80
81
82
связьВ прошлом номере (ЗР, 1998, № 2) мы описали "Свободные руки" одно из устройств, приспосабливающих сотовый телефон к автомобилю. Сегодня возьмем на себя смелость рассказать о сотовой связи вообще.А лександр 6УДКИН. Фото Владимира КнязеваВ ЕЗ ТЕЛЕФОНАНИ ШАГУРедкая реклама мобильного (состояний предпочтительны большие "соты", тового) телефона обходится однако в центре крупных городов, таких, без указания стандарта, в котокак Москва, большой размер "соты" неудором работает тот или иной побен: в ее рабочую зону попадает очень ставщик услуг такой связи. Это много абонентов и станция ретрансляции неспроста. Многие возможности мобильоказывается перегруженной. Размер "соного телефона определяются именно ты" зависит от частоты стандарта. Условстандартом. В нашей стране наибольшее но можно считать, что чем выше частота, распространение получили четыре стантем меньше размер "соты". Например, для дарта: "скандинавский" стандарт NMT-450 DAMPS (800 МГц) примерный максималь(телефон работает на частоте 450 МГц), ный радиус "соты" около 20 км, а для GSM"американский" DAMPS (частота 800 МГц), 1800 - около 5 км. "европейский" GSM-900 и, наконец, станЕсть и другие факторы, определяюдарт GSM-1800 - самый "молодой" из упощие различия между стандартами: волны мянутых. Два последних, как это видно из разной частоты и, следовательно, разной их названия, работают на частотах 900 и длины имеют различные показатели при 1800 МГц соответственно. их распространении, переотражении, заКаждому стандарту присущи свои тухании, огибании препятствий и т. д. Наособенности, достоинства и недостатки. пример, всем известно, что, слушая раОдин из важных параметров, который подио в городах, мы предпочтем УКВ-диазволяет сравнивать системы друг с друпазон (высокочастотный), а на больших гом, - размер "соты". Чем он меньше, тем расстояниях - диапазон ДВ (низкочастотчаще приходится ставить базовые станный). Примерно то же самое и здесь. ции. Поэтому для покрытия больших расИменно поэтому можно считать, чтоGSM-1800 - стандарт, оптимальный для мегаполисов, GSM-900 и DAMPS - для связи город-пригород, a NMT-450 - для масштабов страны. Конечно, подобное деление довольно условно, но различия между стандартами во многом определяют, что сможет предложить вам тот или иной "оператор сотовой связи" - иначе говоря, поставщик телефонных услуг. Сколько таких "операторов" в России точно сказать не беремся, но в Москве крупных операторов сотовой связи три: | "Би Лайн", "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и "Московская Сотовая Связь" (МСС). Каждый из них работает со "своим" стандартом: "Московская Сотовая" с NMT-450, компания МТС - с GSM-900, а "Би Лайн" - сразу с двумя стандартами: DAMPS и GSM-1800. У каждого из операторов есть дилеры, уполномоченные продавать телефонные аппараты и подключать вас к своей сети. Очевидно, что фраза "GSM лучше, чем МТС" звучит абсурдно. Так же абсурдно сравнивать "качество связи" при подключении к одной иi той же сети через двух разных дилеров.Зная, с каким стандартом работает тот или иной оператор сотовой связи, легко понять и различия между ними. Например, "Московская Сотовая" имеет наибольшую зону охвата в Подмосковье и самый широкий роуминг в России, поскольку стандарт NMT-450 позволяет "легко" покрывать просторы нашей необъятной страны и здесь ему нет равных, но уступает в качестве связи в Москве ив международном роуминге. Стандарты DAMPS и GSM-900 обеспечивают лучшую связь в мегаполисах - таких, как Москва. Они довольно близки по своим характеристикам, а потому различия в качестве связи и зоне покрытия определяются не столько самими стандартами, сколько качеством работы оператора связи (соответственно, "Би Лайн" и МТС). Однако полезно знать, что DAMPS - стандарт "американский", a GSM-900 - "европейский". Поэтому при поездке в Европу удобнее окажется стандарт GSM-900 (оператор МТС), а при поездке в США - стандарт DAMPS (оператор "Би Лайн"). Это отнюдь не означает, что при другом "раскладе" вы будете лишены мобильной связи в указанных регионах. Суть в ином: если у вашего оператора возникнут затруднения с обеспечением вас связью, то на время поездки вы получите "в аренду" другой телефонный аппарат, а ваш пока немного отдохнет. Существуют, конечно, так называемые двухрежимные аппараты, способные переключаться с GSM-900 на GSM1800 (и наоборот), но это тема отдельного разговора. Осталось рассказать про стандарт GSM-1800 (его иногда называют DCS1800). Самый новый из действующих стандартов, он разрабатывался специально для мегаполисов, а потому должен обеспечивать высококачественную связь в центре города и обладать "конфиденциальностью", свойственной стандартам семейства GSM. Главное преимущество GSM-1800 - возможность одновременно об^^^^лслуживать множество абонентов, то есть постоянное наличие свободных линий. Главный недостаток - в силу "молодости" этого стандарта (в Москве он появился в апреле 1997 года) зона его обслуживания в Московской области крайне мала. Там, где заканчивается сравнение стандартов, начинается обсуждение операторов: кому удалось больше "выжать" из своего стандарта, у кого шире выбор услуг, выше качество связи, больше зона покрытия, "лучше" телефонные аппараты, кто предложит к телефону больше аксессуаров, у кого шире роуминг (возможность пользования телефоном в разных городах и странах). Здесь-то и начинается головная боль. Оказывается, телефонные аппараты и аксессуары к ним для каждого из стандартов производят одни и те же фирмы, так что, глядя на иной телефон, не всегда скажешь, по какому стандарту он работает. Очевидно, что и функциональные возможности у этих аппаратов близки. Дальше - больше: каждый оператор предоставляет список из 50-60 стран, в которых он обеспечивает международный роуминг, каждый предлагает больше десятка услуг и еще больше аксессуаров. А потому корректно сравнить операторов связи, оценив десяток различных факторов, в рамках нашего обзора невозможно. Но• *очевидно, что битва получится жаркая. "Московская Сотовая", немного уступив свои позиции в Москве, обязательно поборется за просторы Московской области и еще более уверенно будет претендовать на общероссийский рынок, а потому своего клиента найдет всегда. Основную борьбу в столице, наверное, поведут "Би Лайн" со своими DAMPS и GSM-1800 и МТС со стандартом GSM-900. Они наиболее близки по характеристикам и, что важно, хорошо приспособлены для работы в городе. Основным козырем МТС, надо полагать, будет близость Европы, где стандарт GSM-900 более распространен. Главным же аргументом "Би Лайн", по всей видимости, будут два используемых ею стандарта. При этом DAMPS может похвастать высоким качеством связи даже в самых "трудных" местах Москвы и большой зоной охвата в области. еперь немного о столичных ценах на услуги. Сколь бы низкие цены за прямой московский номер ни называла вам реклама (например, всего 100 долларов с учетом праздничной скидки или 200 долларов без таковой), имейте в виду, что полная сумма договора будет, вероятно, в диапазоне $800-1200, но и это скорее ниж-Т?»°н- С ИГМа '.«^S^SS^S*-^***СтениоР*4ГИНалеН'W i " ^один из ^ V087м-900ИЯИ'I;JP з/м IFZLняя планка, чем верхняя. Судите сами: стоимость прямого московского номера - около $200, стоимость наиболее "ходовых" телефонных аппаратов $200-700. Добавьте сюда сумму ($400-1000), которую оператор сотовой связи берет с вас в качестве аванса, залога или предоплаты за абонентское обслуживание (правда, эти деньги вам впоследствии вернут). Если хотите установить в машине комплект громкоговорящей связи, придется доплатить еще $200-500. Ну и последнее: стоимость одной минуты разговора - $0,4-0,6 с абонентом в Москве и $0,8-2,5 - с "заграницей". Последняя цифра зависит от того, с какой страной вы будете разговаривать. Заметьте, мы умышленно не указываем цены каждого из операторов, а приводим лишь осредненные. Объяснять, почему где-то дороже, а где-то дешевле, в наши задачи не входит. Подробности сообщит выбранный вами оператор. Что вы получите, заплатив эти деньги, и какова граница связи, скажем, в Московской области? Конечно, карты с обозначенными границами связи у всех операторов отличаются, но дать общие ориентиры мы можем: условная граница зоны приема вокруг Москвы: Можайск, Руза (не у всех), Истра, Клин (у одного из операторов - до Твери), Дмитров (не у всех), Сергиев Посад, Красноармейск, Ногинск, Ликино-Дулево (не у всех), Бронницы, Востряково, Серпухов (не у всех), Наро-Фоминск и снова Можайск. Однако следует иметь в виду, что это лишь "дальнобойность" вдоль трассы. При отъезде в сторону связь постепенно ухудшается: например, между городами Клин и Дмитров на картах встречаются "белые пятна". ще один вопрос: чем отличаются друг от друга телефонные аппараты, ведь разброс цен довольно велик. Очевидно, что все имеют разные массу, размеры, дизайн, но различия в цене определяются не этим. Довольно велик разброс расчетного времени работы аппарата при одной полной зарядке аккумуляторной батареи - он заметно влияет на стоимость. Время работы в режиме разговора колеблется от 1,5 до 10 часов (в среднем 2-3), в режиме ожидания от 12 до 100 часов (в среднем 50-60). Отличаются аппараты также возможностями жидкокристаллического дисплея, наличием выдвижной антенны и встроенными функциями типа "русского" меню, возможности запомнить 10-12 секунд речевой информации или чем-нибудь еще в этом роде. При выборе телефонного аппарата автомобилисту стоит заранее определиться, будет ли он устанавливать в машине систему "Свободные руки" (громкоговорящая связь с выносной антенной). Не поленитесь проконсультироваться на сей счет в авторизованном техцентре. Когда поедете устанавливать, будьте готовы к тому, что вам предложат врезать антенну в центр крыши: так будет достигнут максимальный эффект от использования выносной антенны. И наконец, более общая рекомендация по выбору оператора связи. Прежде чем покупать сотовый телефон, оцените, как часто вам придется пользоваться аппаратом в центре Москвы (Тверская, Арбат...), по какому направлению из Москвы в область вам наиболее важна надежная связь (у разных операторов есть в этом различия), в каких городах страны или мира ис какой периодичностью наиболее вероятно ваше появление (стоимость роуминга в интересующем вас городе, стране у разных операторов может заметно различаться). И, наконец, обратите внимание, как соотносятся стоимости начального контракта и минуты разговора: самому дорогому контракту нередко соответствует самая дешевая минута, и наоборот. Этими советами ограничимся, чтобы не запутать читателя во множестве нюансов. УМНЫЕ КОЛПАЧКИ В Германии одна из фирм выпускает специальные колпачки для вентилей автомобильных камер, сигнализирующие об утечке воздуха. Если давление в камере падает хотя бы на 0,1 атмосферы, наконечник колпачка окрашивается в красный цвет. К сожалению, эти удобные устройства пневмоконтроля никак не защищены от похитителей... КТО МИРОВОЙ ЛИДЕР ПО ПРОДАЖЕ ШИН? В денежном выражении - французская фирма "Мишлен" (в 1996 г. -13,1 миллиарда долларов). За ней следуют японский "Бриджстоун" (12,9 млрд.), американский Тудьир" (11,7 млрд.), немецкий "Континенталь" (4,9 млрд.), японский "Сумимото" (4 млрд.), итальянский "Пирелли" (3,1 млрд.). По количеству продаваемых шин лидирует Тудьир", но из-за сравнительно низких цен на авторезину в США он оказался в денежном ряду на третьем месте."О'КЭЙГ НА 70%По данным Федерального управления шоссейных дорог США, из 582 тысяч мостов в стране 180 тысяч нуждаются в ремонте или реконструкции. Проблема усугубляется тем, что в сентябре 1997 г. завершилась федеральная программа, позволявшая штатам использовать налоговые поступления от продажи бензина для поддержания мостов в порядке. 'КОРИДОРЫ КОНЧАЮТСЯ СТЕНКОЙ"? Европейская экономическая комиссия придает большое значение транспортному коридору Париж - Берлин Варшава - Минск - Москва. Недавно решением Хельсинкской конференции он официально продлен до Нижнего Новгорода. Представлено уже более 30 инвестиционных проектов по развитию этого коридора, но, как отмечают эксперты, все они теряют смысл без наведения порядка на пограничных пропускных пунктах к востоку от Германии... В ИСПАНИИ - НЕ РАССЛАБЛЯЙТЕСЬ! Нашим туристам, открывшим для себя Испанию и путешествующим по ней за рулем, полезно знать результаты опроса тамошних водителей. 43% из них считают себя асами, способными выйти на дороге из любой критической ситуации, 93% согласны, что ремни безопасности жизненно важны, но лишь каждый третий имеет обыкновение ими пристегиваться. 24% свежих выпускников автошкол убеждены, что управляют автомобилем не хуже опытных водителей.ВЕзаключение немного статистики: 1978-й считают годом рождения сотовой связи. Тогда в Чикаго появились первые 2000 абонентов. В 1986 году во всем мире насчитывалось уже около 500 тыс. абонентов сотовой связи, в 1996-м - около 50 млн. Первая система сотовой связи в России (в С.-Петербурге) появилась в 1991 году. Тогда полная стоимость договора составляла $4-5 тыс., что было сопоставимо со стоимостью новых "Жигулей". В конце 1995 (спустя четыре года) тот же договор стоил уже $2-3 тыс. Сегодня, спустя еще три года, цена снизилась примерно до 1 тысячи. По прогнозам специалистов, еще через несколько лет себестоимость сотовой связи сравняется с обычной (проводной) телефонной и мобильный телефон перестанет быть признаком состоятельности владельца. Редакция благодарит всех перечисленных в обзоре операторов сотовой связи за помощь в подготовке материала.