144
145
Р ЫНОКИ СЕРВИСЭКСПЕРТИЗА: ТРОСЫ ПРИВОДА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА ВАЗ-2108_ ивк ообще говоря, тросики ^Ш на «Самару» мы уже проУШ веряли - правда, доволь1 # но давно (ЗР. 1999, № 12). Импортные детали тогда стоили рублей 600-800, наши раз в пять дешевле. А что на рынке сегодня? Цифр в ценнике стало намного меньше: теперь, независимо от гражданства тросика, его стоимость - от 35 до 50 руб. А вот по части имиджа особых изменений не произошло: даже в солидных магазинах наряду с изделиями в фирменных упаковках запросто продают нечто, брезгливо извлекаемое из большого деревянного ящика под прилавком. И это не подделки, а самые настоящие заводские изделия. Честно говоря, если достать импортные тросы из целлофановых пакетиков, их облик будет не так уж сильно контрастировать с отечественными. Поэтому выбрать в магазине желаемый трос: : . - • ' • - ' -ОН У МЕНЯ РУЧНОЙ...от конкретного изготовителя - задача непростая: где шильдики, лейблы, этикетки, голограммы? Короче говоря, куда смотреть-то? Скажем откровенно - некуда... Тросы мы, конечно же, купили - отсутствием маркировки «зарулевцев» не испугаешь. Изделиям «Трос привода стояночного тормоза 2108-3508180» (четыре пары в различных вариантах исполнения) предстояла проверка на «геометрию» и прочность заделки наконечников. Кроме того, решили оценить их долговечность. абы какой - ее длина при том же усилии обязана уложиться в 1365 ±3 мм. Если тросик окажется слишком длинным, то при изношенных колодках отрегулировать ручник не удастся: не хватит хода натяжителя. Чересчур короткий трос вообще не закрепить по месту, особенно если колодки новенькие. А из короткой оболочки трос будет торчать дальше, чем нужно, - опятьтаки не хватит запаса на регулировку. .. Если геометрия вынуждена добиваться уважения к себе, то такой параметр, как прочносп заделки наконечников, в этом не нуждается. Сказано - 400 кгс в течение 30 с - значит, так и надо. И уж совсем не вызывают вопросов требования по циклическим испытаниям - трос обязан выдержать 10 000 циклов нагружения с усилием 150 кгс. Именно столько раз можно безбоязненно поста-МИХАИЛ колодочкин, ДМИТРИЙ НЕКРАСОВвить машину на ручник - даже если делать это каждую секунду. ИГРА В РУЛЕТКУ Первая же пара проверяемых тросов оказалась разнородной: цвета пружин и полимерных втулок оболочки у даазовских изделий заметно отличаются друг от друга. Подделка? Да, только которая из двух? Измерив под нагрузкой длину, выясняем, что один из даазовцев явно «не вышел ростом» - и трос коротенький, и оболочка. Но в магазине такой замер не повторить... Что ж, нг очеред \ - пара «кедров» из Миасса. К цветовой гамме претензий нет, а вот рулетка опять сказала свое «Фи!»: у одного из изделий слишком короткая оболочка и чрезмерно длинный трос... Мысленно поблагодарив Отечественного Производителя, извлекаем из упаковки парочку «немцев»Д ОЛЖНО БЫТЬ ТАК... Вид длиннющего изделия, прописанного под днищем автомобиля, на первый взгляд как-то не вяжется с высокой точностью. Однако нормативные документы ее требуют: длина троса при усилии 320 кгс должна составлять 1623±3 мм. Оболочка тоже должна быть неii -•• •••-—. •• ": V:Л . ' " - "•ОАО «ДААЗ" Димитровград. Россия«Кедр», Миасс, Россия«Атэ» (Ate), Германия«Эндикар» (Andycar), ЧехияШ Ориентировочная цена - 35-40 руб. • Опознавательным знаком даазовских тросиков служит приведенная на фото эмблема - ее можно отыскать на наконечнике обопочки. Упаковка отсутствует как класс. Один из тросов сразу был забракован из-за негодных размеров, зато другой единственным из всех выдержал испытания без замечаний. Он в итоге и оказался победителем. Захотите купить - не забудьте прихватить из дома рулетку... 144 За рулем 8/2004Ш Ориентировочная цена - 35-40 руб. • Привычное для отечественных изделий отсутствие упаковки вынуждает обращать внимание на зеленую полимерную трубочку, надетую поверх оболочки. Первый «Кедр» забраковали - и размеры не те, и наконечник «потерял»... Кроме того, у обоих тросов неправильно ориентированы наконечники: изделия будут вынуждены работать в скрученном состоянии Впрочем, ко второму «Кедру» других замечаний нет.И Ориентировочная цена - 40-50 руб. • Немецкие изделия имеют характерное покрытие желтого цвета и продаются в полиэтиленовой упаковке. Длина тросиков - в норме, а вот оболочка у обоих на несколько миллиметров длиннее положенного. Кроме того, ширина паза наконечников равна 5 мм должно быть 5,8 мм. По части прочности к «немцам» претензий нет, однако многочисленные нелады с геометрией закрывают им доступ к рабочему месту...И Ориентировочная цена - 40-50 руб. • Чешские изделия - самые симпатичные из всех: белое покрьгте пружин и наконечников, фирменная упаковка... Но на машину их ставить нельзя: тросы длиннее допустимого аж на сантиметр, а оболочки, напротив, несколько короче, чем требуется. Кстати, после испытаний на долговечность чешский тросик оказался единственным, который хоть немного, да вытянулся. Это лишь усугубило обшеенегатив^юевпечатление^^ МИНИ-ЭКСПЕРТИЗА- уж здесь-то порядок гарантирован! А вот и нет - у обоих слишком длинные оболочки! Что касается «чехов», то они с вазовскими размерами не знакомы вообще - и тросы длиннющие, и на оболочку материала не хватило. .. Вот и ходи после этого в магазин без рулетки! М-да... К силовым упражнениям еще и не приступали, а уже ясно, что из восьми тросиков на место под солнцем... простите, под «Самарой», вправе претендовать только два, причем оба - наши... Ладно, мерить так мерить проверим всех. Сначала подергаем за наконечники, потом устроим обещанную «физзарядку» из 10 000 циклов «туда-сюда», а после опять померим размеры - не вытянулись ли? Под конец еще раз оценим прочность заделки наконечников и выясним... ...И выясним, что наконечник плохо закреплен только на одном из «кедров» - который «не того размера». Остальные тросики оказались прочными - лишь один из «чехов» после «физзарядки» вытянулся на миллиметр. И без того-то был длинным, а теперь и подавно. Кстати, мы забыли еще про один нюанс. Согласно вазовскому чертежу, наконечники троса должны быть развернуты один относительно другого на 90 градусов - в противном случае при монтаже его придется «скручивать». Так вот - оба «кедра» растут неправильно: им забыли придать нужную ориентацию! Мелочь, но на общем безрадостном фоне - сами понимаете... А «до кучи» добавим, что ширина паза у немецких тросиков оказалась меньше положенной: захочешь установить - берись за надфиль... Что ж, за пять лет мало что изменилось - по-прежнему из всех приобретенных тросов только один можно без сложностей и опасений устанавливать на автомобиль. Как же ездят «самарцы»? Впрочем, многие давно привыкли обходиться без ручника... DХОЛЛ С ВИДОМ НА ДРОССЕЛЬПМИХАИЛ колодочкин ро вазовские «датчики правой ноги» - они же датчики положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) - мы рассказывали совсем недавно (ЗР, 2003, № 11). Поэтому наш интерес к аналогичным изделиям курского ОАО «Счетмаш» (фото 1) кажется на первый взгляд непонятным ни внешний облик датчиков, ни прикладываемая к ним этикетка не несут в себе какой-либо необычной информации. Но... Но мы точно знали: курские «дэ-пэ-дз-зэ» - бесконтактные!КОЛЬЦО со сдвигомвал один параметр - нелинейность выходной характеристики. Не менее интересна и долговечность изделия - если пластмасса, извините, протрется, то никакая электроника уже не поможет. В результате решили погонять датчики на стенде с частотой 60 циклов в минуту- и так 1 800 000 раз. Кроме того, в течение трех часов оценивали тегшостойкость датчиков при температуре +130°С. Работоспособность изделий определяли на специальном измерительном устройстве, обеспечивающем точность установки угла 0,1 град с дискретностью 15 град.Полное имя выговорить трудно: датчик типа 21121148200-05 (ТУ 4591-03400225331-2003). Изготовитель - ОАО «Счетмаш», Курск, Россия.Картина получилась любопытНапоминаем - «обычный» ДПДЗ представляет собой, грубо говоря, ная. Три датчика, отправленных в переменный резистор, установтермобарокамеру, спокойно переленный на дроссельном патрубке несли температурные колебания и системы впрыска топлива. Ротор заработали следующую запись в этого резистора отслеживает угпротоколе: «Значения выходного ловое положение дроссельной занапряжения практически не завислонки, преобразуя его в напряжесят от температуры окружающей ние, используемое бортовым комсреды». Еще два датчика выдерпьютером для управления двигажали «бег на месте» - следующая телем. Понятно, что сам по себе запись гласит, что «нелинейность резистор просто изменяет свое соответствует требованиям...». входное сопротивление - омы Однако обнаружилось и малень«превращаются» в вольты только кое «но». при подаче на датчик напряжения Согласно техническому задапитания 5 В. Недостатки подобных нию ВАЗ, нелинейность для подобсистем известны - они являются ных датчиков не должна превыотражением способностей любых шать ±2% от расчетной величины. контактных изделий: вспомним хоСледовательно, разница между тя бы «классическое» зажигание. максимальным отклонением вИ вот - новый виток спирали: в «плюс» и в «минус» обязана улоДПДЗ обосновались датчики Холжиться в 4%. Однако симметричла! Курск уже освоил серийное ная картинка получилась не у всех производство - аналогичные из- скажем, датчик № 4 имеет нуледелия вскоре должны появиться в вое отклонение в «плюс», зато аж Костроме и Москве. 3,4% - в «минус». Непорядок? Вообще говоря - да, но цепУстроена новинка очень просто - достаточно взглянуть на ляться не будем: на практике пофото 2-4. Вместо ротора передобными отклонениями от нормы менного резистора теперь труможно пренебречь. К тому же при дится кольцеобразный магнит, усжелании ситуацию можно подпратановленный с некоторым смещевить, применив юстировку датчинием относительно оси вращения ка. Если при установке «непраподвижной части датчика. Понятвильного» датчика развернуть его но, что при вращении расстояние корпус на пару градусов, то его между магнитом и датчиком Холпараметры тут же оказываются ла постоянно изменяется, что ив норме. А уж возникнет ли у когоотражается на величине выходнибудь желание этим заниматься или нет - другое дело. ного электрического сигнала. Итоговый вердикт экспертов следующий - датчики понравиНЕ ДУМАЙО СЕКУНДАХ СВЫСОКА лись! Наше мнение несколько При проверке пяти новеньких датиное: работать все это, конечно чиков в первую очередь интересоже, будет, но заниматься подгон-Вместо переменного резистора теперь датчик Холла - вон он, спрятался в пластмассе...Понятно, что где Холл, там и магнит. Он расположен с эксцентриситетом, поэтому при повороте дроссельной заслонки приближается или удаляется от своего «напарника».Начинка бесконтактного ДПДЗ в сборе - все просто. ками да регулировками как-то несолидно... Будем надеяться, что это - детская болезнь новинки. 0 ее надежности говорить преждевременно, да и неизвестно, пустит ли ее ВАЗ на свой конвейер. Однако если родной датчик на вашей машине вдруг «задурит», почему бы вам не оценить реальные способности «дэ-пэ-дэ-зэ» с Холлом самостоятельно? С За рулем 8/2004 145