140
141
142
РЫНОК И СЕРВИСЭКСПЕРТИЗА: ПРОТИВОТУМАННЫЕ ФАРЫТУМАННАЯ ПЕРСПЕКТИВА Что ни говори, а к автомобильной светотехнике у нас отношение странное. Все понимают, какую огромную роль она играет в безопасности движения, и тем не менее большинство наплевательски относится к ее выбору. Спросите любого автомобилиста, сколько стоит лампочка для фары - он непременно назовет цену дешевого барахла, которое даже на велосипед нельзя устанавливать. А продавцы в наших автомагазинах? Эти милые люди выдают за достоинство способность безродных фар одновременно исполнять функции противотуманок и дальнего света! Представьте себе маникюрные ножницы, умеющие одновременно перекусывать гвозди... Не представляете? Вот и мы. покупая девять образцов противотуманных фар, не предполагали, что среди них будет столько универсалов и результаты их испытаний окажутся столь удручающими.МНОГОСТАНОЧНИКИАЛЕКСАНДР БУДКИНИзделия, купленные нами как «фары дополнительные», повергли специалистов в шок. Вместо традиционно скупых на эмоции строк официального протокола «...требованиям не соответствует...» в отчете мы прочитали: «...Никакого отношения к противотуманной фаре данный прибор не имеет...» или еще лучше: «...напоминает светораспределение карманного фонарика...»! В общем, сказать, что эксперты были крайне возмущены - не сказать ничего. Противотуманная фара призвана освещать дорогу очень широким, но небольшим по высоте пучком. Чтобы не слепить водителя, этому световому прибору строго ограничивают максимальную освещенность: чуть меньше не страшно, чуть больше - караул. Совсем другое дело - фара дальнего света. От нее не требуют конкретного светораспределения, но жестко регламентируют минимальный световой поток. Больше - можно, меньше - нет. А теперь попробуйте понять специалистов. К ним в руки попадают изделия, призванные удовлетворять абсолютно взаимоисключающим требованиям - светить слабо и сильно одновременно. Само собой, на всех (или почтина всех) чудо-фарах стоят знаки омологации, а продавцы, отпускающие бяку, имеют какие-то сертификаты. Провести измерения параметров таких фар невозможно из-за отсутствия светораспределения, а точнее - хоть какой-нибудь границы на нем. Ведь именно по границе светового пучка устанавливают фару на стенде. Так что в отношении шестерых аутсайдеров нашего теста нам пришлось довольствоваться лишь текстовыми комментариями. Только не подумайте, что мы специально искали дрянь, чтобы кого-то удивить, - просто такое сейчас купить куда легче, чем высококачественную фару. А теперь, собственно, о последних...БЕЛЫЕ ВОРОНЫТри из девяти приобретенных нами в магазинах фар оказались действительно противотуманными: две отечественные -для «Волги» и вазовской «десятки», а также именитая «Хелла». В отличие от шестерых уродцев двойного назначения, эти при установке на испытательный стенд показали четкую светотеневую границу, так что мы рас-От противотуманной фары требуют специального светораспределения. Ее основной световой поток должен быть направлен ниНаименование Hella Comet 300 Наименование - Фара 20.3743 Заявленный производитель неизвестен. Предположительно ОАО «Автосвет»же линии горизонта, чтобы освещать дорогу вблизи автомобиля. Вперед или тем более вверх разрешено светить совсем чуть-чуть. Наименование - Ф ара ФГ-152М Заявленный производитель - неизвестен. Предположительно ОАО «Освар»Заявленный производитель Hella KG Hueck & СоHella Comet 300Ш Ориентировочная цена - 2450 руб. (за комплект) • Качественные фары с резкой светотеневой границей. Стараются далеко освещать дорогу. 140 За оулем 8/2004Ш Ориентировочная цена - 320 руб. (за одну фару) • Хорошо освещают дорогу вблизи автомобиля. Щадят глаза встречных водителей.И Ориентировочная цена - 270 руб. (за одну фару) • Очень хорошо освещают дорогу вблизи автомобиля. На рассеивателе отсутствует маркировка. ЭКСПЕРТИЗА: ПРОТИВОТУМАННЫЕ ФАРЫНаименование - Sirius NS-157 Заявленный производитель - неизвестен. Сделано на ТайванеНаименование Галогеновый осветительный прибор Заявленный производитель неизвестениование ReflectorSirius Multi Surface• "1 производитель - неизвестен*a*ari^ф'«™NGLKHT HS-137И Ориентировочная цена - 620 руб. (за пару) • Ближе к противотуманным фарам, чем остальные аутсайдеры. Но светотеневой границы нет.Ш Ориентировочная цена - 325 руб. (за пару) • Что-нибудь осветить этим «прибором» можно. Но это совсем не противотуманная сИ Ориентировочная цена - 680 руб. (за пару) • Судя по рассеивателю, изготовитель пытался сделать противотуманную фару. Не получилось.Hella 20.3743 ФГ-152М Верхняя зона - до 4 30' выше линии горизонта (зона 3).Hella Линия горизонта.20.3743ФГ-152МHella20.3743ФГ-152МHella20.3743ФГ-152МСредняя зона - д о 2°15' выше линии го Нижняя зона - до 4 30' ниже линии горизонта (зона 2). ризонта (зона 1). •BJ не соответствует требованиям; соответствует Правилам ЕЖ ООН; JBB соответствует требованиям «За рулем». Наименование - Yong Xing SE-666 Заявленный производитель - неизвестен. Сделано на Тайванеполагаем и количественной оценкой их работы. В цифрах наши три богатыря показали неплохие результаты. Все уложились в требования стандарта, причем «Хелла» дала понять, что способна освещать дорогу чуть лучше российских коллег. Она выдала предельно допустимые люксы в зоне, где требуется светить в меру хорошо (см. рисунки) и не превысила допустимого ослепления. Отечественная продукция тоже преуспела, хотя специалисты отметили, что это не лучшие изделия наших заводов. А вот каких именно - можно говорить лишь с долей вероятности. По давно сложившейся дурной традиции «наши» изделия не упаковывают, поэтому ориентироваться приходится лишь на маркировку, известную специалистам. Выбито на корпусе «20.3743» - должна быть фарой для «десятки», произведенной ОАО «Автосвет». А коль стоит соответствующая эмблема на рассеивателе это «Освар» для «Волги». Вот только на нашей фаре для ГАЗов маркировки наНаименование Satuga FL-586NBНаименование - Hyper Fog FL-68 Заявленный производитель неизвестен. Товарный знак AL КНАТЕЕВ, ОАЭЗаявленный производитель - Сделано на Тайване. Товарный знак AL КНАТЕЕВ, ОАЭi m;rAL КНАТЕЕВ' IъшЛИ Ориентировочная цена - 260 руб. (за пару) • Полное отсутствие светораспределения и недопустимый для противотуманной фары синий цвет. Ш Ориентировочная цена - 270 руб. (за пару)I2И Ориентировочная цена - 480 руб. (за пару) • Мало того, что озары не имеют светотеневой границы, в них установлены лампы мощностью 100 Вт. За рулем 8/2004 141• Лампа одной из двух фар сразу перегорела. Светораспределение - как у карманного фонарика. РЫНОК И СЕРВИСЭКСПЕРТИЗАНА ПРИЛАВКЕстекле не оказалось. Что это - подделка или заводское изделие, попавшее в продажу окольными путями? Смешно думать, что неупакованные фары, а уж тем более немаркированные, магазин продавать не должен. Но на фоне шести безделушек двойного назначения отечественные противотуманки, пусть и немаркированные, воспринимаешь как подарок судьбы. Можно, конечно, пойти на принцип и объявить единственным победителем «Хеллу». Вот, дескать, у кого и свет правильный, и с маркировкой все в порядке. Мало того, в фирменный комплект входит столько проводочков, винтиков, клеммочек, что, раскрывая упаковку, радуешься как ребенок, которому подарили дорогой конструктор. Но взгляд на ценник - как ушат ключевой воды. Фирменный комплект дороже пары отечественных фар примерно в пять раз.ИРИДИЙ для «ВОЛГИ» И «МАЙБАХА»»Наименование - свечи зажигания NGK. Ориентировочная цена - от 14 до 19 евро. • Компания «Эн-Джи-Кей» (NGK) предлагает россиянам опробовать свою новинку - иридиевые свечи зажигания. Тугоплавкий иридий наносят методом лазерной сварки на центральный электрод, диаметр которого составляет всего 0,6 мм. Разработчики отмечают, что форма электрода позволяет обеспечить устойчивое искрообразование при любых погодных условиях - одновременно предотвращается образование нагара. Кроме того, обещают сокращение расхода топлива примерно на 5%, при том, что срок службы свечей должен превысить показатели их платиновых «коллег». Иридиевые свечи NGK уже применя-Фар, одновременно про тивотуманных и дальнего света, быть не можетИ все же, независимо от ваших финансовых возможностей, настоятельно советуем: не покупайте ту дрянь, что предложат вам бестолковые продавцы в качестве «фар дополнительных двойного назначения». Они плохо освещают дорогу, но хорошо слепят в тумане самого водителя. Ездить с ними не менее опасно, чем на подфарниках. Истинное назначение этого барахла - быть выброшенным в ближайший мусорный бак! Д ЕРЖИМ СЛОВО В экспертизе воздушных фильтров, опубликованной в ЗР, 2004, № 6, мы обещали предъявлять изделиям свои собственные, «зарулевские» требования. Делаем это в очередной раз и здесь - кроме пунктов европейских Правил, принятых в качестве официального стандарта, в том числе в России, указываем те характеристики, которые хотел бы видеть журнал «За рулем». По каким признакам мы устанавливаем планку требований? Как правило, опираемся на мнение специалистов и учитываем реальные возможности производителей. Знаем, что не только именитые фирмы, но и наши заводы могут делать лучше, и требуем этого. А уж сколько фар, произвольно купленных в магазинах Москвы, справится с трудным заданием - одна или все - вопрос не к нам. Надеемся, когда-нибудь их будет много. П 142 За рулем 8/2004ют на конвейерах - их устанавливают на «Фольксваген-Фаэтон», «Майбах», «Мерседес-Бенц SLK» и т. д. На вторичном же рынке можно подобрать комплект практически для любых авто - в том числе «жигулей» и «волг». Чтобы провести среди крыс и мышей урок политграмоты. можно воспользоваться наглядным пособием, разработанным питерской фирмой ООО «Орион СПб». Устройство отпугивает хвостатых зверьков ультразвуком говорят, они его недолюбливают. На людей и домашних животных вредное воздействие при этом не оказывается. Прибор можно использовать как в машине, так ив других местах: на катере, в гараже, на даче и т. п. Напряжение питания - от 10 до 15 В. ток потребления - д о8 мА, радиус гарантированного действия на открытом пространстве 15 м. Посмотрим, напугает ли новинка крыс...ЛАРИСКА - В СУМКУ!Наименование - устройство для отпугивания грызунов. Ориентировочная цена - 400 руб. • Те, кто полагает, что в автомобилях не водятся грызуны, заблуждаются: водятся - и еще как! Вдобавок сжирают все, что сочтут нужным - как минимум, электропроводку.«СОНАР» ДЕЛАЕТ ЗАРЯДКУНаименование - зарядное устройство Ориентировочная цена - 12 долл. • Похоже, петербургское ООО «КБ Сонар» решило освоить производство всех мыслимых типов автомобильных зарядных устройств. Очередная новинка фирмы называется... тоже «Сонар». Изделие - автоматическое: «крокодилы» цепляем на клеммы батареи, вилку втыкаем в сеть, а дальше все идет само собой. Если аккумулятор разряжен «выше ватерлинии», то устройство работает в импульсном режи-ме при небольшом среднем токе. По достижении напряжения 10 В ток увеличивается до 5 А, а затем по мере заряда снижается, предотвращая «кипение» электролита. При полном заряде ток устанавливается на минимальном уровне, позволяющем компенсировать саморазряд батареи.