210
211
А МЫ ДЕЛАЕМ ТАКМОСКВИЧ-2141": МЕНЯЕМ ПОДШИПНИК СТУПИЦЫМы уже рассказывали, что срок службы такого подшипника, его работоспособность в значительной степени зависят от затяжки гайки ступицы (ЗР, 1997 № 10). Гайку необходимо затягивать моментом около 18-20 кгсм (на плече ключа в 0,3 м действует усилие 60-67 кгс!). Как видите, это достаточно тонкая операция: если гайку недотянуть (или она по каким-либо причинам ослабла), подшипник, особенно на неровном дорожном покрытии, начнет разрушаться. Как правило, в результате усталости материал дорожек качения и шариков выкрашивается, покрываясь язвочками питтинга, - теперь подшипник при работе издает характерный гул, который должен вас насторожить. Езда с таким дефектом рискованна, потому что подшипник неожиданно может заклинить, после чего ремонт вряд ли ограничится только его за ­ меной: нередко бывают повреждены его посадочные места в поворотном кулаке 2 (рис. 1), на ступице 3, случаются и повреждения цапфы 4 ШРУСа. Наконец, известны и аварии по этой причине. Итак, приступим к работе. Как правило, мастер-самоделыцик" д е ­ монтирует негодный подшипник подручными средствами, так как со ­ хранять его нет необходимости. Важно правильно установить новый подшипник - нередко его повреждают неверными действиями "с новья" после чего он зашумит гораздо раньше срока. Например, недопустимо наносить удары по внутреннему кольцу с передачей усилия на наружное через шарики - подшипник (заметьте - еще не затянутый!) испытывает то же, что его ослабленный собрат на неровной дороге. Если на кольцах(или шариках)появятся хотя бы микроскопические отпечатки, вмятинки, выкрашивания считайте, что начало разрушению вы положили. Приступать к разборке нужно с демонтажа поворотного кулака 2 (см. рис. 1), сняв его со шлицев привода ("гранаты"). Для этого вывешиваем и снимаем колесо, затем торВ ступицах передних колес Москвича-2141 , как и на многих современных автомобилях, применяются двухрядные радиальноупорные шариковые подшипники. Они не требуют обслуживания в процессе эксплуатации, однако рано или поздно владельцу автомобиля приходится заменять их новыми. Как это сделать в условиях небольшой мастерской или в гараже любителя-умельца, описывает Росс ТВЕГ. мозной диск 8. Поворотный кулак отсоединяем от телескопической стойки 1, снимаем скобу тормоза (на рис. 1 не показана).Рис. 1. Переднее колесо и близлежащие детали: 1 - телескопическая стойка; 2 - поворотный кулак; 3 - ступица; 4 - наружный ШРУС; 5 - гайка М20х1$; 6 - подшипник: 7 - стопорное кольцо; 8 - тормозной диск; 9 - шаровой шарнир; 10 гайка; 11 - рычаг подвески.Отворачиваем гайку 5 ("на 30" М20х1,5) и гайку 10 крепления пальца шарового шарнира 9к рычагу подвески 11. Выпрессовываем палец из рычага. (Эти вспомогательные операции мы сегодня не рассматриваем.)Поворотный кулак в сборе со ступицей легче снять со шлицевой части привода универсальным съемником или с помощью приспособления, показанного на рис. 2. (Мы его изготовили для своей СТОА, так как ремонтируем "москвичи" постоянно, а в этих условиях универсальные съемники довольно быстро приходят в негодность. Наше приспособление имеет больший запас прочности, и в этом его главная ценность. Конечно, если вы предпочтете универсальный съемник, то он, очевидно, вполне применим для операций, показанных на рис. 2 и 3, - в этом случае количество деталей, которые нужно из ­ готовить, заметно сокращается.) Теперь, когда снятый узел у вас в руках, требуется выпрессовать ступицу из внутренних колец подшипника. Это показано на рис. 3. Здесь используем наш съемник с дополнительными деталями - диском 5и тремя штифтами 3. Последние проходят через отверстия в ступице, специально для этого предусмотренные. Следующая задача - выпрессовать наружное кольцо подшипника из гнезда в поворотном кулаке. Сняв стопорное кольцо 7 (см. рис. 1), в ы ­ прессовываем негодный подшипник, используя оправку, показанную на рис. 4, и молоток. (В этом случае удар передается на наружное кольцо через внутреннее и шарики, но подшипник-то все равно выбрасывать.) Теперь, после очистки деталей (особенно посадочных мест) можно начать сборку узла. Новый подшипник запрессовываем в поворотный кулак, как показано на рис. 5. Здесь используется винт 1 от нашего приспособления, оправка 2и опорный узел, включающий опору 5, упорный подшипник 6и гайку 7. Такой узел (рис. 6) намного облегчает работу: если, идя по пути упрощения, отка'имиимами210ЗР 5/98 ГЛ\•I ••WWmfttt^yT-*wtmwШШШШШS24 010mmшиишлшшшшшшши'"•j11ШШШШ1ШШШ||1Ш11ШШ|11Ш|||ШШИp• t-1T ! фас»».1m!=Ob-lb J фаскиРис. 2. Снимаем поворотный кулак: 1 - ШРУС; 2 - поворотный кулак; 3 - ступица; 4 - захват (2 шт.); 5 - болт М6-50 с гайкой; 6 траверса; 7 - винт. Рис. 3. Выпрессовываем ступицу: 1 - поворотный кулак; 2 - внутренние кольца подшипника; 3 - штифт (3 шт.); 4 - ступица; 5 диск.1*45^J^-^7-T—r-l10R2Рифление сетчатоеI<:> •4*2x45°_ 2 фаскиГзРис. 4. Оправка для выпрессовки старого подшипника из поворотного кулака. Рис. 5. Запрессовываем новый подшипник: 1 - винт; 2 - оправка; 3 - наружное кольцо подшипника; 4 - поворотный кулак; 5 - опора; 6 - упорный подшипник; 7 - гайка.заться от него, то при запрессовке подшипника 3 придется преодолевать значительное трение между деталями. На наш взгляд, лучше описанное приспособление: с ним ира ­ ботать легче, и хватит его не на од ­ ну разборку-сборку. (Упорный подшипник 8105 имеет статическую грузоподъемность до 2570 кгс, более чем достаточную для наших задач.) Далее запрессовываем ступицу в подшипник (рис. 7). Используем тот же винт и опорный узел, но оп ­ равка 2 (меньшего диаметра) упирается во внутренние кольца подшипника. Очевидно, вы понимаете, п о ­ чему нельзя выполнять эту операцию, используя оправку 2 на рис. 5! Хотя ис ее помощью ступица будет запрессована, усилие "замыкается" на шариках и кольцах, что может по ­ ложить начало их ускоренному из ­ носу. Мы же с вами выполнили все операции грамотно, не допуская по ­ вреждения деталей. Рассмотренные приспособления применяются и при замене подшипников задних колес, о чем мы расскажем в будущем. СвоимиСиламиРис. 6. Опорный узел приспособления: 1 - опора; 2 - упорный подшипник 8105; 3 - гайка.Рис. 7. Запрессовываем ступицу в подшипник: 1 - винт; 2 оправка; 3 - наружное кольцо; 4 - ступица.ЗР 5/98211