146
147
РЫНОК И СЕРВИСПРЕЗЕНТАЦИЯ ШИН резонанса. Оптимальное распределение давления в пятне контакта обеспечивает технология трехмерного моделирования (C.S.C.), опробованная на топовой «Потенце». За счет этого улучшается управляемость на сухом и мокром покрытии и дополнительно снижается шум. Двухслойный протектор «Бриджстоун» использовал еще на предыдущей модели GR-50 AQ. Под слоем более жесткой резины находится мягкая, которая обнажается по мере износа, компенсируя стершийся рисунок. В новой шине мягкий подслой выходит на поверхность в центральной части протектора и начинает работать уже с первых километров. Интересное решение - благодаря сплошным центральным кольцам у шины меньше увод, а за счет мягкой смеси - лучшее сцеплениеВитрина компании «Бриджстоун» - четырехметровая шина для карьерных самосвалов.Bridgestone Turanza GR-80 летняя дождевая шина с направленным рисунком протектора для комфортной езды. Индексы скорости - Н и V. вые лучи, кислород воздуха, тепловые и механические нагрузки Но ухудшение свойств покрышки бывает вызвано и другим процессом - так называемой повторной вулканизацией. Дело в том. что всю серу не удается свя-НОВЫЙ ЭЛЕМЕНТСо старением резины химики борются со дня ее изобретения Разрушают ее ультрафиолето-РЫБНОЕКогда-то у каждого племени был свой тотем - священное животное, насекомое или птица. Они защищали его от врагов, давали воинам свою силу. быстроту и ловкость. В XXI веке инженеры вспомнили старинный рецепт: один за другим шинники стали «вселять» хищников в свои изделия. И когда на презентации новой летней покрышки «Бриджстоун Туранца GR-80» японские инженеры объяснили, что элементы ее протектора моделируют кожу акулы, я не удивился. В самом деле, если одна шина, как кошка, распластывает подушечки лап, а другая выпускает когти, почему бы третьей не резать волны плавниками? Впрочем, в данном случае пришлось поверить японцам на слово - встречаться с живой акулой мне не приходилось, поэтому оценить глубину ее перевоплощения в покрышку непросто. Но шинникам с островов виднее - они разбираются ив том. и в другом: «Бриджстоун» уже много лет поставляет резину для формулы 1, а японцы едят не 146 За рулем 8/2004только мясо акул и акульи пирожные, но даже делают из морских хищников корм для кошек.РАЗДВИГАЯ ВОЛНЫБорьба с аквапланированием одна из приоритетных задач при создании летних шин. В GR-80 за эвакуацию воды отвечают три продольные канавки в средней части протектора, куда та попадает из косых прорезей между шашками На дне канавок - мелкие продольные ребра, организующие поток воды. Они-то и создают эффект «кожи акулы» Кстати, похожее решение использовали американцы при разработке гидрокостюмов для своих пловцов. Конструкторы сознательно укрупнили рисунок протектора новой «Туранцы», чтобы снизить шум при качении, ведь он - не что иное, как шлепки шашек по асфальту. Сдвоенные кольца по центру не шумят по определению - разрывов в них нет. а большие разнокалиберные шашки по краям препятствуют возникновениюРис. 1. Конструкция шины «Бриджстоун-Туранца GR-80»: 1 - специальная форма бортового кольца: 2 - двухслойный протектор (красным выделена мягкая резина); 3 - мощные плечевые части, устойчивые к порезам; 4 - защитный бортовой слой.Рис. 2. Гидроэвакуационная поверхность, имитирующая кожу акулы: на стенках водоотводных канавок - продольные ребра: А - обычная шина - турбулентное течение; Б - «Туранца GR-80» - ламинарное течение. МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АНОТОЛИИ СУХОВзать при изготовлении шины, какая-то ее часть остается в свободном виде и реагирует со смесью при нагреве, когда колесо катится по дороге. Поэтому со временем смесь становится жестче - ухудшаются сцепные свойства шины. Японские химики утверждают, что новой «Туранце» это не грозит: специальное соединение предотвращает «перевулканизацию». Длинные карбоновые цепочки (L.L.), обеспечивающие высокую износостойкость, теперь стали более подвижными и получили наименование Super L.L. Благодаря им улучшилось сцепление в первую очередь на мокрой поверхности. Разработали японские химики и специальный модификатор под кодовым названием «частица Z». придающий ламелям еще большую пластичность.«Планету Зеро» представила Наоми Кемпбелл.В комплекте Р Zero Corsa System - разные шины: задние - более широкие, с ненаправленным рисунком, передние - поуже, с направленным.Дополнительная кордовая прослойка на боковине шины улучшает управляемость в экстремальных режимах. ди асимметричный - для оптимальных сцепных свойств при разгоне и торможении Отличия в характеристиках новой шины по сравнению с предшественницами хорошо видны на диаграмме. «Дзеро Корса» намного опережает их в поведении на сухом асфальте, хорошо тормозит на мокром, но несколько хуже сопротивляется аквапланированию. Впрочем, «Корсу» создавали для экстремального вождения, где, как известно, универсальность только во вред. Размер покрышек достиг 295/30R22. Любителям сочетать скорость и комфорт больше подойдет «Росса». Ну а «Неро» расположилась как раз посередине.•я ТОЧКА ОТСЧЕТА*Ш- I^ 1 __ ^ _БМя^МТак «заломать» подвеску «Аккорда» можно только на цепких шинах!...ПОДКРАЛСЯ НЕЗАМЕТНОПоездив на новой «Туранце» по дорогам полигона «Бриджстоуна», я невольно представил себя в роли пешехода, переходящего тихую улочку: эти шины настолько бесшумны. что полагаться на слух рискованно - того и гляди попадешь под колеса. Причем комфортно было даже на разбитом конечно, по японским меркам - асфальте. Наверняка наши водители оценят. Только вот линеечка типоразмеров коротковата - от 185/60R13 до 215/65R15. На вазовские машины из нее подойдет только 185/65R14. и то не на все. И это. пожалуй, единственный недостаток «рыбного блюда» японских шинников.ыструю езду любят не только русские, но и европейцы: спрос на скоростные машины продолжает расти, а с ним и продажи «обуви» для дорожных болидов. Еще в 1987 году компания «Пирелли» представила первое поколение шин Р Zero, созданных для легендарного «Феррари-Р40». За последние десять лет продажи шин «Пирелли» с индексом скорости 240 км/ч и выше выросли в десять раз: с 400 тысяч до 4 миллионов в год - это почти половина производства итальянского концерна. За это время появилось целое семейство суперскоростных шин. отныне объединенных в «Планету Зеро». Новинка этого года - Р Zero Corsa - результат эволюции прошлогодней модели Р Zero Nero и модели 2000 года Р Zero Rosso. При ее создании использованы как более ранние изобретения, так и последние разработки, всего более 70 патентов. Среди первых - тонкий и прочный корд высокого натяжения, снижающий массу шины и улучшающий чувство дороги, и арамидные добавки к смеси, позволяющие шине держать форму, не вытягиватьсяLIOTnWUI QOn(J ПШЙЯТ UU ТГ\П1.UQ DLirni / H V ГЧ/Г\Г\Г\f>TOVКо вторым на высоких скоростях. VГ\ ОТГяП относится дополнительная прослойка в боковине шины из нитей стального корда, «обнимающая» бортовое кольцо. За счет этого уменьшается боковая деформация шины в повороте, позволяя сохранить контроль над автомобилем даже при частичной потере сцепления на высокой скорости. В комплекте к автомобилю четыре шины. Передние и задние различаются размером и рисунком протектора: спереди он направленный - для лучшей управляемости на мокрой дороге, сзаР ZEH0 CORSA SYSTEM ' Р ZERO NERO ' Р ZERO ROSSO |100°'.)Управляемость в критических режимахУправляемость в обычных режимахУстойчивость к аквапланированию на повороте Устойчивость к аквапланированию при движении прямоТорможение на мокром покрытииСравнение характеристик шин серии Р Zero. За рулем 8/2004 147