116
117
ИСПЫТАНИЯ ТОРМОЗОВАЛЬПИЙСКАЯ СТОП-ЛИНИЮРИИ НЕЧЕТОВ. ФОТО АВТОРАВсалоне нестерпимо воняло горелыми тормозными колодками, рубиновые цифры на указателе температуры дисков перемигивались у восьми сотен градусов. Раскачиваясь и крутясь на серпантинах, как кленовые листья, четыре машины опускались вниз - из снега и облаков в лето и зелень. Вот уже виден финиш... Вдруг рев мотора, разгон, похожий на падение, и спокойный голос инженера-испытателя Петера Юбелиуса: «Внимание, экстренное торможение!» Руки и колени уперлись в спинку переднего сиденья: «Господи! Надеюсь, он знает, что делает!» Взвизгнули покрышки, указатель скакнул еще на полсотни градусов - и машина замерла. Потрескивали раскаленные диски, меняя цвет от ярко-оранжевого до темно-бордового, курились сизымдымком колодки, пластиковый колпачок на воздушном штуцере вдруг растаял и пустил черную слезу.ТЕОРИЯ С ПРАКТИКОЙВсе мы знаем, зачем нужны тормоза - вовремя и надежно остановить машину. С первого раза это удается всегда. И со второго. И даже, как правило, с третьего. А дальше... Колодки неизвестного происхождения, успев нагреться всего до 300°С, могут вдруг стать скользкими, как мыло, и рассыпаться. Гигроскопичная тормозная жидкость, не знавшая замены три года и успевшая «впитать» немало воды, - вскипеть при 200°С. Результат предсказуем... Между тем добросовестные производители фрикционных материалов обычно гарантируют их работоспособность до 700°С. Не должна меняться и эффективность торможения - соотношение между усилием на педали и замедлением. Именно поэтому коэффициент трения колодок о диск или барабан должен быть стабилен при любой температуре и равен 0,40-0,45 для Европы и 0,30-0,35 для США, Японии и Азии. Это связано с ограничениями по применяемым материалам и уровню шума - он тем выше, чем больше коэффициент трения. В движении тормозные цилиндры охлаждаются воздухом и жидкость в них редко нагревается больше сотни градусов, но стоит остановиться, как температура моментально подскакивает вдвое и выше. Неспроста последняя разработка компании TRW кипит лишь при 260°С.«I'^flyiКаждому колесу - свой электроклапан в тормозной системе, но обычно они работают парами, полностью отключая передние или задние колеса для увеличения нагрузки на оставшиеся. 116 За рулем 8/2004Контрольное торможение «в пол» на финише раскаляет диски до 900°С, заставляя их сиять даже солнечным днем. Снаружи на ступице - токосъемник датчика температуры. ИСПЫТАНИЯ ТОРМОЗОВНа правахрекламыДвадцать минут, полет нормальный: машина катится вниз, давление в приводе 17,1 бар, температура невентилируемых дисков достигла 823°С.Контроль эффективности тормозов после десятиминутной стоянки: температура дисков упала до 650°С, жидкость разогрелась до 200°С, однако не вскипела при сильном нажатии на педаль давление достигает 165 бар. ПРОВЕРЕНО ГОРАМИ Есть в Австрии перевал Гроссглокнер, который удачно сочетает значительный перепад высот 1361 ми почти равномерный уклон в 7-10% на всем протяжении 16-километрового спуска с отличным покрытием и сравнительно малой загруженностью транспортом. В качестве приятного дополнения - прекрасные виды и развитый сервис, рядом мировые горнолыжные курорты Целль-ам-Зе и Инсбрук. На этом-то перевале ведущие автопроизводители, а также компания TRW, специа-лизирующаяся на тормозных деталях и системах, ежегодно проводят Альпийский тест испытания тормозов в самых жестких условиях. Кстати, единственного журналиста сюда допустили впервые. Методика, заимствованная у компании БМВ, проста: машины поднимаются на вершину и затем спускаются вниз в самом «чайниковском» режиме - на нейтральной передаче с постоянно нажатой педалью тормоза со скоростью 35-40 км/ч. Барабанные тормоза разогреваются при этом до 250-350°С, вентилируемые дисковые -до 600-700°С, невентилируемые - до 800-900°С! Аппаратура непрерывно фиксирует температуру дисков и рабочей жидкости в каждом переднем цилиндре, давление в приводе тормозов, замедление. Спуск, хронометраж которого четко прописан, занимает 25 минут, в конце - разгон до 80 км/ч и контрольное торможение на грани блокировки. Кроме того, используют еще две методики «Фольксвагена» - более мягкую со спуском за 45 минут и жесткую 16-минутную. Внизу - 10-минутная стоянка, за время которой диски остывают, а суппорты и жидкость в тормозных механизмах нагреваются, приближаясь к точке кипения. Затем проверка на работоспособность: при сильном нажатии на педаль давление в системе не должно быть ниже 160 бар, что говорит об отсутствии паровых пробок. Завершает, как, впрочем, и начинает цикл испытаний серия «притирочных» торможений с постепенным повышением давления от 10 до 60 бар. В конце разборка и дефектовка механизмов и колодок, установка новых - а после обеда опять в горы. И так целую неделю, пока испытатели не убедятся, что продукция соответствует громкому имени TRW... К ТО ЕСТЬ КТО Возможно, вы никогда не слышали о компании TRW, хотя заочно с ней наверняка знакомы - именно здесь была разработана тормозная система для «восьмого» семейства ВАЗов. А вот марку «Лукас» наверняка знаете - под этим именем TRW поставляет элементы тормозных систем на рынок запчастей. Здесь можно найти колодки и для «Волги», и для «Ламборгини», и для «Бентли». Детали и узлы, что идут на конвейеры автопроизводителей, несут их маркировку «Ауди-TRW», «Мерседес-TRW» и т. д. Так же обозначают и элементы подвески, управления, систем безопасности - от подушек до ESP. Компонентами TRW оснащен каждый четвертый автомобиль в мире и третий в Европе -185 предприятий в 23 странах ежегодно выпускают продукции более чем на 10 миллиардов долларов. Но конек TRW все-таки тормоза - занимая первое место в мире по производству дисков, компания избрала девизом слово «безопасность». Просто безопасность, даже не с большой буквы - это их обычная ежедневная работа. •с FENOM 0£HOiV\ov«Abturt.-vL р ^ л чльлл л!На АЗС зарулили? А что там вам в бак заливают? А если вас обманули? А если вам бензин «гораздо лучшего качества» продали?.. Я узнаю его по оттенку. Видите, как он играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд! Теперь понятно, зачем нужны присадки в топливо?ОЧИСТИТЕЛИ И ДОБАВКИ FEN0M ДЛЯ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫFNS32/450IU FENOM FUEL CONDITIONER Кондиционер бензина В условиях городского движения способствует увеличению эффективности горения топлива, снижению его расхода и токсичности отработавших газов. Очищает топливную систему, препятствует образованию проводящего слоя на свечах зажигания. Профилактическое средство при применении топлива ненадлежащего качества. FN833 / 450 мл • FN840 /1 Л FENOM CETANE-NUMBER BOOSTER Цетаноповышающая добавка к дизельному топливу Повышает цетановое число летних и зимних дизтоплив до 6 ед. Улучшает кинетику горения топлива, снижает его расход и токсичность отработавших газов. Добавка изготовлена на основе присадки «Миакрон-2000» (допуск МВК Госстандарта России).fяэюм-ffl^cFN888 / 450 мл FENOM DIESEL SMOKE FREE Антидымная добавка к дизельному топливу Снижает эмиссию дыма и канцерогенных углеводородов, образование нагара в камере сгорания и закоксовывание колец, повышает КПД. снижает расход топлива, износ и коррозию деталей топливной аппаратуры.FN697 / 450 мп гИ741/1л FENOM WAX ANTI-SETTLING Депрессорная присадка к дизтопливу Улучшает эксплуатационные и низкотемпературные свойства летних и зимних дизтоплив. Снижает предельную температуру их фильтруемости и застывания, улучшает стабильность топлива при низких температурах и его прокачиваемость. повышает надежность ТНВД двигателя.СПЯimi2O01 ямсяиПрепараты марки FENOM отмечены многочисленными наградами на российских и международных выставках 25 000 наименований первоклассных товаров для автомобиля, гаража, мастерской оптом ив розницу, г . сеть дистрибьюторов по СНГ /ПкШш/Ак (095) 721-3333 www.agah.ru /Ш&&тйЯкРаскаленные тормоза заставляют плавиться даже пластиковые колпачки на воздушных штуцерах.За рулем 8/2004117