106
107
108
110
ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ АМФИБИИИЗ ЖИЗНИ ЗЕМНОВОДНЫХВЕКОВАЯ МЕЧТА Едва автомобиль встал на колеса, нашлись желающие спихнуть его в воду. Первая амфибия «Маргелен» с двигателем внутреннего сгорания появилась в Дании в... 1899 году! И с тех пор не проходило года, чтобы мир не будоражило известие об очередном «земноводном». Впрочем, большинство амфибий точнее характеризует эпитет «гадкий утенок»: они не слишком изящны, медленно плавают и немногим лучше ездят. Но в конце концов вековая мечта почти сбылась: сегодня можно приобрести плавающий автомобиль, не уступающий многим традиционным по дизайну и ходовым качествам и на голову превосходящий их по плавучести. Он не только не утонет, но и составит конкуренцию по скорости иным гидроциклам. ЧТО НАМ СТОИТ ФЛОТ ПОСТРОИТЬ Почему же так долго не удавалось создать амфибию, пригодную не только для военных, МЧС, рыбнадзора, браконьеров и прочих узких слоев населения, но и для любого водителя? Того, кто сохранил чуточку детства в душе: он готов, плюхнувшись на автомобилеАЛЕКСЕИ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВв воду прямо с пляжа, помчаться с очаровательной спутницей к необитаемому островку на горизонте. Но сделать мечту явью мешало множество проблем, решить которые позволили только современные технологии. Главная трудность вовсе не в обеспечении плавучести - любая легковушка не идет камнем ко дну. Не будь щелей и отверстий в салоне ниже ватерлинии, даже «Волга» или «Ока» спокойно колыхались бы на поверхности одноименных рек. Но ведь детали ходовой части (тормоза, колеса, их приводы, шарниры подвески и т. п.) обязаны выдерживать•HillТакой видели амфибию «Ла Ликорн» во Франции в 1935 году. Большие колеса в воде работают, как у колесных пароходов. «Аквада» - серийная амфибия XXI века. Позволяет сполна наслаждаться скоростью за 235 000 долларов .«Хамдинга» от «Гиббс текнолоджиз» скоро составит пару «Акваде». Ее козырь не только скорость, но и проходимость.106За рулем 8/2004 ОБОЗРЕНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ АМФИБИИвоздействие воды, в том числе соленой, сохраняя приемлемый ресурс. К тому же автомобиль должен не только съехать, но и выехать из воды, опираясь на слабый грунт лишь долей своего веса. Наконец, он обязан соответствовать не только всем стандартам для сухопутных транспортных средств (включая безопасность и экологичность), но и совсем иным требованиям к маломерному флоту. Вы видели автомобиль с красным и зеленым огнями по бокам (вернее бортам!) и белым на... мачте? А еще нужны сирена, компас, спасательные жилеты и масса других, совершенно лишних на дороге вещей. Все это требует места, да и весит немало. Орешек оказался твердым, и, пожалуй, первым, кому удалось не сломать о него зубы, был Ганс Триппель, сумевший в 1961 году запустить в серию свой «Амфикар» (первая амфибия была создана им в 1934 году). «Амфикары» выпускали семь лет, но некоторые из них до сих пор плавают и ездят по рекам и дорогам Европы под управлением фанатов этой марки. С 70-х годов прошлого века в мире реализовали около 50 проектов амфибий на базе самых разных серийных автомобилей: «Фольксваген», «Джип», «Ситроен-DS» и даже «Ламборгини-Каунтач»... Но это были единичные образцы. Их создателям так и не удалось открыть настоящий «амфизавод».КУПАТЬСЯ? В ОЧЕРЕДЬ!«Хотите узнать, что такое одиночество - начните строить автомобили-амфибии», - сказал как-то Тим Даттон, разработчик и производитель «ДаттонаКоммандер». Впрочем, под рекламньш слоганом «Ноу бич аут оф рич» (нет недосягаемых пляжей) он продал уже более 50 амфибий и набил портфель заказов еще 120 предоплаченными машинами. В основе «Коммандера» - «Сузуки-Самурай» либо переднеприводный «Форд-Фиеста». Кузова амфибий имеют мало общего с автомобилями-донорами. Вместо стали - стеклопластик на трубчатом каркасе. Многие детали - из нержавейки. В целом же «Коммандер» - пример простейшего решения задачи. На воде он не становится катером, а остается плавающим автомобилем. Скорость - до 10 км/ч - большего из «плоскодонки» с торчащими колесами и мотором объемом 1,3 л выжать не удалось. Зато пяти-^"«Даттон-Коммандер» - не только самая доступная из амфибий. Она легко выходит на берег благодаря полному приводу и большому клиренсу. За штурвалом - Тим Даттон. Заинтересовались? Тогда вам на www.timdutton.com. За рулем 8/2004 107 ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ АМФИБИИАвтобус «Терра Винд» может съехать в воду лишь по гладкому твердому спуску...Кают-компания «Терра Винд». местная амфибия стоит всего 50 000 долларов. Для такого «плавсредства» немного. Можно и сэкономить, если вы обладатель «Сузуки-Самурая». За 22 000 долларов предлагают набор «Маринер» для самостоятельной переделки: она потребует около 150 часов работы. НЕ ПОСКУПИМСЯ ? Если цена не главное - поплавать можно с ветерком. Дэйв Мэрч из Южной Калифорнии создал амфибию на базе спортивного «Шевроле-Камаро». Кузов - также стеклопластиковый на каркасе из нержавеющей стали. Колеса поднимают специальные гидроцилиндры. Гидродинамическое сопротивление уменьшается, да и мотор не слабый: 2,5-литровый «Субару» с турбонаддувом. Табун в 300 «лошадок» разгоняет «Уотеркар» на шоссе до 200. а на воде до 72 км/ч! Такая машина стоит от 150 000 долларов. Но и это не рекордная цена. «Акваду» фирмы «Гиббс текнолоджиз» (ЗР,...зато на воде вполне устойчив. 2003, № 11) Алан Гиббс из Новой Зеландии и англичанин Нейл Дженкинс создавали долгих семь лет, запатентовав за это время не один десяток изобретений. Трехместный кузов - без дверей, колеса в воде убираются вверх, процесс превращения автомобиля в глиссер контролирует компьютер. Водителю (капитану?) достаточно нажать кнопку. Двигатель в 175 «лошадей» обеспечивает «Акваде» разгон на шоссе до 160 км/ч, в воде - до 48 км/ч. Запас хода составляет 550/90 км. Цена, правда, кусается - 220 000 евро. Зато «Аквада» готова к серийному производству и полностью сертифицирована - как в качестве автомобиля, так и катера. В КРУПНЫХ ФОРМАХ Дальше - больше. Если можно сделать легковую амфибию, почему не построить... автобус? «Терра Винд» - огромный, длиной 13,7 м кемпер! Момент его вхождения в воду очень впечатляет, как и убранство «теплохода». Высота каюткомпании - 2,2 м. В кухне - холодильник объемом 640 л, микроволновка. Есть туалет, душ, аудиовидеотехника. Немудрено, что стоит «корабль» от 850 000 до 1 200 000 долларов. Кузов «амфобуса» опять же стеклопластиковый, полная масса - 18 600 кг, силовой агрегат - дизель «Катерпиллер-3126Е» мощностью 330 л. с. и автоматическая шестиступенчатая коробка передач «Эллисон-ЗОООМН». Скорость на воде невелика, но это же не глиссер, а комфортабельный теплоход! Скоро покупателям «Терра Винда» предложат... плавающий прицеп для легкового автомобиля. Доберетесь до живописного острова - покатаетесь. Единственное, но важное ограничение: съезжать и особенно выезжать из воды автобус способен лишь по пологому и достаточно твердому спуску. Впрочем, можно остаться на рейде, а к берегу добираться в надувной шлюпке ее к теплоходу прилагают. Ч ТОУВАС , РЕБЯТА, В ЧЕРТЕЖАХ? Современные технологии делают невозможное возможным. Многие удивительные машины существуют уже не только в чертежах - в действующих опытных образцах. Основатель швейцарской фирмы «Ринспид» Франк Риндеркнехт, из года в год поражающий публику на Женевском автосалоне эффектными концептами, тоже решил заняться амфибиями. Сам он, правда, не инженер, а талантливый менеджер. Вложив миллион евро и воодушевив своей задумкой «вундеркиндов» Петера Кэги и Кристиана Боллингера, мэтр сумел спустить на воду «Сплэш» - амфи-«Доббертин-Гидрокар» пока существует лишь в чертежах. 108 За рулем 8/2004 ОБОЗРЕНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ АМФИБИИХодовой винт и крылья опускаются, только когда эхолот даст сигнал о глубине под килем в 1,5 м.Колеса «Ринспида-Сплэш» не убираются, но они ведь не касабию на... подводных крыльях. Двигатель «Вебер» развивает, несмотря на всего 750-кубовый объем двух цилиндров, 140 л. с. и разгоняет «Сплэш» по шоссе до 200 км/ч. А в воде с машиной происходит удивительная метаморфоза: повинуясь нажатию кнопки, сзади все глубже опускается ходовой винт, антикрыло на корме поворачивается вниз и становится подводным. Еще пара крылышек откидывается с боков. Скорость растет. 50... 80... Есть отрыв!!! Колеса уже в воздухе, машина несется над водной гладью, распугивая гидроциклистов. Пожалуй, им не догнать «Сплэш», ведь его скорость зашкаливает за 45 узлов (83 км/ч)! До серийного производства, однако, пока далеко. Каков ресурс «катера», разработчики не уточняют. Новыми разработками занимается и «Гиббс текнолоджиз». Кроме «Аквады», планируют запустить в серию«Хамдингу», уже представленную на выставке в Бирмингеме. Пятиместный джип-амфибия располагает двигателем в 350 л. с, что позволяет разгоняться на шоссе до 100 км/ч за 9,2 с. «Мокрая максималка» составит 64 км/ч. Ее машина достигнет за 10 с - вполне солидно для катера массой 2 тонны и длиной 5,4 м. Пожалуй, самое любопытное «земноводное» должно вот-вот появиться в США под названием «Гидрокар». Его создатель Рик Доббертин снабдил «амфибию будущего» двигателем мощностью 510 л. с. Стремительная, хотя и несколько угловатая махина длиной 6и шириной 2,5 м имеет кузов, который можно было бы назвать тримараном. Центральная часть собрана на раме из нержавеющей стали, а по бокам - еще две «гондолы» на алюминиевых каркасах. В них - колеса на пневмоподвесках, позволяющих менять клиренс на шоссе от 150 до 250 мм; в воде колеса и вовсеподтягиваются вверх. Более того, для заплыва боковые секции опускаются относительно центральной части кузова и выполняют роль поплавков. Скорость «Гидрокара» должна составить 200/80 км/ч, а расчетная цена - около 175 000 долларов. Кстати, немецкий журнал «Штерн» провел среди читателей опрос на тему: купили бы вы «Акваду» за 200 000? «Да» ответили 25%, 55% предпочли бы за такие деньги машину и катер, остальные к водным процедурам равнодушны. В РОССИЙСКИХ ВОДАХ Фирм, готовых производить амфибии, у нас пока нет. Зато есть изобретатели. Например, Игорь Рикман, главный конструктор «Гипроуглемаша», проехал на амфибии собственной конструкции «Ихтиандр-2» уже 200 000 км. Его первая машина, созданная в 1979 году, оставила за кормой 1000 морских и 400 000 земных верст. Конструкция традиционна для амфибий: каркас из труб и корпус из стеклопластика. Мотором поделилась «Нива», коробкой передач - ЛуАЗ. Поскольку колеса не убираются да и двигатель слабоват, скорость на воде всего 16 км/ч. Однако побольше, чем у британского «Коммандера»! На шоссе же ничто не мешает разгоняться до 130 км/ч. По оценкам конструктора, такая амфибия могла бы стоить около 30 000 долларов. По сравнению с импортными аналогами совсем не много. Желающие купаться за рулем, думаю, найдутся. Дело за производителями... D?*«&8*110 За рулем 8/2004