128
СТАРЫЙ 'ОПЕЛЬ" - СЫН ОШИБОКИномарка почтенного возраста способна доставить больше хлопот, нежели отечественная "ровесница".Михаил СТЕРЕНЗАТ, Санкт-Петербург. Фото автораПо роду занятий мне довелось "пообщаться" с множеством самых различных автомобилей - легковых, грузовых, автопогрузчиков... Большинство из них работало на дизельном топливе. Дизель сравнительно прост в эксплуатации, потребляет более дешевое топливо и менее прожорлив, нежели его бензиновый собрат. Поэтому, когда в рекламной газете попалось объявление о продаже "Опеля-Рекорд" с дизелем, я решил попытать счастья. Модель оказалась довольно редкая для нас: двухдверный кузов плюс дизель. Предварительный осмотр и пробная поездка не вызвали отрицательных эмоций. Настораживало только, что изначально автомобиль был привезен моряком - берут не лучшие машины. К тому же автомобиль не заводился от аккумулятора. Хозяин твердил, что аккумулятор старый и "не тянет", поэтому пришлось заводить "Опель", таская его "на галстуке". Осмотрев двигатель, я обратил внимание на пузырьки в "отсечке" и подумал, что в топливную систему просто попал воздух. Решив для себя, что все это "текущие" проблемы, я начал торг. В итоге за "Опель-Рекорд-Е 2,3D" 1982 года в варианте "люкс" с пробегом (по спидометру) 90 000 километров я заплатил 1200 долларов плюс расходы по оформлению (еще 40 долларов). Первой неожиданностью стало закипание охлаждающей жидкости даже после небольшого путешествия через город. Большинство знакомых слесарей со стажем сошлись во мнении, что прогорела прокладка головки цилиндров. Снял "голову" - все в порядке. Решил съездить на диагностику есть в Санкт-Петербурге такой центр. Однако стоит это удовольствие более $100, поэтому для начала я приехал без машины и описал мастеру свои проблемы "на пальцах". Диагноз: трещина в "голове" или в блоке. Час от часу не легче. Тем более, что в Санкт-Петербурге можно "реанимировать" только алюминиевую головку блока, на двигателе же моего "Опеля" оказалась чугунная. Официальный заказ новой через магазин обойдется в $1000. Как позже выяснилось, в "Опеле", обладателем которого я стал, есть две дорогие и очень дефицитные детали: головка блока и коленчатый вал. Стоят они примерно одинаково и ремонту в условиях мастерской не подлежат. Размышляя, где взять денег на дорогой ремонт, я решил для начала все же проверить систему охлаждения. Вспомнил, что в двигателе есть два контура, по которым движется жидкость, и что если из системы удалить термостат, то жидкость пойдет по "большому кругу" (по крайней мере, так сделано в отечественных автомобилях). Однако эксперимент показал, что, если термостат отсутствует либо открыт полностью, охлаждающая жидкость движется по малому кругу. Разобрав термостат, который, кстати сказать, оказалсянеисправным, выяснил, что в опелевском" двигателе производства "Дженерал моторе" сделано с точностью до наоборот. Тогда я смастерил пробку и установил ее на место штатного термостата. Теперь двигатель не греется ни в жару, ни в условиях городского движения. Настало время проверить поршневую группу. Результат замера компрессии оказался неутешительным. Однако ремонт обошелся дешевле, чем я рассчитывал: выяснилось, что по многим параметрам к 2,3-литровому двигателю подходят "волговские" поршни размера 92,5 мм. После подгонки на станке (пришлось немного увеличить и сместить отверстия для поршневых пальцев) установил поршни в двигатель. (К сожалению, автор не задумался о том, выдержат ли поршни бензинового двигателя дизельные нагрузки, значительно более высокие. - ред.) Двигатель заработал, компрессия стала нормальной, однако опять начались перегревы - наПятнадцатилетний "Опель" выглядит еще вполне прилично.Места штатных аккумуляторов под капотом свободны - их заменяет один большой "нештатный", разместившийся в багажнике. Один из наиболее заметных участков коррозии - похоже, здесь еще можно обойтись зачисткой, грунтовкой и подкраской. Люк с электровентилятором, работающим от солнечной батареи.