200
201
202
205
206
207
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАЖИГАНИЕМЭкология для старичковМихаил Колодочкин, Александр ШабановСпадением «династии карбюраторов» миллионы еще живых в общем-то автомобильчиков ушедшей эпохи оказались в незавидном положении. Экология, по нынешним меркам, дрянная. Перевести «копейку» на электронный впрыск? Не смешно. Так что же делать тем, кто искренне пытается улучшить экологию старичков? Не магниты же к бензопроводу прикручивать! Оказалось, шанс все же есть. Сегодня исследуем адаптивную систему управления зажиганием БЗМ-ПТ, выпускаемую российской фирмой ЗАО «НПП Петербургские Технологии». Почему именно ее? Потому что в руководстве по эксплуатации обещана завидная экологическая эффективность по СО, СН и NOх – до 40%! Да и аналогов у нее нет. Вот и оценим, способна ли система ориентировочной стоимостью 6000 руб. хоть как-то улучшить экологию старичков.ВМЕСТО РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ – ДАТЧИКО предшественниках испытанного устройства мы когда-то рассказывали (ЗР, 2001, № 2; 2002, № 7). Напоминаем: речь идет об электронном зажигании, в котором вместо штатного механического распределителя-прерывателя применен многофункциональный датчик, воздействующий через блок управления на двухвыводные катушки зажигания. Естественно, никаких грузиков с пружинками: алгоритмМногофункциональный датчик устанавливают вместо штатного распределителя зажигания.работы блока связан только с параметрами вращения коленчатого вала – скоростью, ускорением и т.п. Подход необычный, но в целом понятный. Ведь равномерность вращения ко-ленчатого вала, особенно при малых оборотах, сильно зависит от характера рабочего процесса в каждом цилиндре. А на рост давления в нем влияет несчетное количество факторов: степень износа и за-При изменении нагрузки адаптивная система зажигания ведет себя куда более гибко, нежели штатная. Приспосабливается, в общем…Крутящий момент: и «верхи», и «низы» – могут!200 За рулем 03/2007 грязнения цилиндра, исправность и ориентация свечи зажигания, зазоры в клапанах и состояние высоковольтного провода… И чем заметнее разница в работе цилиндров, тем сильнее «трясет» мотор. Блоку управления остается сопоставить эталонную картинку ускорения поршня с реальной и скорректировать для каждого из цилиндров угол опережения – назад или вперед. А что покажут замеры на живом двигателе?ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙБлок решили помучить на двух моторах ВАЗ-21083 и, более того, даже на разных бензинах – с октановым числом от 88 до 92! Методика очевидна – сначала в привычном темпе погоняли двигатели со штатными системами зажигания, а потом приспособили вместо трамблеров адаптивную систему БЗМ-ПТ. Настройка карбюраторов – штатная. В работоспособности новинки особых сомнений не было: в свое время довелось намотать с подобными блоками нескольНАШ КОММЕНТАРИЙко десятков тысяч километров – как на карбюраторной машине, так и на впрысковой (!). Но до серьезных стендовых замеров «эн-о-икс» и иже с ними мы добрались только сейчас. Что ж, снижение токсичности – внушительное, в том числе по самым токсичным компонентам – окислам азота и остаточным углеводородам. Отметим: мощность двигателя даже подросла, причем в зоне малых оборотов. Следовательно, там можно ожидать улучшения динамических качеств автомобиля. Это важно, поскольку обычно экологические настройки прямо противоположны мощностным. Здесь же их удалось совместить. Повтор испытаний на другом двигателе дал аналогичную картину.ПОДТЯГИВАЯСЬ К ЭТАЛОНУМотор должен работать как можно ближе к пределу детонации – так экономичнее, согласно классической теории ДВС. Адаптивная система – на то и адаптивная, чтобы работать гораздо хитрее «механики». На частичных режимах зажигание становится более поздним, а вот на режимах полного дросселя, наоборот, бо-УГЛОМ – ПО ТОКСИЧНОСТИ!Из графиков видно, насколько отличается угол опережения зажигания в штатной и адаптивной системах. На мощностных режимах (газ в пол) «адаптивный» угол превышает «штатный» – но здесь экология приносится в жертву динамике. А вот во всем остальном диапазоне нагрузок адаптивная система поддерживает меньшие углы опережения, нежели обычно. Теперь можно обосновать полученные результаты. Проще всего дело обстоит с окислами азота. Их образование при постоянном составе смеси зависит только от максимальных температур рабочего тела в цилиндре, причем сильно! Так, рост максимальной температуры газа от 2500 до 2700° К дает увеличение выхода окислов азота в 2,6 раза! Сдвигая угол опережения назад, ближе к верхней мертвой точке, мы существенно понижаем максимальную температуру цикла, повышая, правда, при этом температуру отработавших газов. Но она на окислы азота практически не влияет. Значительно сложнее с остаточными углеводородами – СН. Их суммарный выход определяется несколькими факторами. В так называемой «пристеночной» об-ласти – достаточно тонкой зоне, как бы обволакивающей стенки камеры сгорания, топливо горит очень медленно – процесс не всегда успевает завершиться к моменту открытия выпускных клапанов. И тут влияние угла опережения уже достаточно серьезно: ранняя – точнее, оптимальная искра повышает мощность, но неблагоприятна для минимизации выхода остаточных углеводородов. А вот поздняя искра снижает СН в отработавших газах, но увеличивает расход топлива. Это – известный факт, вновь подтвержденный нашими испытаниями. Отметим, что часть СН образуется за счет топлива, попавшего в зазоры между поршнем и цилиндром на такте сжатия. Примерно в середине такта расширения давление в цилиндре становится ниже давления за первым поршневым кольцом, и смесь топлива, воздуха и паров масла из зазора, куда она попала при сжатии, начинает поступать обратно в камеру сгорания. И если к этому моменту сгорание уже закончено, то все, что вылезло из зазора, летит в трубу в виде СН. Этот факт также давно замечен двигателистами. Поэтому, чем позднее мы начнем сгорание, тем больше шансов сжечь эту, уже в общем-то бесполезную добавку топлива.На правах рекламы КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАЖИГАНИЕМЭкология в понимании тестовых моторов: с адаптивной системой выбросы действительно ощутимо снижаются.лее ранним, плавно «облизывая» порог детонации. Отсюда и эффект. Углы опережения по отдельным цилиндрам отличаются на 2–3 градуса, реагируя на индивидуальность каждого цилиндра и «подтягивая» процессы к эталону. И это тоже сказалось на выходных показателях мотора. Кстати, такой алгоритм управления облегчит ему жизнь при случайной заправке нехорошим топливом, сыграв роль некой защиты от детонации. Все, в общем-то, понятно, кроме одного: почему угол опережения вообще влия-ет на выход токсичных компонентов? Свое мнение мы приводим во врезке «Наш комментарий». Двигатель – штука упрямая: одно улучшаешь, а другое начинает капризничать. Вот и здесь без компромисса не обойтись: наши испытания показали, что ценой снижения токсичности стал некоторый рост удельного расхода топлива на частичных режимах – на 3–6%. Это не слишком высокая плата за более чистый выхлоп. Еще один минус – небольшой рост температуры отработавших газов, влияющий на ре-сурс клапанов и поршней. Но и это не очень страшно, поскольку наблюдается только на частичных режимах – при номинальной мощности, напротив, все даже улучшается. Так считать ли адаптивную систему зажигания полноценной альтернативой современным впрысковым моторам? Мы полагаем, что нет. Но серьезно облегчить жизнь доживающему племени карбюраторных старичков эта система, видимо, действительно может. По крайней мере, наши испытания такую надежду дают.На правах рекламы202 За рулем 03/2007 ОБЗОР УСТРОЙСТВА ДЛЯ БОРЬБЫ СО СНОМНе спать?Говорят, сон – лучшее лекарство. Утверждение, в общем-то, верное – главное, не «лечиться» прямо за рулем. В рейтинге причин автомобильных аварий засыпание – на одной из верхних строчек. Что поможет победить предательскую сонливость? Тонизирующие напитки, гимнастика, распевание песен – эти средства, конечно, пригодны, но только на некоторое время. А что предложит технический прогресс? В его арсенале есть системы, предотвращающие засыпание. Например, «электронный глаз» – видеокамера, следящая за дорожной разметкой и издающая звуковой сигнал, едва автомобиль смещается с траектории. Или система, которая следит за частотой моргания водителя, устройство, задающее водителю вопросы и анализирующее правильность и время ответов. Все это в силу сложности и дороговизны обычным людям пока недоступно. Относительно недорогим и столь же относительно действенным помощником в дороге может стать «Антисон» – устройство, внешне напоминаюНаименование –щее слуховой аппарат. Приборчик надевается на ухо и реагирует на изменение наклона головы: начинаете клевать носом – включается пронзительный зуммер. Устройство настолько чувствительно, что даже безобидный наклон, чтобы глянуть на спидометр, сопровождается будоражащим писком. Работает «Антисон» на батарейках. Удобство его весьма спорно, хотя если автолюбитель привык использовать hands-free, то наличие за ухом некрупного «дивайса» не смутит. В противном случае появится определенный дискомфорт. Есть и еще один минус – устройство необходимо периодически поправлять, чтобы оно не падало. Словом, если поездка, сопровождаемая постоянным пищанием, себя оправдывает, то приобрести такого помощника можно практически в любом магазине электроники. Но если доводы разума сильнее всего остального, то лучше доехать до первого же поста ГАИ или специальной площадки, остановиться и немного вздремнуть. Потеряв пару часов, можно сохранить немало счастливых лет!Наименование –Drive ALERT«Антисон за рулем»Ориентировочная цена – 390 руб.Ориентировочная цена – 590 руб.205За рулем 03/2007На правах рекламы КОМПОНЕНТЫНА ПРИЛАВКЕРемень и детиНаименование – фиксатор ремня безопасности «Емеля». Ориентировочная цена – 220 руб. «Волшебный спасатель Емеля» – так в компании «Теплодом» назвали фиксатор ремня безопасности. Устройство позволяет фиксировать ремень на плече ребенка, защищая от травмы шеи и лица. Изделие предназначено для детей от 5 до 12 лет. Изготавливается новинка в Южной Корее.В европосудеНаименование – антифриз Sintec Ultra. Ориентировочная цена – 260 руб. Антифриз Sintec Ultra сменил «костюмчик». Теперь он плещется в новой улучшенной канистре с еврогорловиной. Содержимое канистр осталось неизменным: пакет многофункциональных присадок обеспечивает защиту системы от коррозии, а флуоресцентный компонент облегчает поиск утечек в системе. Рабочийдиапазон температур – от -45 до +115°С. Продукт разработан с учетом требований, предъявляемых к охлаждающим жидкостям ведущими мировыми автоконцернами.Союзный фильтрНаименование – фильтры «Ливны» для ММЗ. Ориентировочная цена – от 100 до 230 руб. Компания ОАО «Автоагрегат» выпустила линейку фильтров «Ливны» специально для двигателей Д-245 и Д-260 Минского моторного завода. Фильтры очистки масла «Стандарт-245» (ММЗ Д-245 и его модификации) и ФМ-035 (Д-260 и его модификации), а также фильтр топливный ФТ-020 (ММЗ 243-245). Важно, что фильтрующий элемент изготовлен из хорошо зарекомендовавшей себя бумаги Ahlstrom с высокой степенью очистки и тонкостью фильтрации. Новые фильтры рекомендуются и при плановом техническом осмотре.Шуба на сиденьеНаименование – накидка на сиденье. Ориентировочная цена – 3200 руб. Если вспомнить всю историю человечества, то получится, что в шкурах человек ходил больше, чем в цивильной одежде. Применив эти знания, австралийская компании Ausskin выпустила новинку, достоинства которой не оценят только борцы за права животных, – накидку на сиденье из овечьей шкуры. Основное преимущество «натурального обогревателя» в том, что сидеть на нем зимой не холодно, а летом не жарко. Материал не издает неприятного запаха. Вдобавок ко всему изделие по-своему украшает интерьер. Что немаловажно, накидка не мешает надуться подушкам безопасности, расположенным в передних креслах.На правах рекламы206 За рулем 03/2007 Contitech предупреждает!В последнее время активизировался рынок поддельных приводных ремней, в том числе и самых ответственных для автомобиля – ремней ГРМ. Наряду с банальными фальшивками в продаже встречаются изделия, внешний вид, упаковка и название которых максимально приближены к оригинальным. Например, ремни ГРМ Contibelt не имеют никакого отношения ни к фирме Contitech, ни к немецкой Contibelt Band System, занимающейся исключительно конвейерными лентами.Они дешевле всю историю Если вспомнить оригинальных, но, естественно, гарантировать их то получится, не в человечества,качество никто что может. А затраты на ремонт двигателя в случае обрыва такого ремня многократно превысят стоимость даже самого лучшего оригинального изделия. Поскольку многие подделки, даже совсем низкокачественные, по внешнему виду практически неотличимы от оригинала, надежную гарантию может дать лишь приобретение ремней у официальных дистрибьюторов, адреса и телефоны которых можно найти на сайте www.contitech.ru. Зеленым цветом обозначено изделие Contitech, красным – другого производителя.ОтмораживательНаименование – размораживатель стекол ХОРС. Ориентировочная цена – от 80 руб. Компания ХОРС выпустила новое средство – «Размораживатель стекол». Производитель разъясняет: благодаря продуманному составу средство быстро очищает стекло от инея и льда, не образуя разводов и мутной пленки. При этом компоненты средства быстро испаряются с поверхности, оставляя стекло сухим. «Размораживатель стекол» также надежно защищает окна от повторного обледенения и обеспечивает хорошую видимость.На правах рекламы