160
РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКуРСЗуб на зуб не попадалЗа ответ на задачу № 16 «Зубная боль» Александр Смирнов из башкирского города Ишимбая получает от торговой компании ЗАО «РИК» автомобильный GPS-навигатор NTW (модель GNT-C430) c кардридером Microsonic. Подробности на сайте www.r-i-c.ru.П! ПРИЗтического износа зубьев есть и  участки с вполне нормальными зубьями. Поэтому необходимо, чтобы участок со «здоровыми» зубьями встал напротив шестерни стартера. И  тогда даже у  изношенной появляется возможность войти в  зацепление с  зубьями маховика и  уверенно раскрутить коленвал…» Короче, нужно немного провернуть коленвал. Но  не  спешите подкапывать колесо, вывешивать его и т. п., не опробовав более простые приемы: скажем, включить высшую передачу и  немного толкнуть машину вперед или назад. Дотошные могут подсчитать: например, вазовскую «классику» на  четвертой передаче нужно передвинуть всего на 0,1 м – по коленвалу получится около 90 градусов. На пятой чуть больше. Пока болезнь не запущена, это наверняка поможет. Но, допустим, у вас машина с автоматом. Тогда разумнее провернуть маховик отверткой или монтажкой либо стронуть коленвал с места за ремень ГРМ или его шкив. К  каждой технике свой подход! Обращаться к более сложным процедурам, в  том числе описанным пять лет назад, есть смысл, если поломка столь серьезная, что по-другому мотор не пустить. Итак, всем спасибо за  участие в этом разговоре. Александра Смирнова поздравляем с победой!рипомним условие задачи: «Вы включили стартер  – и  услышали жуткий звук: шестеренка привода стартера, пытаясь сцепиться с  зубьями маховика, скрежещет, а коленвал ни с места. Пора ремонтировать привод. Но это потом, а как сейчас уехать с этой лесной поляны? Запасных маховика и бендикса нет…» Собственно, мало-мальски внимательному человеку этого уже достаточно – очевидная подсказка! Почему же некоторые просили дополнительно указать марку и модель машины, географические координаты, наличие у водителя мобильного телефона, инструментов, буксировочного троса и т. д.? А вот почему: люди, не вчитываясь в текст новой задачи, отвечают, по сути, на… июньскую за 2004 год, в  которой говорилось об  отказе стартера! Не случайно в тот раз водителю пришлось заводить машину иными способами. А нынче, извините, стартер жив, – значит, проблемы именно в приводе. Поэтому советы «перемыкать ключом» клеммы стартера или еще как-то его пускать – не  для нашего случая. Намеки на то, что обгонная муфта проскальзывает, тоже некорректны: в этом случае шестеренка привода не  вращается, «жутко скрежетать» нечему, лишь ротор свистит без нагрузки на высоких оборотах. Вариант с  «незаметно открутившимся» стартером маловероятен: как можно ездить, не слыша грохота под капотом?! Итак, электротехника в  порядке, втягивающее реле сдвигает шестерню привода к маховику до упора ее в венец, якорь начинает вращаться, шестерня под действием пружины входит в  зацепление – и коленвал должен бы начать прокручиваться. Но он неподвижен, так как кромки зубьев шестеренки упруго отскакивают от  изношенных кромок зубьев венца  – зацепления нет, слышен скрежет. Кстати, некоторые отметили психологически важную деталь: коль скоро человека этот скрежет напугал, значит, он услышал его впервые. Выходит, дефект свежий и  вряд  ли зубья настолько изношены, что пора вызывать техпомощь. Так что же произошло с зубьями?Цитируем победителя: «Коленвал двигателя после его выключения останавливается в равновесных положениях. А это при последующих пусках двигателя влечет за собой локальные износы зубьев маховика в  местах напротив приводной шестерни стартера. Локальный износ впоследствии становится критическим… не  происходит зацепления, коленвал стоит…» Действительно, при выключении мотора, работавшего вхолостую, коленвал останавливается, когда его кинетической энергии уже не хватает, чтобы преодолеть силы, мешающие вращению. В  первую очередь это сжатие в  очередном цилиндре. Например, 4-цилиндровые моторы ВАЗ работают в  последовательности 1-3-4-2. Одно положение свободно остановленного коленвала соответствует началу сжатия в  первом и  четвертом цилиндрах, другое  – во  втором и  третьем. Разница по углу поворота – 180 градусов. И при каждом включении стартера ускоренно изнашиваются кромки тех зубьев маховика, которые первыми сцепляются с шестерней привода. На старых венцах маховиков обычно виден волнообразный износ кромок зубьев, наибольший – в двух положениях. Но если перед пуском повернуть коленвал примерно на 90 градусов, напротив привода окажутся мало изношенные зубья венца: «У зубчатого венца маховика наряду с  участками локального криЗадача № 19ГИБЛОЕ МЕСТО Потрепанная «четверка» вполне устраивала Кузьмича, вот и взял он ее в помощницы. Но недавно «старушка» подвела: затормозил у светофора – бросило в сторону, да так, что еле удержался на полосе. Осмотрел колеса, рычаги подвески, пружины, шаровые – все в норме. Пригляделся Кузьмич – и ахнул: левое колесо градусов на десять вывернуто наружу! Проверил трапецию, рычаг поворотного кулака – исправные. Вгляделся дотошнее – и нашел нешуточную поломку… Задним умом припомнил, что еще накануне машина при торможении о чем-то недовольно «ворчала», да он не прислушался… К счастью, обошлось без аварии. Менять железяку не стал: и долго, и дорого! На «Жигулях» это гиблое место! Для сварщика же весь «ремонт» минут на десять, много не возьмет. А как вы прокомментируете ситуацию? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 августа 2009 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., д. 10, или по e-mail: exp@zr.ru. Укажите ваш контактный телефон или иной удобный для вас способ быстрой связи.160 За рулем 07/2009