблокировочная система - это автомат, обеспечивающий торможение в прерывистом режиме. Чтобы точнее понять суть дела, представим себе, что мы едем на отечественной легковой машине, на которой никогда не было АБС. Bcnoi ните шоферскую науку: в дождь, в roni лед, на укатанном снегу нельзя резко тор^ мозить "в пол". Тормоз не выжимают до упора, а "качают" педаль: надавил - и сразу слегка отпустил, снова надавил - отпустил и так до полной остановки. Часто даже экстренное торможение не спасает от наезда на внезапно возникшее препятствие, но еще можно сманеврировать и уйти от столкновения - надо только отпустить тормоз. Но... водитель инстинктивно давит на педаль и становится заложником заблокированных колес. Посмотрим, что происходит с автомобилем при резком и прерывистом торможении. Итак, педаль выжата, давление тормозной жидкости в контурах максимальное, колодки прижаты к барабанам и дискам. Но автомобиль все еще движется по инерции! Пока колеса вращаются, сила трения в точке контакта колеса с дорогой значительно выше, чем когда колеса заблокированы. Грубо говоря, пока колесоНа скользком покрытии машину с АБС (вверху) гораздо легче удержать на заданной траектории.вертится, оно цепляется, хватается протектором за дорогу, даже скользкую. Но вот сработали тормоза, колеса остановились, потеряли часть своих сцепных свойств, и машина уже не катится, а скользит по дороге. Прерывистое торможение позволяет выгодно чередовать блокировку и качение. Педаль нажата - давление жидкости повысилось, колодки сжали диски или барабаны, колеса теряют скорость, вот-вот остановятся и начнут скользить. Но в этот момент педаль отпущена - давление упало и сцепление колес с дорогой восстановилось. Настало время снова притормозить, не позволить колесам раскрутиться, чтобы вскоре, опять слегка отпустив педаль, недать заскользить. Конечно, тормозной путь при этом увеличится, зато машина попрежнему слушается руля. Опытный водитель-профессионал знает, на каком расстоянии надо начинать прерывистое торможение, чувствует, когда надо притормозить, а когда отпустить педаль. И все же дело это тонкое, ошибиться легко. А если за рулем "чайник"?.. Да и опытного шофера не грех избавить от лишнего напряжения, доверив прерывистое торможение не человеку, а электронному устройству. ТАК ОНА РАБОТАЕТ Классическая АБС состоит из электронного блока управления, гидроагрега-46ЗР 3/98 ко их). Например, устройство "АБС-плюс" имеет блок управления с усовершенствованным программным обеспечением. Такой компьютер не только следит за скоростью каждого колеса индивидуально, с высокой степенью точности обрабатывая информацию о скорости вращения каждого из них, но и учитывает положение автомота, зубчатых колец и датчиков скорости Антиблокировочные системы бывают биля на дороге (благодаря дополнительвращения колес. Зубчатое кольцо установтрех- и четырехканальные. На заднепри- ным датчикам - угла поворота передних лено на ступице и вращается вместе с ководных и полноприводных автомобилях колес, скорости поворота машины вокруг лесом. Датчик же расположен на расстоянередко устанавливают только три зубчавертикальной оси). Это дает возможность нии 1-2 мм от кольца, но уже на неподвижтых кольца с датчиками. Два находятся на добавить стандартной АБС дополнительной части подвески. По мелькающим мимо передних колесах (каждый на своем коленую функцию - помочь удержать автомозубчикам кольца он определяет скорость се), а скорость задних измеряет один, оббиль в случае неожиданного маневра. вращения колеса и постоянно информирущий датчик. Зубчатое кольцо при этом не "АБС-плюс" С такой ролью справляется. ет о ней блок управления. Благодаря однона ступице, а на редукторе заднего моста. При повороте скорости правых и левременной работе всех датчиков блок поСоответственно, в гидроагрегате только вых колес неодинаковы, одно колесо мостоянно следит за скоростью вращения катри электромагнитных клапана - два обжет попасть на лед и начать скользить или ждого колеса. Когда водитель слишком служивают передние колеса, один общий блокироваться, а другое останется на асрезко нажимает на тормоз, скорость враперекрывает контур, тянущийся к обоим фальте и будет "цепляться" за него. Разщения колес уменьшается настолько, что задним колесам. При четырехканальной ница в скорости колес возникает и при возникает угроза блокировки и потери схеме каждому из четырех колес полагапроезде неровностей дороги. "АБС-плюс" сцепления шин с дорожным покрытием. ется свое собственное зубчатое кольцо, распознает такую разницу, и, когда водиБлок управления отслеживает это ив нужсвой датчик и свой клапан в гидроагрегатель нажимает на тормоз, электроника ный момент открывает электромагнитные те. Устройство переднеприводных машин снижает или увеличивает тормозное усиклапаны гидроагрегата, вмонтированного с диагональным разделением тормозных лие на каждом колесе индивидуально, в тормозную магистраль. Клапаны открыконтуров позволяет применять только че- компенсируя отклонение автомобиля от ваются, и сливной насос агрегата начинатырехканальную АБС. К тому же такая его вертикальной оси и позволяя водитеет откачивать жидкость из контуров. Давсхема позволяет более точно следить за лю исправить некоторые ошибки. Допусление падает, колодки разжимаются, сцепскоростью каждого из колес. тим, входя в поворот, он повернул руль ление колес восстанавливается. Как тольрезко и на слишком большой угол. Заднюю ко от датчиков поступят сигналы, что коле"ПЛЮС" СТРАХУЕТ В ПОВОРОТЕ часть машины "бросает" к внешнему краю са опять набрали определенную скорость, Техника не стоит на месте - специаклапаны будут перекрыты, давление жидлисты фирм постоянно совершенствуют кости снова возрастет (водитель-то не отпускал педаль!), колодки сожмутся, тормозя колеса. И когда они снова начнут блокироваться, цикл повторится.УВЕРЕННОТаким образом, водитель держит педаль выжатой, а блок управления и гидроагрегат, регулируя давление тормозной жидкости, то притормаживают колеса, то дают им провернуться и тем самым обеспечивают прерывистое торможение, при котором автомобиль сохраняет управляемость. Причем делается все это с немыслимой даже для тренированного человека быстротой - в секунду система успевает 4-10 раз притормозить колеса. В целом тормозной путь автомобиля с АБС уменьшается примерно на 8-10% на скользкой дороге, а на сухом асфальте, напротив, несколько увеличивается по "сравнению с машиной без АБС. / ФШ1Р 4&Lf* *_teAefctol, ,АБС модели МК-20."АБС-компакт". Справа на главном тормозном цилиндре - электронный блок и блок клапанов.антиблокировочные систеповорота - она может буквально встать мы. Электроника нового попоперек дороги. Если в этот момент скоколения учится точнее отслеживать скорость задних колес снизится, а скорость рость каждого из колес и приводить ее в передних останется высокой, машина вписоответствие со складывающейся обсташется в поворот. Наоборот, если водитель новкой; элементы АБС удается сделать "недовернул" руль, возникает опасность компактнее, снизить размеры и массу всевылететь с дороги. В этом случае Hateго устройства. снизить скорость передних колес, а задЗаслуживает особого внимания ряд ние, вращаясь быстрее, "затолкнут" машиновинок немецкой компании "Ай-Ти-Ти- ну в поворот. Аутомотив", выпускающей антиблокироСтабилизировать положение в повг вочные системы (и, между прочим, не толь- роте и избежать заноса можно также аЗР 3/984i счет разницы в скорости левых и правых колес. Когда возникает опасность заноса, "АБС-плюс" уменьшает тормозное усилие колес, находящихся с внутренней стороны поворота, и притормаживает те колеса, которые оказались с внешней стороны. Опыт показывает, что при объезде неожиданно появившегося препятствия водители часто поворачивают руль на слишком большой угол. "АБС-плюс" снизит тормозное усилие на внутреннем к повороту переднем колесе в значительно большей степени, чем обычная АБС. Таким образом, колесо и шина смогут передать большую боковую силу. Одновременно повышается усилие на внешнем к повороту переднем колесе, при этом создается стабилизирующий момент, возрастает устойчивость. У "АБС-плюс" есть еще одна особенность. Стандартная АБС вступает в работу при очень интенсивном нажатии на педаль. "АБС-плюс" подключается, когда водитель% 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 01 10 455 19 15В 40 Рост числа новых европей ских автомобилей, оснащен ных АБС.Малый классНижний средний класс119901993только слегка нажал на тормоз. Но и действует она плавно, начинает антиблокировку в нужный момент ив нужной степени. "КОМПАКТ" И ДРУГИЕ "Ай-Ти-Ти-Аутомотив" занимается также уменьшением размеров и снижением стоимости антиблокировочных устройств. Блоку управления и гидроагрегату требуется определенное пространство под капотом. У компактных автомобилей пространство ограничено, каждый сантиметр на счету и проблема уменьшения габаритов деталей АБС становится актуальной. Два с половиной года назад фирмадали. Если он достигнет критической точки, функция антиблокировки передних колес отключится, однако задние по-прежнему продолжат прерывистое торможение, и машина не сорвется в занос. В такой ситуации можно на миг отпустить педаль - тогда жидкость вновь заполнит главный тормозной цилиндр и функции АБС восстановятся. Еще одна новинка компании - система автоматической стабилизации управления (ASMS), которая включена в дополнительное оборудование "ФольксвагенаГольф" нового, четвертого поколения. Помимо основной (антиблокировочной) функции, новинка оснащена системой полного тягового контроля (ASR), которая препятствует пробуксовке колес во время резкого старта машины на дороге с неоднородным покрытием (сочетание асфальта со снегом, льдом, жидкой грязью). Три датчика-сенсора измеряют угол поворота, степень отклонения от заданного направления, поперечное ускорение, а высокоэффективный компьютер и особый тор99 мозной усилитель активно влияют на поведение автомобиля, даже если водитель 87 85 не нажимает на тормозную педаль. Эта система способна не только управлять 731 тормозами, но и при необходимости может уменьшить подачу топлива. 65 601 Другие фирмы ("Бош", "Лукас", "Келси-Хейс") тоже работают над модернизацией элементов АБС. К примеру, шведская СКФ встроила датчик угловой скорости и зубчатое колесо прямо в подшипник. 35 из корпуса которого к блоку управления тянется провод. У нас в стране тоже разрабатываются антиблокировочные системы (см. ЗР. 1990, № 11), в первую очередь для тяжелых машин - некоторых моделей грузовиков и автобусов. Но о серийных АБС на Средний класс Большой класс отечественных автомобилях пока приходится только мечтать. Для обеспечения 1997 11995 надежности АБС нужна очень высокая культура производства, предъявляются тормозов. "АБС-компакт" обходится без высокие требования не только к электросливного насоса и присутствующих в гиднике, но ик качеству узлов ходовой части. роагрегате обычной АБС аккумуляторов Блок управления должен быть устойчив к низкого давления. Прецизионные клапаны помехам от внешних электромагнитных перепускают жидкость из соответствуювоздействий, выход из строя АБС не долщих контуров в бачок. Таким образом, при жен нарушать работу штатной тормозной срабатывании АБС педаль будет постесистемы. Способны ли российские автопенно опускаться. Однако создатели "компром, электронная промышленность и пакта" предусмотрели и ситуацию, когда "оборонка" выполнить эти и многие другие педаль начнет приближаться к ограничитребования, создать современное, надежтелю и система дойдет до предела своих ное изделие - тема отдельного разговора. возможностей. Такое может произойти, И все-таки мы надеемся, что когда-нибудь например, при длительном интенсивном на нашем рынке появятся антиблокироторможении с высокой скорости на скользвочные и противобуксовочные системы кой дороге. В системе есть датчик хода педля массовых легковых машин.выпустила систему МК-20, которая считается одной из самых компактных АБС в мире: она весит всего 3 кг, размеры блока 16x10x10 см. Электродвигатель сливного насоса получает питание по внутреннему кабепю, который проходит к блоку управления через гидроагрегат. Такой кабель превосходно защищен от атмосферных условий и повреждений. Конструкцию клапанов МК-20 можно смело отнести к произведениям инженерного искусства, а вся система не только компактна, но и надежна, легко монтируется. Но у "Ай-Ти-Ти" есть и еще более компактная модель - "АБС-компакт". Ее размеры сопоставимы с размерами обычной тормозной системы, не оснащенной АБС. Блок управления, гидроагрегат и главный тормозной цилиндр объединены в один узел. По размеру вся система чуть больше тормозного бачка, она кажется маленькой коробкой на фоне "тарелки" усилителя48ЗР 3/98