174
Рис. 6. Движение автомобиля с неисправным амортизатором по "стиральной доске".ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬэто, иной автолюбитель тотчас по ­ купает и устанавливает "жесткие" амортизаторы - но, избавившись Рис. 7. Затухающие колебания колеса от раскачивания машины, приобпосле прыжка с выступа. ретает "комфорт", как у телеги. А в придачу - повышенные динамичеРис. 8. Так ские нагрузки на многие узлы ав ­ возникает потомобиля. Более того, в этом слуперечная сила, чае при ходе отбоя колесо, " з а ­ дестабилизирующая автодерживаясь" в воздухе, плохо от ­ мобиль. слеживает впадины покрытия (рис. 10, а). Чрезмерное сопротивление отбоя оборачивается отрывом ко ­ Рис. 9. Картина колебаний неподрессоренных масс и подвески на разбитой дороге.У меня довольно старые (пробег 95 тыс. км) "Жигули". С некоторых ' пор стал замечать странное поведение двигателя: при пуске, поездках по городу, при скорости до 90-100 км/ч по шоссе - все вроде бы нормально. Но стоит развить большую скорость температура резко растет и через минуту приходится сбрасывать газ, чтобы вернуть ее к норме... Чтобы разобраться в причинах такой "странности" надо вспомнить, что теплоотдача двигателя (исправного, от- , регулированного) зависит от режима его работы. Образно говоря, чем больше дров вы бросите в костер, тем больше тепла получите для того, чтобы сварить, скажем, уху, но при этом больше тепла уйдет ив воздух - на "нагрев мирового пространства'! Иными словами, часть энергии сгоревшего бензина в виде тепла уходит в систему охлаждения и далее в окружающую среду. Чем быстрее вы едете, тем выше требуемая мощность и больше тепла должна принять в себя система охлаждения. И здесь главное звено - радиатор. Его возможности теплообмена при любых режимах работы двигателя рассчитаны с некоторым запасом. Поэтому, когда он исправен, перегрева не возникает даже при максимальной мощности двигателя. Если же при какой-то скорости движения в радиатор поступает больше тепла, чем он способен отдать воздуху, происходит то же, что в школьной задачке про бассейн: когда в него поступает больше воды, чем вытекает, водоем переполняется. В вашем случае перегревается двигатель. Кстати, при некоторых повреждениях радиатора (часть трубок почемулибо исключена из "водоворота") снижается в первую очередь его запас эффективности, как ив вашем случае. Автомобиль приобретает своеобразный ограничитель скорости или мощности. На что следует обратить внимание? Как вы понимаете, термостат здесь ни при чем (циркуляция - по "большому кругу"), электровентилятор тоже. Нужно проверить исправность самого радиатора. Его эффективность может резко снизиться вследствие загрязнения - как снаружи, так и изнутри. Как минимум, радиатор нужно тщательно очистить и промыть.леса - оно как бы повторяет об ­ щую "баллистику" автомобиля в прыжке. При правильном подборе сопротивления отбоя колесо в большинстве случаев следует профилю впадины. Но не всегда. При соскоке с выступа (рис. 10, б) даже при идеальном амортизаторе короткий отрыв неизбежен. Но сравните его с амортизатором чрезмерного сопротивления! И ны ­ Рис. 10. Поведение колеса при прохождении плавной волны (а) и выступа покрытия (б): 1 - правильная ми словами, поиск подходящих работа амортизатора при ходе отбоя; амортизаторов - в зависимости от 2 - чрезмерное сопротивление отбоя. назначения автомобиля, характера дорог, характера владельца иАс хорошими? В этом случае т.д. - дело тонкое... Чем нам и правое колесо (рис. 8) не стало бы приходится иногда заниматься порхать в воздухе, а катилось по (например, ЗР, 1998, № 1). дороге. Его реакция полностью или Итак, насколько достоверны частично уравновесила бы силу Z, результаты проверки методом упрощая водителю его задачу. "качнул - глянул"? Они дают лишь На наших дорогах возможны примерное представление о "сполюбые сочетания неровностей. собностях" амортизатора - на са ­ Наезд на каждую сопровождают мых низких частотах. Оценить его колебания неподрессоренных пригодность для любых режимов масс, часто не успевающие затухдвижения можно лишь на специнуть до наезда на следующую альном диагностическом оборудо(рис. 9). Тут даже отсутствие резо ­ вании. Чаще, увы, на собственном нанса - слабое утешение: при не ­ (иногда печальном) опыте. эффективных амортизаторах по ­ стоянные отскоки колес от покры ­ тия делают вождение автомобиля неприятным и небезопасным. Зная174ЗР 3/98