162
ЭКОНОМИКААВТОПЕРЕВОЗКИСегодня менее четверти новых машин перевозят по России железнодорожным транспортом.– В результате клиенты в России ждут автомобили, которые скопились в финских и немецких портах». А ведь на них приходится львиная доля транзита (см. схему!). Для транспортировки всех этих автомобилей, по оценке С. Богданова, необходимо 4,5–5 тыс. автовозов, а сегодня их работает не больше 4 тысяч. Таким образом, дефицит составляет 500–1000 машин.Железная логика дорогиАндрей Морозовшедший год запомнится, в том числе, невиданными очередями за… автомобилями. Одна из причин – производители и продавцы неожиданно столкнулись с острой проблемой: как доставить машины дилеру? Прошлой весной импортеров новых автомобилей охватила настоящая паника: фирмы, владеющие автовозами, подняли тарифы сразу на 15–20%. С ростом цен на бензин стоимость перевозок подросла еще и летом. Естествен-Уно, импортеры не могли резко увеличивать объемы заказов за границей – тогда каждый поставленный «сверх плана» автомобиль принес бы дополнительные убытки.АВТОВОЗЫ: БЫСТРО, НО ДОРОГОВсе дело в том, что за последние 10–15 лет в России сложилась схема, доставки по которой до 80% новых машин прибывают автовозами. Это удобно: автопоезд может принять машины на складе и доставить их непосредственно к «прилав-ку»; позволяет оперативно реагировать на капризы рынка. Российский завод «Форд» одним из первых столкнулся с трудностями при доставке своих автомобилей в различные регионы страны. По словам Сергея Богданова, вицепрезидента компании «Форд» в России, перевозчики не справляются с растущим объемом поставок автомобилей – не хватает автовозов! «Продажи иномарок в России составили в 2004 г. 400 тыс. штук, в 2005-м – 600 тыс., а на 2006 год ожидали свыше 1 млн., – поясняет он.ПЛАТФОРМЫ: ДЕШЕВО, НО ДОЛГОПо словам специалистов, главная проблема в работе с железной дорогой – невозможность оперативно реагировать на изменения ситуации: например, заказывать платформы необходимо за 45 суток. Да и сам путь получается долгим – например, доставка автомобилей из Германии в Москву по железной дороге занимает 15–20 суток. Сегодня в России лишь 22% автомобилей перевозят по железной дороге. Для сравнения: в США и Канаде – до 70% (там для этого задействовано до 20 тыс. платформ), в Европе – 50%. У нас мало вагонов, нет специализированных терминалов, способных «обрабатывать» такой специфический груз, как автомобили. Правда, уже в 2007–2008 гг. должны появиться первые особые терминалы в Москве (на станции Михнево), Екатеринбурге, Новосибирске, Калининграде, в порту Зарубино на Дальнем Востоке; численность крытых вагонов-автомобилевозов за это время должна увеличиться с3 до 4,6 тыс. Это, разумеется, сократит время доставки и позволит, в конечном итоге, уменьшить очереди в автосалонах.Традиционные пути доставки новых иномарок в Россию: по железной дороге прибывают машины из Европы (через Калининград и Брест) и Азии (через Самур, Асаку и Забайкальск); основная масса прибывает на автовозах через Финляндию.162 За рулем 03/2007