24
25
АВТОПРОМФлагман российского автомобилестроения работает, преодолевая трудности.Елена ВАРШАВСКАЯ. Фото Сергея МишинаСмомента своего рождения - нет, даже раньше это предприятие уже было любимцем всей страны, гордостью промышленности, примером, образцом. флагманом. Два десятка лет ВАЗ выпускал автомобили лучше всех, современнее всех, числом больше всех в СССР. И вот сегодня флагман, торпедированный в экономических баталиях, дал течь. Впрочем, внешне все в порядке, даже более чем. В прошлом году АО "АвтоВАЗ" выпустило рекордное количество автомо-освобождающегося оборудования и туда. А пока в сборочном цехе по третьей нитке конвейера друг за другом плывут отживающая свое "шестая" и начинающая жизненный путь "десятка". Совсем еще недавно пришлось бы стоять и ждать, чтобы увидеть на конвейере среди давно знакомых кузовов новый, ВАЗ-2110. а сейчас вот они, идут через один. Кстати, напоследок "шестерке" повезло: красят ее сейчас так же, как "десятую" модель. И цвета металлик, и технология окраски, позволя-спортивного вида красавцу, тщательно скрываемому от любопытной публики, уготована нелегкая судьба. Он уже прошел испытания на вазовском полигоне в Сосновке, где ездил в 30-градусный мороз по снегу и гололеду. Теперь "Астра" - в лабораториях, где специалисты вместе с коллегами из "Опеля" будут изучать, как переносит "немец" дорожные и климатические условия России, как адаптировать его к новой среде обитания. Уже в этом году должен стартовать первый этап совместного проекта - сборка "Астры". Подобрана площадка в Тольятти. там будет смонтировано оборудование (его в качестве инвестиций в СП поставит фирма "Опель"), и через год-другой объем выпуска "Астры" достигнет 35-50 тыс. штук. Машина, действительно, станет совместной -КОРАБЛЬбилей за всю свою историю - более 740 тысяч! В советские времена за это давали ордена и медали, а сейчас прошло как-то незаметно. В нынешнем году предприятие намерено превысить этот результат на восемь с лишним тысяч автомобилей. Наконец-то активизировалась и стала заметной потребителю работа над обновлением модельного ряда. - Мы планировали в этом году выпустить 86 тысяч ВАЗ-2110. Но посчитали - и решили увеличить производство "десяток" на 30 тысяч, - говорит президент, генеральный директор АО "АвтоВАЗ" Алексей Васильевич Николаев. - Это выгоднее. чем продолжать на том же конвейере делать "шестую" модель. Хотя оплакивать старушку "шестерку", не утратившую симпатии российских автомобилистов, рано: эта модель постепенно "переедет" в Сызрань. Там, на площадях завода "Луч", на переданном в лизинг вазовском оборудовании будут сваривать, красить кузова и собирать ежегодно около 40 тысяч ВАЗ-2106, Хотят выпускать "шестерку" и на Украине. Идут переговоры о том. чтобы направить часть ющая достичь более высокого качества. Вдоль конвейера в небывалых количествах громоздятся ящики, контейнеры. Не так-то просто одновременно собирать совершенно непохожие модели - нужен двойной набор деталей. А рабочим каково: мало не отстать от сумасшедшего темпа движения конвейера, так еще непрестанно перестраиваться с одной модели на другую. А это что? На конвейере показался совсем еще непривычный силуэт. ВАЗ2111, универсал! Их пока собирают единицы. Но в Тольятти и на заводе они уже встречаются и вот-вот начнется серийный выпуск. В нынешнем году "одиннадцатых" собираются сделать 5100 штук. По другому конвейеру вместе с "восьмерками" и "девятками" идет ВАЗ-2115 модернизированный ВАЗ-2Ю99, гораздо более современный внешне. "Пятнадцатых" сделают в этом году около пяти тысяч, из которых три тысячи - в опытнопромышленном производстве. Продвигается и проект с "Дженерал моторе". Новый "Опель-Астра", поступивший в продажу в марте, приехал в Тольятти намного раньше. Белому трехдверному. только в первое время 2000-2500 автомобилей будут собирать из немецких деталей (даже кузов будет сварен в Германии). Спустя год вазовцы намерены сами сваривать и окрашивать кузова, в России начнется изготовление многих комплектующих. А сейчас в Германию отвезли некоторые узлы ВАЗа. в том числе коробку передач, чтобы там специалисты "Опеля" определили, можно ли их использовать в производстве "Астры". Так что дело идет, собственные новые модели завод выпускает, иностранную, следуя нынешней моде, будет собирать... Тогда откуда же разговоры о пробоине в нашем флагмане? На вазовском треке, в недостроенных корпусах, в сборочном цехе, на площадках громадной территории предприятия - тысячи автомобилей. Это некомплект, "замороженные" миллионы деноминированных рублей. Поставщики АвтоВАЗа не отгружают ему своей продукции. У каких-то уже собранных автомобилей не хватает фар, у каких-то - электропроводов, у каких-то иных деталей. Автозавод не может вовремя заплатить поставщикам, у тех не хватает средств, чтобы произвести нужную24ЗР 5/98 ВАЗу продукцию. В результате волжский автогигант, и так не имеющий денег, выпускает некомплектные автомобили: не продали их - лишились части оборотных средств, приходится рассчитываться по бартеру. Его в продажах АвтоВАЗа - 36%. Огромная доля, непозволительная (хотя раньше были все 70%). но что делать? АО АвтоВАЗ" - должник: 2 млрд. 855 млн. "новых" рублей - федеральному бюджету, 1 млрд. 417 млн. - областному. 375 млн. городскому. Да еще - Пенсионному фонду и Внешэкономбанку. Никого не интересует. что львиная доля долгов - штрафы и пени за несвоевременные платежи. Никого не интересует, что в годы высокой инфляции предприятию приходилось выбирать: или налоги - или жизнь. И уж тем более неважно, что за время своего сущест-долларах это наглядней: 250 миллионов. А. например. Рено" в собственное развитие вкладывает один миллиард долларов - при том. что и производство у французов современнее. и не приходится догонять конкурентов, отстав от них так. как ВАЗ. - Ситуация осложняется еще больше. - объясняет Николаев. - Ведь помимо долгов. мы вынуждены по постановлению правительства отдать ему в залог 50% акций плюс одну. Если график погашения долгов будем нарушать, то правительство приведет в действие Закон о банкротстве... Это связало АО по рукам и ногам. Кто даст кредит предприятию, которое не вполне себе хозяин? Инвестор, вкладывая деньги, будет просить или часть собственности. или залог. Устроит ли его. что половина собственности - у государства?Впрочем, нынешняя активность на предприятии позволяет надеяться на лучшее. - Не такая уж у нас пропащая доля, считает президент АО Николаев. - Вот, например, фирмы сразу из двух стран Бразилии и Аргентины обратились с предложением перевести к ним выпуск "Нивы'. Сейчас идут переговоры. Значит, все-таки неплохие машины мы делаем? Аргентина - далеко. Ижевск - гораздо ближе, и там тоже хотят выпускать "Ниву". На Ижмаше", по сути дела, простаивают огромные прессовые мощности - на 200 тысяч автомобилей в год. Там можно не только Ниву" делать, но и организовывать другие совместные производства. Так что союз с "Ижмашавто" - тоже перспективный проект, который мог бы стать новостью дня. не будь у АвтоВАЗа других планов.пльвования автозавод принес государству доход более 50 миллиардов долларов. Должен - плати. Спасибо, хоть долг реструктурировали - позволили выплачивать его частями в течение десяти лет. Но отдавая все. до копеечки, нынешние платежи (причем. в отличие от тех предприятий, которым разрешены взаимозачеты. Волжский автозавод должен платить "живыми" деньгами) и постепенно погашая прошлые долги. предприятие отдает, по сути, все заработанное. В прошлом году на налоги ушло 9.2 млрд. деноминированных рублей, в этом году надо будет перечислить еще больше. А ведь вдобавок нужно чем-то платить за сырье и материалы, удовлетворять непомерные аппетиты железной дороги, энергетиков, таможни... И что же остается на то. чтобы развиваться? Чтобы осваивать новые модели. улучшать технологию (ведь большая часть оборудования устарела, работает еще то. что монтировали при строительстве завода. почти 30 лет назад!), повышать качество - нужны деньги. А в нынешнем году АвтоВАЗ едва-едва сумел наскрести на свое развитие полтора миллиарда рублей. В•• •Во всем мире один из способов финансового оздоровления - реструктуризация предприятия. Разделение его на несколько самостоятельных, с собственной финансовой деятельностью. Тогда те, что окажутся убыточными, будут сами себя перестраивать. выживут или закроются. Но перестанут висеть камнем на шее всего огромного АО. А таких немало. До сих пор велик и так называемый "соцкультбыт"... - Конечно, "растащить" все это на самостоятельные предприятия, объединенные в холдинг, будет сложно. - говорит Николаев, - но ведь ясно, что вазовское станкостроение надо отпускать на свои хлеба, металлургов, механосборщиков тоже. Департамент развития, опытно-промышленное производство могут работать на договорных началах... Увы.постановление ограничивает АО ив этом: никакой реорганизации. На АвтоВАЗе все-таки надеются убедить правительство в экономической целесообразности этих мер и, возможно, уже в следующем году разработать план действий, претворять его в жизнь. Иначе флагман отечественного автопрома пойдет ко дну.Готова к производству новая "Нива" ВАЗ-2123. Средств для того, чтобы развернуть ее серийный выпуск, не хватает. хотя этот автомобиль сейчас для российского рынка очень актуален. Понимая, что медлить нельзя, вазовцы намерены осваивать машину там. где ныне делают старую "Ниву" (модернизировав это производство), и в скором времени выпускать, вместе с фургоном и пикапом, около 90 тысяч новых "нив" в год. Планомерно идет работа над ВАЗ1118 и 1119. Разрабатывается проект второго этапа совместного производства с Опелем", по которому выпуск автомобилей должен быть доведен до 200 тысяч в год и начнется производство "опелевских" двигателей - свыше 300 тысяч в год. Генеральный говорит о планах предприятия, о новых подходах к контролю качества, о том. как сделать автомобили конкурентоспособными. И очень хочется поверить, что пробоина во флагмане не слишком опасна, с течью успешно борется команда, а корабль плывет. Так ли это на самом деле, вскоре станет ясно. ...Кстати, по дороге от Тольятти до Москвы едет уже очень много десяток Российский потребитель по-прежнему доверяет ВАЗу.ЗР 5/9825