66
67
тюнингЕСЛИ БЫ НАЧАЛЬНИКОМ...то. неровен час. впал бы в депрессию. Ведь только успела обвыкнуть на уютном сиденье "Мерседеса моя ...то есть, мое тело. как. в аккурат, подоспело проникнутое патриотизмом решение правительства - снова усадить чиновных людей в отечественные автомобили. Появиться на иномарке близ присутственного места стало попросту неприличным - полюбившаяся игрушка" пошла с молотка. И вот стерта пыль с Волги . томившейся несколько лет в гараже. Но сидя в ней. я все чаще тосковал бы по утерянному комфорту, становился раздражительным. терял аппетит. И. наконец, нажал бы я кнопку селектора, рявкнув секретарю: Где начальник транспортного цеха9" "Ну. вот что. любезный - веско сказал бы я подчиненному, теребившему кепку в руках, - иди туда - не знаю куда, но найди мне такую машину, чтобы с виду была самая настоящая "Волга - не подкопаешься, а внутри... Ну, в общем, сам понимаешь!" Если бы дело происходило в Москве. ходок наверняка появился бы на пороге технического центра 'Би-Лайн'. где совершенствуют новую "Волгу" ГАЗ-3110. которая выгодно отличается от предшественниц более импозантной внешностью, интерьером и мощным 150-сильным мотором, оснащенным системой впрыска топлива. Увидел бы бедолага машину, прошедшую подготовку в "Би-Лайне . - и отлегло бы от сердца. Это же то. что надо' Кузов автомобиля не изменен - точь-вточь серийный. Экстерьер подчеркнут только изящными 15-дюймовыми колесами из легкого сплава фирмы "Американ Рэйсинг". Да и. согным кондиционером музыкальным центром высокого класса, мини-холодильником, упрятанным в середине спинки заднего сиденья. дополнительной шумоизоляцией кузова и противоугонной системой с центральным замком. Покупатель в подарок (!) получает сотовый телефон с аппаратурой Hands Free (см. ЗР. 1998. № 2). Люк в крыше, боковые зеркала заднего вида с подогревом и дверные стекла оснащены электроприводом. Благодаря тонировке стекол жизнь за окнами автомобиля предстает в мягких, чуть розоватых оттенках. Впрочем, комфорт только полдела. Потенциальные покупатели наверняка поинтересуются. стал ли автомобиль стоимостью от 13 до 26 тысяч долларов, в зависимости от комплектации, резвее своих серийных собратьев. Поспешим их успокоить -стал, и заметно. Подготовкой мотора занимались специалисты. за плечами которых гоночный опыт, победы в соревнованиях по ралли и кольцевым гонкам именно в классе "волг".ласитесь. нелепо пытаться облагородить представительскую машину с помощью легкомысленных пластмассовых "прибамбасов". Зато как играет на солнце краска - черный металлик! Новое сверкающее покрытие - не только элемент роскоши, если учесть, что качество заводского оставляет желать лучшего. Открываешь дверь автомобиля и хочется поскорее усесться на сиденье, обитое кожей. В нижней части подлокотников дверей загораются нарядные красно-белые огоньки оригинальных плафонов. Красный свет предупреждает водителей попутного транспорта в темное время суток, белый - подсветка салона. Вдруг впотьмах выпадет из папки у пассажира важный документ1 Мягкие "бесшумные облицовки дверей также выполнены из кожи, только искусственной. На выбор заказчика представлено несколько вариантов оформления салона. Панель приборов, и ту могут отделать кожей разных цветов Еще один приятный штрих в интерьере вставки из натурального дерева на дверях и приборной панели. Как и подобает представительскому автомобилю. "Волга"-"Би-Лайн" оснащена мощЦвет кожи в салоне клиент выбирает на свои вкус. Над задним сиденьем красуются два дополнительных плафона освещения и два подвижных "глазка" подсветки для чтения. JJJОднако оговоримся сразу: задачи основательно форсировать двигатель не было. Ведь приобретая мощность и обороты, спортивный мотор, увы, станет проигрывать обыкновенному ив приспособляемости к нагрузкам. и по моторесурсу, и по экономичности. А это устроит далеко не всех покупателей. К слову, спортивный двигатель по индивидуальному заказу может быть подготовлен как для любителя "давить на гашетку". так и профессионального гонщика. В результате экспериментов на испытательном стенде найден компромисс: доведенный мотор стал несколько мощнее и "оборотистее", почти не потеряв в экономичности. Вкратце расскажем, как это удалось. Серийный двигатель извлекают из автомобиля и разбирают для контроля. Дабы увеличить надежность, применяются узлы и детали. опробованные в спортивных состязаниях. Например, толкатели клапанов с гидрокомпенсатооами зазоров - уязвимое место серийного мотора при больших оборотах - сменяются германскими "Ино". Устанавливают поршневые кольца фирмы "Гетце". Взамен заводской прокладывается новая электропроводка системы управления двигателем с более надежными соединениями-разъемами. Опять-таки с учетом спортивного опыта мотор оснащают датчиками электронного управления впрыском, форсунками и топливным насосом "Бош"'. Для улучшения наполнения цилиндров дорабатывают впускные и выпускные каналы головки блока. И вот что любопытно: в поперечном сечении впускные каналы выполняют асимметричными оси клапана - еще одна хитрость, заимствованная из спорта. В результате поток смеси чуть поворачивает на входе в цилиндр, словно ввинчивается в него, улучшая и наполнение. и очистку цилиндров от отработавших газов. Последнее обстоятельство способствовало безболезненному увеличению степени сжатия двигателя с 9.3 до 9.8. не требуя повышения октанового числа бензина. На торцах распредвалов, к которым крепятся шестерни привода, укреплены переходные втулки: можно повернуть шестерню относительно вала и зафиксировать ее. Такая конструкция позволяет в процессе доводки двигателя на стенде найти оптимальные фазы газораспределения. Экспериментировать мржно даже с серийными валами - подбирать моменты начала открытия клапанов по углу поворрта коленвала. не говоря уже об оригинальных валах с измененным профилем кулачков для спортивного "спецзаказа". Новая программа в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ) блока электронного управления позволяет форсированному мотору раскрутиться до 7000 об/мин - на 1100 быстрее серийного! По желанию клиента установят блок фирмы "ЭЛКАР" с трехпозиционным переключателем режима с места водителя: "экономичный", "нормальный". "спортивный". На графике показаны мощностные характеристики, снятые на испытательном стенде boiu-FLA-206" с ведущих колес двух автомобилей "Волга" (пробег почтиНасос гидроусилителя руля приводится дополнительным многоручьевым ремнем.включена на скорости 50". А на пятой передаче разгон вполне приемлем уже с 70 км/ч. Проверяя приспособляемость двигателя к нагрузкам, мы передвигались с этакой "чайницкои" неторопливостью. Но стоило резко открыть газ. и мотор столь резво набирал максимальные обороты на пониженных передачах. что пара "жигулей", маячивших впереди. вмиг показалась какой-то вялой. Скорость 160 км ч не предел для машины - разогнаться быстрее не позволяла дорога. Еще удивительнее другое. Впервые процесс управления Волгой" - автомобилем, где обычно радуются жизни лишь пассажиры, а на долю водителя выпадает транспортная работа". - доставил удовольствие. Секрет - в применении гидроусилителя руля фирмы ZF с весьма точной "обратной связью" и амортизаСравнительные характеристики автомобилей ГАЗ с двигателями 31.13-406. измеренные на стенде с беговыми барабанами Автомобиль Параметр Серийный ГАЗ-3102 Разгон 80-120 км'ч. IV передача, с Разгон 70-130 км/ч. IV передача, с Разгон 70-150 км'ч IV передача с 3.5 6.1 7.7 Доработанный ГАЗ-3110 3.5 5.2 69Мощностная характеристика, снятая с ведущих колес автомобилей "Волга" (IV передача). Испытательный стенд - " E OUJ - F LA - 2 06 " . Кривая 1 серийный двигатель: 2 - доработанный."Джентльменский набор" для оснащения "Волги" гидроусилителем - сертифицированная разработка фирмы "Росбэл" из Нижнего Новгорода.одинаков - около 500 км). На одном - серийный мотор, на другом - подготовленный техцентром "Би-Лайн". Разумеется, передаточные числа трансмиссии и шины одинаковы. Легко заметить, что максимальная мощность на колесах тюнинг-машины на 8.2 кВт (11 л. с.) выше. И. что не менее важно, ее в меру форсированный двигатель мало уступает серийному оппоненту на низких и средних частотах вращения. Это подтвердилось во время ходовых испытаний. Покладистый волговскии характер не изменился. Например. на третьей передаче тяговитыи мотор оживает уже у отметки спидометра "40" и простит своему шоферу, если "четвертая"торов "Монро Сенса-Трак". Благодаря последним "Волга" перестала быть "валкой" при резких поворотах руля и меньше раскачивается на неровностях. Разумеется, тюнинг не превратил ГАЗ3110 в "Мерседес" или "Ягуар". Но. может. именно в этом и состоит некий шарм. Вообразите: остановилась у светофора под равнодушными взглядами отечественная машина с давно сложившимся имиджем "баржи" - и вдруг рванула играючи на "зеленый", оставив позади остолбеневших от изумления очевидцев и черные следы пробуксовки.ЗР 5/9867