228
229
230
231
232
БЕЗ ГРАНИЦЖИВЫЕ КЛАССИКИ CADILLAC ELDORADO BIARRITZИз жизни диссидентовЧетверть века – огромный срок! Сияющее хромом, помпезное белое купе сегодня выглядит пусть и эффектно, но немного наивно. Может, оттого и притягательно? В характер «КадиллакаЭльдорадо Биарриц» вникал Сергей Канунников. Фото: Георгий Садков.228 За рулем 07/2009 За рулем 07/2009 229 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ CADILLAC ELDORADO BIARRITZСоседи по дороге смотрят на нас с «Кадиллаком» с интересом, а  часто ис улыбкой. Похоже, их больше всего поражает, что на старте огромная белая «яхта» отбрасывает надутый с пляжа песочек резво проворачивающимися передними (!) колесами. Он – диссидент, то есть инакомыслящий. Не укладывается ни в американскую классическую школу, ни в европейскую. Кстати, «Кэдди» – из той эпохи, когда понятие «диссидент» было на слуху по обе стороны железного занавеса.КУРОРТНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ В приморских городках Старого и Нового Cвета, среди фешенебельных гостиниц и уютных вилл забываешь о проблемах и неприятностях. «Кэдди» этому способствует. Даже имя с курортным оттенком – «Эльдорадо Биарритц»  – звучит, как томное танго. Яркая, белая, щедро припудренная хромом машина, словно подарок под новогодней елкой, дарит ощущение праздника, сбывшегося чуда. Часть крыши из полированного металла (специальное, редкое исполнение!), множество фонариков усиливают елочное настроение. А из этой решетки 230 За рулем 07/2009радиатора можно, вероятно, соорудить отличную каминную. А может, дверь в сказочную комнату? Праздник продолжается в краснобелом салоне. Он в гармонии со стилем экстерьера! Деревянные детали прекрасно сочетаются с блестящими кнопочками и рычажками, а также с обширными креслами, стегаными, с кнопками. Богема! Огромная дверь закрывается неидеально? Увы, издержки времени – автомобилю все-таки четверть века, а калитка уж больно тяжела. Фирменная эмблема в салоне повторена не единожды – помни, в какой машине расселся.ИНАКОМЫСЛИЕ В 1982-м, когда в Детройте собрали этот «Кадиллак», передний привод прочно укоренился в Европе в классе массовых машин. «Ха! – сказал бы поклонник «Эльдорадо», – у нас передний привод с 1967 года!». Действительно, необычные, особенно для США, «ОлдсмобильТоронадо», а затем и «Кадиллак» появились задолго до многих знаменитых нынче европейских и японских машин с передними ведущими (ЗР, 2008, № 9). Модель, стартовавшая в 1981-м, – третьего поколения (шестого, если учиты-вать американский обычай выдавать за новинку машину после легкой модернизации), к тому же с впрыском топлива, дисковыми тормозами и независимой задней подвеской. Увы, прославленной фирме в начале 1980-х пришлось-таки поступиться некоторыми принципами. Мотор на «Эльдорадо» объемом не 6 литров и даже не 5,7, а всего 4,1. Для стопроцентного американца очень мало, для европейца того времени – многовато. Инакомыслящий! Мощность по нынешним понятиям ничтожная для такого автомобиля – 125 сил. Впрочем, зачем ему больше? Трудно оценить достоинства переднего привода при немыслимо легком руле и мягкой подвеске, способствующей глубоким кренам в поворотах. Вот плыть под одобрительными взглядами курортников по зеленым улочкам на скорости миль сорок в час – здорово! Только надо приноровиться заправлять белый рояль капота в узенькие переулки. Прицелом служит знаменитая эмблема – герб Детройта. Почти неслышно урчит классическая американская «восьмерка». Надавливаю педаль в пол. Коробка, очень удивленная нетипичным поведением водителя, основательно задумывается Слева от баранки – регулировка рулевой колонки и указатель поворотов, справа – селектор коробки передач. Даже некая потертость (возраст!) не уменьшает истинно американского шарма!Нынче не в каждом седане такой комфорт. Умели же делать купе... длиной более 5 метров! А ведь это вовсе не эксклюзив, вполне массовая продукция!В «Кадиллаке» все должно быть прекрасно! В том числе рычаг регулировки зеркал.Спидометр удивительно честный – всего до 85 миль/ч, или 140 км/ч.Управление замком двери, сиденьями, стеклами – в едином детройтском стиле.За рулем 07/2009 231 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ CADILLAC ELDORADO BIARRITZРедакция благодарит Мариса МЕЖИПУТЕ – коллекционера, директора Клуба старой техники за предоставленный автомобиль и Думу города Юрмала (Латвия) за помощь в организации съемки.ЗОЛОТО АМЕРИКИ Модель «Эльдорадо» в линейке отделения «Кадиллак» концерна «Дженерал моторс» появилась в 1953 году. Именем «Биарриц» называли самые дорогие, богато отделанные версии. С 1967-го «Кадиллак-Эльдорадо» строили на одной переднеприводной платформе с «Олдсмобилем-Торонадо». Версии 1979–1985 годов оснащали моторами V8: 6 л, 140–145 л.с.; 5,7 л, 170 л.с.; дизельным 5,7 л, 120 л.с.; 4,1 л, 125 л.с. В 1982-м построили 52 018 «эльдорадо».и переходит на пониженную передачу. Теперь машина ускоряется неожиданно резво. Впрочем, ощущения обусловлены не столько разгоном как таковым, сколько заметным приседанием длинной кормы и рыком мотора. Необходимость в очередной раз искать капотом траекторию в повороте способствует проверке тормозов. Не ожидал: совсем неплохо! Но, конечно, с уже привычным клевком вперед. Хорошо, что почти каждый рычажок обстоятельно подписан – американский стиль! Ну кто бы догадался, что стеклоочистители включает ползунок слева – над выключателем света? Ниже – блестящая кнопка омывателя: не перепутайте с тумблером круиз-контроля! А чего стоит «аккордеон» бортового компьютера, климатконтроля и магнитолы! Люди, которые создавали этот автомобиль, определен232 За рулем 07/2009но считали, что только они знают, как это делать правильно.СТЕНА И МИР Наверняка те, кто строил этот «Кадиллак» и кто его покупал, не осознавали, что мир на их глазах радикально меняется. Еще жив Фредди Меркури, но уши привыкают к совсем другой музыке, внимая малоизвестным пока Майклу Джексону и Мадонне. На экраны выходит фильм «Стена», вдохновленный уже завоевавшим мир альбомом группы «Пинк Флойд». Всего через семь лет эта музыка станет гимном падения до отвращения реальной стены между Востоком и Западом. Пока мадридские переговоры между ними прерваны – Запад требует отмены военного положения в Польше. В СССР активно борются с диссидентами и принимают «Продовольствен-ную программу». Ну а поздней осенью 1982-го пожилой генсек нашел последний покой у другой стены, Кремлевской. Руководить «одной шестой» станет как раз главный борец с диссидентами. Правда, недолго... «Кадиллак» очень подходит этой переломной эпохе: гибрид матерых американизмов с техническими достижениями начала 1980-х, пять с лишним метров стали, хрома и кожи. Пройдет еще несколько лет, и такие «кадиллаки» станут историей. Да и весь мир – совсемсовсем другим... Именно благодаря этим изменениям встретиться с «Эльдорадо» сегодня несравнимо проще, нежели четверть века назад. А место свидания – самое подходящее: тихий курортный городок между Детройтом и Москвой, где невольно забываешь о проблемах и неприятностях…