156
157
158
159
ЭКОНОМИКАСТАТИСТИКА ПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЕЙ В 2006 ГОДУ1,8 млн горячих пирожковПродажи новых легковых автомобилей в очередной раз перекрыли самые оптимистичные прогнозы: за прошлый год россияне купили почти на четверть больше машин, чем в 2005-м! Анализ и прогноз Игоря Моржаретто.НАШИ: ДОРОЖЕ И… МЕНЬШЕФормально для традиционных российских производителей год выдался удачным: продажи практически всех моделей росли от месяца к месяцу (во всяком случае, до начала осени). В результате главный наш производитель – АВТОВАЗ рапортовал о совокупном росте на всех рынках сбыта на 6,1% (764 512 автомобилей) – небывалый результат! Увы, на своей территории успех обернулся неудачей: в России продано 625 тысяч штук (год назад – 648,7 тыс. – 3,7%). И в целом марка «Лада» (ВАЗ, «РосЛада» и т.д.) снова отступила: продано 665,4 тыс. автомобилей против 704,3 тыс. в 2005-м. (Мы приводим оперативные данные самого АВТОВАЗа; точные цифры станут известны лишь в марте. В этом же причина небольшого расхождения данных о продажах наших автозаводов с 2005 годом.) Конечно, уже ушла с конвейера «шестерка», резко сократились объемы сборки на «РосЛаде», но все-таки за державу обидно… Остальные производители сработали чуть лучше: ГАЗ156 За рулем 03/2007 продал всего на 155 «волг» меньше, чем год назад, УАЗ недосчитался 309 вседорожников. В денежном смысле все наверняка выиграли (точные цифры объявят не раньше марта), потому что в условиях быстро растущего рынка дружно попытались поиграть на цене. Особенно отличился АВТОВАЗ: в течение года завод семь раз повышал отпускные цены для дилеров – в январе, потом ежемесячно с марта по июль и последний раз в сентябре. В результате средняя розничная цена на автомобили «Лада» за 2006 год выросла на 11,5% – со 191,5 тыс. рублей до 213,6 тысячи. Быстрее всех дорожала «старая» «Нива» (по классификации завода – «Лада 4х4») – на 15% за год, скромнее всего «Калина» – 4% (правда, она изначально стоила очень недешево). Остальные тоже активно повышали цены, и результаты такой «дальновидной» политики начали сказываться к концу 2006 года, когда все заводские и дилерские площадки оказались забиты непроданными машинами. «Чемпионом» и тут стал АВТОВАЗ: по официаль-год марка «Лада» утратила почти 12% рынка! Зато очень быстро прирастают «новые» российские производители: за один год они увеличили отдачу в 1,8 раза – со 158 тыс. до 280 тыс. машин. Хотя цены на самые популярные модели повышались, все выпущенные автомобили проданы. Выходит, ставка сделана правильно! О сокращении продаж заявил лишь один производитель – СП «Джи-Эм–АВТОВАЗ» – на 7,6% (с 51,8 тыс. до 47,9 тыс. автомобилей «Нива» и «Вива»). Причина все та же – за год «шевроле» из Тольятти подорожали на 10%. Но и этого мало: с 1 января 2007 года СП в очередной раз поднял розничные цены на автомобили «ШевролеНива» на 7–8,5 тыс. рублей.ИНОСТРАНЦЫ: МИЛЛИОН – ВЗЯТ!Дилеры иностранных марок, в том числе упомянутых выше (с действующим производством в России) в канун нового года могли отметить знаменательную веху: иномарок в 2006 году продали рекордное количество – 1 014 298 штук; рост составил 66%! ПричемВ 2006-м рост продаж составил 23,6% по сравнению с предыдущим годом, а в денежном эквиваленте рынок увеличился на 45%!ным данным, на начало 2007го товарные запасы в сервисно-сбытовой сети составляли 67,5 тыс. автомобилей, а по неофициальным – от 95 до 100 тысяч. Не слишком оптимистическая ситуация иу коллег по цеху: в начале января на площадках УАЗа скопилось 1,2 тыс. вседорожников, не нашли покупателей около 500 микролитражек «Ока» (и это при годовом выпуске 8 тысяч!). Вот и получается, что при феноменальном росте рынка традиционные российские производители стремительно его… теряют. За последний только за декабрь реализовано примерно 120 тыс. иномарок – это тоже рекорд! Десятка лидеров по сравнению с 2005 годом осталась прежней – в ней представлены в первую очередь марки, которые открыли свои сборочные производства в России или странах СНГ. С третьего места на первое среди иномарок переехал «Форд» – естественно, благодаря росту производства на своем заводе во Всеволожске. А вот «Дэу» опустилась сразу с пятого места на восьмое: производитель, завод «УзДэу»,На правах рекламы ЭКОНОМИКАСТАТИСТИКА ПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЕЙ В 2006 ГОДУму станет еще один бренд класса люкс – «Инфинити». Хотя официальные продажи стартовали только поздней осенью 2006-го, продано 729 шикарных авто японской марки! Характерно, что этот сегмент рынка растет даже быстрее, чем «иномарочный» в целом. Очень быстро в прошлом году прибавлял и другой сектор – самых дешевых автомобилей из Китая и Ирана за 7–15 тыс. долл. Еще два-три года назад у нас даже о существовании таких фирм не знали, и вот они уже сумели продать больше 25 тысяч легковых автомобилей! Правда, по некоторым оценкам, масштабы китайского вторжения сильно завышены. Покупатель уже опробовал автомобили из Поднебесной и выяснил, что далеко не всегда они соответствуют требованиям, предъявляемым к иномаркам. Видимо, борьба на равных начнется через пару лет, когда китайские компании обновят модельный ряд, повысят качество продукта и расширят дилерскую сеть. интересная новость: неожиданный успех «Форда-Фьюжн» (16,5 тыс. штук), который занял 14-е место, обогнав многие популярные модели! Если у нас в моду входят городские универсалы такого типа – значит, мы тоже часть Европы…не сдержал обещания выпустить рестайлинговую версию «Нексии». Пару мест потеряла компания «Мицубиси»: продажи по сравнению с прошлым годом увеличились на четверть, но рынок иномарок рос еще быстрее! Потеряла темп южнокорейская «Хёндай»: годовой прирост составил «всего» 15%. Дилеры летом и осенью получали вместо автомобилей одни обещания: из-за забастовок на заводах в Южной Корее поставки почти прекратились. Но потребителям-то что до проблем тамошних профсоюзов? Они хотели купить «Гетц», подождали – и отправились к конкурентам. Из категории марок «премиум» больше всего покупателей в прошедшем году удалось привлечь «Вольво» – в 2006-м шведы обошли «Лексус», «Ауди», «Мерседес» и БМВ. В 2007 году конкуренция в этой группе вновь усилится. Порукой то-КОМУ ЧТО НРАВИТСЯВ первой десятке самых популярных иномарок – большие перемены. Появились трое новичков («Рено-Логан», «Шевроле-Ланос» и «КИАСпектра»), которые отправили замыкавших топ-10 в прошлом году «Хёндай-Гетц», «Дэу-Матиз» и «Тойоту-Кэмри» во вторую десятку. Тенденция налицо: 7 из 10 лидеров продаж собраны в России или странах СНГ. И все они – в самом популярном секторе от 10 до 20 тыс. долл. Самый популярный представительский автомобиль у нас по-прежнему «Тойота-Кэмри» (продано 18,1 тыс. штук), а среди вседорожников в лидеры продаж вырвался «ХёндайТусан» (12,6 тыс.). И вот ещеВОСЬМЫЕ В МИРЕИтак, продажи в России в 2006 году впервые превысили 2 миллиона штук: 1 млн. – новые иномарки, 760 тыс. – новые российские автомобили и еще 260 тыс. ввезенных подержанных иномарок. Все вместе – 2 млн. 20 тыс. При этом продажи новых иномарок выросли на 66,4%, российских марок – упали на 8,4%, а импорт секонд-хэнда сократился на 20%. В целом рынок новых машин вырос по сравнению с 2005 годом на 23,6%, а в денежном эквиваленте, по расчетам партнера компании PricewaterhouseCoopers Стэнли Рута, и того больше – на 45%. Таким образом, Россия по итогам 2006 года переместилась в мире с 10-й на 8-ю позицию, обойдя Бразилию и Испанию. В когорте самых автомобильных стран мира случились большие перемены. Китай обошел Японию и стал вторым в мире рынком после США по объемам продаж новых автомобилей. Четвертую позицию в мировом рейтинге удерживает Германия, где в прошлом году отмечался небольшой прирост (около 1%). Пятое, шестое и седьмое место занимают Великобритания, Италия и Франция. В 2007-м мы вполне можем переместиться еще на одно место вверх. Правда, рост рынка иномарок может несколько замедлиться. По некоторым оценкам, в 2007 году продажи иностранных машин вырастут на 38–40% и в количественном выражении составят чуть меньше 1,5 млн. штук. Объем реализации новых российских автомобилей в лучшем случае останется на сегодняшнем уровне, а подержанных иномарок завезут чутьСАМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ИНОМАРКИРЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ В РФ В ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ (ВВЕРХУ) И В ШТУКАХ (ВНИЗУ)**По данным агентства ABARUS Market Research.158 За рулем 03/2007 ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В 2006 ГОДУМарка «Лада»* «Форд» «Шевроле» (вкл. СП) «Хёндай» «Тойота» «Ниссан» «Рено» «Мицубиси» «Дэу» КИА «Волга» «Мазда» УАЗ «Опель» «Фольксваген» «Ока» «Сузуки» «Хонда» «Пежо» «Шкода» «Ситроен» «Вольво» «Чери» «Лексус» «Ауди» «Мерседес-Бенц» БМВ «Субару» «Ленд-Ровер» «Грейт-Уолл» «Иран Ходро» «Саньён» BYD «Джип» ФИАТ «Крайслер» «Порше» FAW «Хафей» «Додж» «Ягуар» «Инфинити» «Мини» «Кадиллак» СААБ «Хаммер» «Альфа-Ромео» «Лянча» Всего 2006 665 400** 115 985 111 458 100 685 95 689 75 529 72 484 68 845 66 717 59 993 51 700** 32 290 28 785** 19 983 19 186 16 589** 16 118 15 723 15 283 14 835 11 934 10 801 10 768 10 065 10 050 9316 9031 7604 6299 4788 4534 4018 1694 1569 1382 1381 1320 1288 1253 1068 893 729 496 416 383 360 54 11 776 772 2005 704 300 60 564 66 532 87 457 60 638 46 485 29 177 55 148 48 623 24 671 51 855 21 120 29 094 9398 12 007 42 941 9803 8906 9251 7535 6922 5713 476 5369 6115 4848 6338 4160 4075 4070 – 226 152 885 93 837 525 – – – 522 – 340 251 241 156 68 – 1 437 887 Рост, % -3,7 92 68 15 58 62 148 25 37 143 -0,3 53 -1,1 113 60 -61,4 64 77 65 97 72 89 2162 87 64 92 42 83 55 18 – 1678 1014 77 1386 65 151 – – – 71 – 46 66 59 131 -21 – 23,6На правах рекламыПри подготовке использованы данные АЕБ, «АСМ-холдинга», компаний-производителей. * Все производители марки: АВТОВАЗ, «Иж-Авто», «РосЛада». ** Оперативные данные на конец января 2007 года.меньше, чем в 2006 году (примерно 220–230 тыс.). А вот к 2015 году, по прогнозам Стэнли Рута, у нас в стране будут продавать 3–3,5 млн. машин в год, и по этому показателю Россия выйдет навторое место в Европе после Германии. Нам бы еще дороги, как в этой стране, да организацию движения… Впрочем, восемь лет – немалый срок, чтобы многое изменилось. К лучшему, разумеется.ÈÌÅÞÒÑß ÏÐÎÒÈÂÎÏÎÊÀÇÀÍÈß. ÎÇÍÀÊÎÌÜÒÅÑÜ Ñ ÈÍÑÒÐÓÊÖÈÅÉ.Ðåã. óä.: Ï ¹ 012306/01−2005 Ðåêëàìà