АВТОПРОМ"СОСВАТАНЫ" ВСЕ?Указ Президента РФ создал твердые предпосылки для сотрудничества российских и зарубежных фирм.Алексей СОЛОПОВ Как бы ни была сильна национальная гордость великороссов". все же в отечественном автопроме понимают - только своими силами невозможно создать автомобиль, который должен конкурировать с иномаркой теперь уже на внутреннем рынке. Но конкурентов можно и нужно превращать в партнеров, дав им возможность проникать на российский рынок через российские автозаводы. Новые правила игры на российском поле задал подписанный в январе с. г. президентский указ "О дополнительных мерах по привлечению инвестиции для развития отечественной автомобильной промышленности (ЗР. 1998. № 4). Напомним: он предусматривает льготный таможенный режим для компании, инвестирующих в предприятия на территории России более 250 млн. долл. в течение пяти лет. Коли есть собственная автомобильная промышленность - значит, можно избежать "отверточной сборки" либо сократить до минимума этот этап. Реформирование автогигантов требует больших денег. дать их могут только такие же гиганты. Для этого государство создает мягкие'' условия (таможенные льготы и т. д.) тем. кто в состоянии вложить крупные средства (а не только отремонтировать офис) и возьмется быстро наладить выпуск комплектующих, которые "потянут в России значительную часть стоимости автомобиля Чем же вызвано столь негативное отношение верхов к отверточной" технологии. неплохо показавшей себя в Корее. Латинской Америке, других регионах? Да просто Россия и тут ухитрилась найти особый путь. Проникая на рынки стран, не имевших собственной автопромышленности. "Дженерал моторе". Форд и другие вкладывали свои средства в строительство и развитие предприятий. Не из альтруизма, а следуя местным законам. У нас же крепнущий отечественный предприниматель САМ приобретает автокомплекты, собирает машины. продает их и снова покупает комплекты для сборки В чистом виде - вывоз капитала" хоть сейчас в учебник экономики. При этом инофирма, не вкладывая сюда ни цента, завоевывает наш рынок! Итак, главное условие получения льгот - объем инвестиций. В проекте указа, который продвигало' отверточное" лобби, фигурировала сумма в 100 млн. долларов. Правительственный вариант намечал гораздо более высокую планку - 500 млн. В указе фигурируют компромиссные 250 млн.: эти средства должны быть инвестированы в совместный проект в течение пяти лет. "Нижегород моторе значительно превышает этот показатель - контракт ГАЗФИАТ готовился до указа и должен был продемонстрировать обоснованность столь высоких ожиданий. Лицензия на объект производства, ноу-хау. оборудование, наконец. "живые деньги Европейского банка (ЕБРР) на развитие проекта - в сумме более полумиллиарда долларов. Сравним, к примеру, с корпорацией "ЕлАЗ-Джи-Эм": российской стороне надлежало изыскать и внести 15% от общих инвестиций в 250 млн. долларов - лишь тогда некие банки под гарантии татарской нефти (!) предоставят кредит на остальные 85% суммы. Но кредит - это когда дают взаймы, а инвестиции - когда вкладывают в дело. Прошлой осенью на пресс-конференции премьер-министр Татарстана Фарид Мухаметшин в сердцах бросил, что "Джи-Эм" не вложил в Елабугу ни цента, а для оплаты бразильских автокомплектов и приобретения окрасочной линии правительство республики берет кредит в Сингапуре! Так что "инвестиционным этот проект уж никак не назвать Из широкой рекламы "КИА-Балтики" следовало, что полноценный завод на 80 тысяч автомобилей будет стоить 1.2 млрд. долларов Все учредители - российские, а корейская КИА даст, опять-таки кредит. 180 млн.. а затем, может быть, идо миллиарда. Но сегодня эти планы, как и сама КИА. рухнули. "Хёндэ" объявила, что готова поставлять в Ижевск автокомплекты (за деньги, разумеется), но инвестировать здесь в развитие производства она. увы. не в состоянии - подкосил финансовый кризис в Юго-Восточной Азии. Нет сведений о каких-либо инвестициях "Дэу" в таганрогский проект "Донинвеста". В общем. все дальше по 'особому пути". Второе важное условие указа - скорость локализации (попросту, освоения комплектующих в России). И здесь проект правительства поднимал планку до 70 процентов - то есть через пять лет в России должно создаваться 70 процентов стоимости автомобиля. Документы "Нижегород моторе" предусматривают, что ФИАТ приведет в Россию своих поставщиков - здесь они создадут СП с российскими предприятиями своего профиля Набрать высокую скорость локализации реально, если партнером инофирмы выступает именно автозавод, а не случайное предприятие. Первый пример: "Нижнекамскшина уже получила положительные отзывы на испытанные в Италии покрышки. Борскии завод с новейшей бельгийской линией готов обеспечить стеклами. да и сам ГАЗ кое-что" делать умеет. Несомненно. и ВАЗ найдет возможность комплектовать российскими изделиями совместную с инопартнером Астру". В указе пятилетний рубеж обозначен половиной стоимости автомобиля, создаваемой в России. Порог в 250 млн. долларов и 50 процентов локализации, хоть и ниже чем предлагался первоначально, все же весьма высок. Напомним, что в январе 1995 года уже выходил президентский указ "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиции для осуществления крупномасштабных проектов в отраслях материального производства". Он наполовину снижал импортные пошлины, если весь проект стоил не меньше 100 млн. долларов. а прямые инвестиции превышали 10 млн.. но не принес очевидных сдвигов в автопроме. Что изменилось сегодня? Прежде всего, финансовая ситуация в стране (вспомните хотя бы подавленную инфляцию). Ныне в российской экономике наметился рост. Но возросло производство только того, что пользуется реальным спросом у потребителя, который платит живыми деньгами. И самый бурный - 13-процентный1 - рост дала в прошлом году именно автомобильная промышленность. Поэтому и указ адресный - автомобильный. Итак. ФИАТ в Нижнем. "Фольксваген" в лице "Шкоды" - в Ижевске. "Дженерал моторе под маркой "Опеля в Тольятти. "Рено" в Москве. Традиционные российские автопроизводители охвачены". Кто следующий' И где 7бЗР 5'98