248
249
250
СПОРТЛИССАБОН–ДАКАР-2007Опасный и притягательныйКоманда КамАЗа вернулась без привычной победы, но все равно совершила подвиг. Два российских экипажа – в числе двадцати самых быстрых и выносливых. Итоги легендарного марафона комментирует Сергей Зиновьев.Сорок девятая строчка «черного списка» «Дакара» вызвала огромный резонанс. Гибель 29-летнего южноафриканского мотогонщика Элмера Симонса в аварии на четвертом этапе марафона переполнила чашу терпения официального Ватикана. Папская церковь объявила «Дакар» «кровавым и безответственным».ГОНОЧНЫЙ ЭВЕРЕСТПочему именно «Дакар» провозгласили забавой «от лукавого» – непонятно. В повседневных ДТП гибнет и калечится куда больше людей, юных и старых, но ведь никто не призывает прекратить продажи автомобилей. Разбиться можно, не-удачно упав с велосипеда. Есть и более сопоставимые примеры – Эверест занимает первое место по числу погибших и пропавших альпинистов, но ничуть не утратил своей притягательности. Люди никогда не избавятся от желания быть еще выше, быстрее, сильнее – с этим ничего не поделаешь. «Дакар», проводимый с 1979 года, – одна из главных гоночных вершин. Самая длинная, самая сложная, самая рискованная гонка мира – чем не Гималаи? Отличие, пожалуй, в том, что высочайшие горы покоряют все-таки хорошо подготовленные спортсмены-альпинисты. А в «Дакаре», да и вообще в ралли-рейдах, больше половины стартующих – гонщики-лю-бители, в гражданской жизни бизнесмены, юристы, инженеры, учителя и полицейские. И эти частные экипажи оттачивают навыки езды по африканскому бездорожью, как правило, на каких-то домашних гонках-однодневках. А профессиональных команд, таких, как «КамАЗ-Мастер», в ралли-рейдах совсем немного. Между тем «Дакар» продолжает бить собственные рекорды массовости: количество боевых единиц техники, выехавших из Португалии, вновь перевалило за 500. Уровень безопасности, обеспечиваемый организаторами, – максимально возможный для условий этой гонки. Задействованы все современные технологии связи.Караван сопровождают многочисленные технички и вертолеты спасательных и медицинских служб. Каждый участник придет на помощь другому в любой момент. Но автоспорт, как Гималаи, опасен сам по себе, так что все случайности предусмотреть невозможно.ЧТО СЧИТАТЬ УСПЕХОМСлучайной была авария Владимира Чагина на пятом этапе нынешнего «Дакара». Боровшийся за лидерство в зачете грузовиков, экипаж КамАЗа то и дело кого-то обгонял, уходя с натоптанной тропы, и напоролся на камни. Механик экипажа Сергей Савостин получил травму позвоночника, Чагин и штурман Семен Якубов – сотрясения248 За рулем 03/2007 С шестого до девятого этапа в гонке лидировал южноафриканец Жинель де Вильерс. Это стояние в песках стоило ему 8 потерянных часов.Пилоты КамАЗа выигрывали «Дакар» пять раз подряд – с 2002-го по 2006-й. Второе место – небольшой тайм-аут?и ушибы. Но даже если бы все остались целы – автомобиль многократного победителя вышел из строя. Победа в итоге досталась голландцу Хансу Стейси, а россияне довольствовались вторым местом Ильгизара Мардеева, Айдара Беляева и Эдуарда Николаева. После нескольких кряду побед «серебро» как будто не выглядит желанной наградой. Это не так: «Дакар» настолько тяжелая гонка, чтопросто финиш в столице Сенегала большинство экипажей считает великим достижением. И потому на родине, в Набережных Челнах, камазовцев вновь встретили как героев. В категории автомобилей шансов у россиян, пожалуй, и вовсе не было. Заводские команды «Мицубиси» и «Фольксвагена» все равно сильнее – как минимум, за счет наилучшей подготовкиСергей Шмаков своим выступлением доволен. Обладатель Кубка мира подтвердил класс на главном ралли-рейде планеты. Карлос Сайнс, одержавший 26 побед на этапах чемпионатов мира по ралли, пока не сумел выиграть на «Дакаре». СПОРТЛИССАБОН–ДАКАР-2007Триумфаторы: Стефан Петерансель (справа) и штурман Жан-Поль Коттре. Для Петеранселя это девятая победа (первые шесть – в качестве мотогонщика). Из пяти экипажей Team Russia до финиша добрались два. Леонид Новицкий и Олег Тюпенкин замкнули двадцатку сильнейших.техники и ее обслуживания. Последним «частником», выигрывавшим «Дакар», был многоопытный Жан-Луи Шлессер (ему уже 58 лет!), который африканские дорожки, кажется, знает наизусть. И знания свои опять подтвердил – третьим местом! Лучшим из россиян на финише оказался, как и следовало ожидать, обладатель Кубка мира Сергей Шмаков, выступавший на привычном заднеприводном багги. Четырнадцатое место в абсолютном зачете, прямехонько между звездами ралли-рейдов испанцем Хуаном Ромой из заводской команды «Мицубиси» и немкой Ютой Кляйншмидт (БМВ) – единственной женщиной, которой довелось выиграть «Дакар». Отличный результат! Команда Team Russia, объединившая пять наших дуэтов, на «Дакаре» дебютировала. Некоторые экипажи раньше уже пробовали здесь свои сиБездорожье – понятие относительное. Но не все дороги в пустыне ведут в нужную сторону.лы, но без особого успеха. Один из пилотов, Борис Букатов, трезво оценивал возможности перед стартом: «В десятку сильнейших никто из нас не попадет – это нереально. А вот в двадцатку – можно попробовать». Получилось только у Леонида Новицкого, проехавшего всю дистанцию ровно, стабильно и надежно. Двадцатое место – показатель незаурядный, если учесть, что до финиша добралось больше сотни «автомобильных» экипажей. Победа Стефана Петеранселя закономерна во всех смыслах. Француз выигрывал «Дакар» еще будучи мотоциклистом, а потом ив составе «Мицубиси». «Паджеро Evo» – прототип-ветеран, чья конструкция планомерно совершенствовалась из года в год. Большего удивления заслуживает второе место Люка Альфана – ведь он в прошлом горнолыжник, а в гонки пришел сравнительно недавно. Видимо,спортсмены-профессионалы, независимо от амплуа, навсегда таковыми остаются. Этот дуэт провел тактически безукоризненную гонку. После первых пяти этапов впереди шла мощная дружина «Фольксвагена» во главе с Карлосом Сайнсом – двукратным чемпионом мира по ралли. Но затем началась настоящая Африка – спецучастки по 400, 500, 600 м, и одного за другим она притормозила лидеров. По сути, Петерансель просто дождался, пока пустыня сама расправится с соперниками. Сайнс в итоге финишировал девятым – очередная попытка Матадора покорить «Дакар» не удалась. А в предпоследний день гонки, за 15 км до финиша этапа остановилось сердце у французского мотогонщика Эрика Обижу, ставшего пятидесятой жертвой «Дакара». Но можно ли винить в жестокости сам «Дакар»?«ЛИССАБОН–ДАКАР-2007», ИТОГИАВТОМОБИЛИ 1. С. Петерансель (Франция, «Мицубиси-Паджеро Evo») 45:53.37 2. Л. Альфан (Франция, «Мицубиси-Паджеро Evo») 0:07.26 3. Ж.-Л. Шлессер (Франция, «Багги Шлессер») 01:33.57 4. М. Миллер (США, «Фольксваген-Туарег») 02:10.16 5. Х. Масуока (Япония, «Мицубиси-Паджеро Evо») 02:44.31 6. Н. Аль-Аттиях, (Катар, БМВ-Х3) 03:31.59... 14. С. Шмаков, (Россия, «Багги ЗИЛ») 10:10.38... 20. Л. Новицкий, (Россия, «Мицубиси-Тритон») 12:24.01... 53. Я. Соловьев (Россия, «Мицубиси-Монтеро») 24:11.04 ГРУЗОВИКИ 1. Х. Стейси (Голландия, МАН TGA) 54.03.35 2. И. Мардеев (Россия, КамАЗ-4911) 03:10.52 3. А. Лопрайс (Чехия, «Татра-815») 04:45.30 4. В. ван Гинкель (Голландия, «Жинаф-X2222») 04:51.10 5. А. де Азеведо (Бразилия, «Татра-815») 05:15.57 6. Ф. Жако (Франция, MAН) 06:00.27 7. С. Решетников (Россия, КамАЗ-4911) 07:47.42250 За рулем 03/2007