104
105
тшшмушш'шДВАДЦАТЬ КАПЕЛЬДобавки к бензинам и дизельным топливам, по утверждениям их изготовителей, весьма полезны.Андрей СИДОРОВ О том. что дизельное топливо и бензин бывают летними и зимними, знают, наверное. все. Различаются они фракционным составом. Зимний бензин легче испаряется, и в мороз пустить на нем двигатель проще. Зато летом благодаря этому свойству в системе питания образуются паровые пробки. На летнем же промерзший двигатель, особенно разрегулированный или изношенный. заводится неохотно. - мотор переварит загустевшее топливо: ударит мороз - придется пускать в ход известные приемы. Суть их в одном - подогреть солярку до той температуры, при которой она способна просачиваться через фильтры. Способов множество: от погружения в топливный бак включенной лампы-переноски до использования тепла выхлопных газов или системы охлаждения, в зависимости от мороза (см. ЗР. 1997. № 1). К счастью, время дефицита ушло, и сегодня сорт бензина или дизтоплива на АЗС все чаще соответствует сезону. Теперь на первое место выходит другая проблема. А именно - поддержание двигателя в исправном состоянии независимо от отклонений в качестве используемого топлива. Бывает, в топливный бак попадает не В продаже полно баночек и флаконов с различными препаратами. Они. судя по надписям на этикетках, способны помочь двигателю переварить даже самый никудышный бензин или солярку. К тому же поддерживают в идеальной чистоте систему питания. И, словно средства для ращения волос, одно лучше другого. Так что же выбрать? Среди множества именитых фирм встретили старую знакомую - CD-2 (ЗР. 1998. № 2). на ней остановились и решили испробовать несколько добавок в горючее. прошедших испытания в лабораториях ВНИИ НП. Для очистки топливной системы от смолистых и лаковых отложений, от нагара и копоти компания выпускает специальную добавку к бензину Эмишн Кью" (CD-2 Emission Cure) - универсальный очиститель топливной системы. Из протокола лабораторных испытаний следует, что при проверке CD-2 Emission Cure на серийной одноцилиндровой установке УИТ-85 лабораторно-моторным методом оказалось: искусственно загрязненную сетку, помещенную во впускной трубопровод. бензин с присадкой очищает в тридцать;!) раз быстрее, чем без нее. Насколько эффективна присадка для поддержания чистоты впускного тракта, оценивают по ее способности препятствоватьifIgл тS2о юшоо акIIНо это цветочки, ягодки - летняя солярка зимой. Первые морозы превращают ее в мутный кисель. Фильтры покрываются парафиновой слизью, топлива через них поступает все меньше, и вскоре двигатель останавливается - пустить его вновь поворотом ключа уже невозможно. С наступлением холодов на многих АЗС появляется при въезде фанерка со словами Солярка зимняя'. то есть не застывающая на морозе. Но призывы, как мы знаем, иногда лукавят. Особо недоверчивые клиенты, оплатив заправку, критически щурятся на бьющую из пистолета струю и. найдя ее мутноватой. то есть очень похожей на летнюю, идут к окошку искать правды. Диалог обычно заканчивается ссылкой на кабалистические цифры ГОСТа и фразой: "Не сами делаем". Между тем деньги уже в кассе, а солярка в баке... Теперь все надежды хватившего "киселя" водителя на Божью милость. Потеплеетtтолько то. что служит топливом, а и сопутствующие "компоненты": вода, масло, солярка в бензине и бензин в солярке. Эта смесь на всем пути от бака до цилиндров двигателя способна оставить заметные и не всегда безобидные следы. Ржавчина закупоривает топливные магистрали и выводит из строя прецизионные детали топливной аппаратуры. Смолы и нагар "вмешиваются" в процессы смесеобразования и сгорания, ухудшают смазку трущихся пар и теплоотвод. Мотор перестает тянуть, дымит, непомерно расходует топливо и. наконец, замирает, требуя ремонта. А ведь в большинстве случаев неприятностей можно было избежать. Сегодня для этого работает целая индустрия автохимии.5 ОSо" образованию отложений на этой же сетке Для чего в лабораторный двигатель вместе с бензином подают специальный загрязнитель. Если бензин с присадкой, то "гадости" можно налить в 7.5 раза больше - она не оседает на сетке. Стало быть, присадка работает. Для проверки заявленных свойств мы залили добавку из расчета 4.2 мл на 1л бензина в баки обычной шестерки'' и впрысковой "восьмер-104ЗР 5/98 НА ПОСОШОКки". Карбюратор и форсунки этих машин давно требовали чистки, да все руки не доходили. а тут такое чудодейственное зелье. Добросовестно "сожгли" по баку бензина на каждом автомобиле и вновь вскрыли карбюратор и вынули форсунки. От вековых отложений нет и следа! Лишь кое-где на диффузорах карбюратора остался едва заметный желтый налет. Что ж. карбюратор-то можно и гвоздиком почистить, а форсунки требовали специального сольвента и визита на СТО. Там, между прочим, за чистку берут 700 рублей новыми. Нам же хватило одного флакончика (30 руб.) на обе машины. Плюс сэкономленное время и никакой возни под капотом. Пессимисты посрамлены! Чтобы впредь не доводить машины до столь непотребного состояния, мы запаслись еще двумя препаратами: "Фьюэл Инжектор Клинер" (CD-2 Fuel Injector Cleaner) очиститель топливных систем инжекторных двигателей и "Гэс Тритмент" (CD-2 Gas Treatment) - тоже очиститель, но еще и свябензиновых. Бывалый водитель не станет заправлять машину сразу после слива автоцистерны на захолустной АЗС. Солярка в это время в емкости взбаламучена и неизвестно, что там плавает из осадка. Увы, вода не редкость. Лучше подождать, пока осядет на дно. Ведь она для дизеля, что сок анчара - мотор и суток не проживет. За одну ночь заржавеют распылители форсунок и плунжерные пары топливного насоса. А ремонт ох как дорог! Разбавлять загустевшую зимой солярку керосином тоже не очень полезно, особенно для топлив с низким содержанием ceTDFM) - многофункциональная концентоированная добавка к дизельному топливу. Она очищает форсунки, уменьшает смолообразование и коррозию деталей топливной системы, связывает воду, улучшает смазывающие свойства и снижает температуру помутнения топлива. Судя по заключению об испытаниях TDFM в лаборатории. с заявленными на этикетке свойствами присадки производитель нас не обманул, во что поначалу не очень-то верилось - ведь расход ее смехотворно мал. всего 30 мл на 300 литров топлива, или один грамм на ведро! Из этих свойств нам удалось проверить на практике только первое и последнее Остальные, хоть и не менее важные. требуют специальных исследований и оборудования. Что ж. поверим специалистам. ведь закоксованные форсунки КамАЗа через несколько дней работы на топливе с добавкой TDFM восстановили нормальные факелы из всех четырех отверстий распылителей. а залитая в бак с уже начавшим мутнеть топливом, она сделала его прозрачным. Правда, не сразу, а спустя два часа работы двигателя, как только "обратка" его слегка разогрела. На следующий день никаких признаков замерзания солярки мы не обнаружили. в то время как контрольная проба превратилась в парафиновый кисель, намертво закупоривший фильтры тонкой очистки. В заключение отметим, что использование добавок к топливам вовсе не освобождает от своевременного технического обслуживания системы питания. Экономить на фильтрах и запивать в бак невесть что. уповая на "химию" из флакончика, все-таки не стоит.ss S-IIО чзывающий воду. Оба препарата, в отличие от "Эмишн Кью", предназначены для постоянного использования с бензином - ведь заправляться приходится иногда из очень сомнительных источников, а эти противоядия' много места не занимают. К тому же выпускаются ив концентрированном виде. Расход - 30 мл на "жигулевский" бак, а в горлышке флакона - специальная мерная емкость наподобие чернильницы-непроливайки. Не надо возиться с мензуркой - выдавил дозу, залил в бак перед заправкой и убирай в багажник до следующей. Не оставлены без внимания автохимии и дизельные двигатели. Требования к чистоте топлива у них гораздо выше чем уры. И без того невысокая их смазывающая способность станет еще хуже. Отсюда ускоренный износ прецизионных пар. ведь от сухого трения их оберегает пленка маслянистого дизтоплива, а керосин разжижает его. Это ведет к задирам, потере герметичности ив итоге - к безвременной кончине топливной аппаратуры. Для предотвращения печальных последствий создана и успешно применяется, к примеру, 'Тотал Дизель Фьюэл Мэйнтенанс" (CD-2 Total Diesel Fuel Maintenance -.Шt _ ^wvwcw Жr " » i WW ^ e » -^->ЖШ4 tff3H1 » № :„„„„.,« • •ВОЗВРАЩАЯСЬ К СВЕЧАМ'В ЗР. 1998. № 2 в рубрике "Экспертиза" был опубликован материал "Искри, искри, моя свеча", в котором ошибочно указано, что все свечи, выпускаемые в Энгельсе, имеют теперь товарный знак "APS". Как выяснилось, ОАО "ЗАЗС" продолжает выпускать и свечи с маркировкой "ЭЗ".шшЗР 5/98105