134
135
136
137
КОМПОНЕНТЫШИНЫ ДЛЯ «СОБОЛЯ», «БАРГУЗИНА», «ГАЗЕЛИ»Чужие следыКоммерческие автомобили ГАЗ выходят из заводских ворот с шинами 185/75R16С. Вместе с тем завод допускает к использованию другую размерность – 215/65R16C. Стоит ли переобуваться, выяснял Сергей Мишин.Как изменятся характеристики автомобиля при  переходе на модные широкие шины? Примем штатную модель «Баргузин» за  «печку» и  от  нее начнем танцевать, рассматривая другие покрышки. В  первую очередь отечественную, от  «Сибура»; у  него не  так давно появилась ноНОРОВИСТЫЙ «СОБОЛЬ»Наша техничка проявила явное недовольство при попытке сделать ее испытателем. Единственное упражнение, которому она не сопротивлялась, – выбеги. Даже такой обычный тест, как торможение, на «Соболе» оказался весьма непростым. Сочетание непомерно большого усилия на педали с очень низкой информативностью не  позволяет четко задавать интенсивность торможения: педальвинка  – Cordiant Business CS-501. Компанию оживят последние разработки иностранных производителей, наиболее активных на  российском рынке: Continental Vanco  2, Michelin Agilis и Nokian Hakka C. Грузоподъемность всех шин одинакова  – индекс 109/107, за  исключениемболее скромной по  размерам «печки», у  которой немного меньше  – 104/102. Напомним, что первое число означает грузоподъемность при одинарных колесах, второе – при сдвоенных. Вот и  первое преимущество перехода на  более широкие шины  – грузоподъемность увеличивается в  4-колес-продолжает проваливаться, требуя дожатия. Кажется, будто тормозные шланги раздуваются. При торможении на  грани блокировки автомобиль глубоко клюет носом, из-за чего задние колеса почти отрываются от  земли и  начинают блокироваться раньше передних, на  которые ложится вся нагрузка. Тормозить юзом не  легче: чтобы резко и  одновременно забло-кировать все колеса, водителю придется привстать и  надавить на  педаль всем своим весом! Но и тогда колеса блокируются с  ощутимой задержкой. Поэтому-то мы просто не  решились на  выполнение такого сложного маневра, как 12-метровая переставка. Управляемость автомобиля пришлось оценивать по поведению в  поворотах различной кривизны и  конфигурации.134 За рулем 07/2009 BARGUZIN K-170CORDIANT BUSINESS CS-501MICHELIN AGILISМесто изготовления Россия Индекс грузоподъемности104/102 Индекс скорости Q (160 км/ч) Рисунок протектора  симметричный Глубина рисунка протектора  9,0–9,2 мм Твердость по Шору  69 ед Масса шины 10,3 кг Средняя цена 2300 руб Эти покрышки мы приняли за точку отсчета, заданную заводской комплектацией От нее и отталкивались, сравнивая характеристики других шин По прямой «Соболь», обутый в «баргузины», идет неровно, плавает, а при боковом ветре сильно забирает в сторону Машина медлительна в реакциях; при корректировке курса напрягают большие углы поворота баранки и подруливание задней оси Поэтому же не советуем слишком быстро проходить повороты Кроме того, машина кренится; чувствуется, как шины подламываются, передок сползает наружу, увеличивая радиус поворота, а задняя ось переставляется рывками На мокрой дороге характер поведения сохраняется: передок активно сползает наружу, а задняя ось может резко скользнуть в сторону, сорвав автомобиль в занос Потеря сцепления с дорожным покрытием происходит резко, как и восстановление Показатели торможения на сухом покрытии самые скромные На мокром асфальте тоже не подарок: тормозной путь увеличивается на 3,3 метра Выбеги средние – на узких шинах возникает меньшее сопротивление качению Шины довольно жесткие, четко передают на кузов все дорожные стыки Издают воюще-поющий звук, который слабеет после 80 км/ч По грунтовке позволяют двигаться уверенно в любых режимах По качеству изготовления во всех номинациях укладываются в нормативы Низкая цена, невысокое сопротивление качению, уверенное движение по грунтовой дороге Слабые тормоза на любом покрытии, сложная управляемость, низкий уровень комфорта, снижение сцепных свойств на мокром покрытииМесто изготовления Россия Индекс грузоподъемности109/107 Индекс скорости P (150 км/ч) Рисунок протектора  симметричный Глубина рисунка протектора  10,2–10,5 мм Твердость по Шору  70 ед Масса шины 15,2 кг Средняя цена 2600 руб Самые медленные по максималке Впрочем, 150 км/ч для «соболей» и «газелей» вполне достаточно На прямой руль хорошо понятен, реакции четкие Правда, «Соболь» слегка гуляет из стороны в сторону, реагируя на боковой ветер В поворотах поведение уверенное, управление понятное, машина четко идет по намеченной траектории Мокрая дорога требует повышенного внимания – реакция на действия рулем становится вялой, с маневрами машина слегка запаздывает Скорость прохождения поворотов ограничена небольшим заносом, в который «Соболь» уходит плавно Занос хорошо корректируется рулем В торможении посуху выгадывает у базовых шин 1м (5,2%), зато на мокром «отдает» 2 м (8,9%) Мокрую дорогу «Кордиант» не жалует Разница между торможениями на сухой и на мокрой дороге самая большая: на грани блокировки – 6,3 м, юзом – 1,8 м Сопротивление качению самое высокое Четко передают мелкие неровности, хорошо гасят средние Шумят довольно громко, особенно в диапазоне 60–100 км/ч По грунтовке можно ехать только внатяг, иначе, как только начинается пробуксовка, автомобиль зависает Преимущества, выявленные в стендовых испытаниях: минимальный конусный эффект, наибольшее превышение допустимой скорости, свидетельствующее о высокой прочности каркаса и хорошем качестве изготовления Низкая цена, большой запас по максимальной скорости, минимальный конусный эффект Высокий уровень шума, потеря сцепных свойств и ухудшение управляемости на мокром покрытииМесто изготовленияПольша Индекс грузоподъемности109/107 Индекс скорости T (190 км/ч) Рисунок протектора асимметричный Глубина рисунка протектора  9,2–9,5 мм Твердость по Шору  72 ед Масса шины 13,4 кг Средняя цена 5900 руб На прямой уподобляют «Соболь» легковому автомобилю: хорошая курсовая устойчивость, четкие реакции В быстрых поворотах впечатление то же самое – машина управляется по-легковому точно На мокрой дороге «Соболь» сохраняет четкие реакции При переборе скорости машина плавно уходит в скольжение При восстановлении сцепления на руле ощущаются небольшие рывки По «сухому» торможению ставят рекорд, превзойдя результат «печки» на 10,4% Однако на мокрой дороге тормозной путь возрастает на 5,2 м – многовато! Юзом на сухом покрытии тормозят замечательно, лишь немного уступая финским шинам Катятся хорошо, но и здесь «Нокиан» оказывается лучше Крупные и средние неровности проходят неплохо, а вот мелочь – неприятно жестко Катятся тихо, но в традициях «Мишлена» разноголосо реагируют на изменение качества покрытия По грунтовым дорогам идут уверенно Преимущества, выявленные в стендовых испытаниях: минимальные дисбаланс и силовая неоднородность, максимальное усилие сдвига борта шины с полки обода Лучшие тормоза на грани юза на сухом покрытии, низкое сопротивление качению, отменная курсовая устойчивость и легковая управляемость на сухой дороге Снижение сцепных свойств на мокром покрытии, высокая ценаДопустимы в качестве дешевых шин только для грузовых версий. Рекомендуем для дорог с покрытием хорошего качества и грунтовых.ном варианте на  520  кг, в  6-колесном  – на  760  кг. Это не  значит, что в  автомобиль можно загружать больше, однако шинам с более высокой грузоподъемностью не так страшны выбоины. В  силу «легкогрузовой» специфики шин мы отказались от расстановки местПредпочтительны для грузовых и допустимы для комбинированных версий. Рекомендуем только для дорог с покрытием, городского и пригородного режимов движения. Грунтовки противопоказаны.в  пользу выявления особенностей каждой шины и  их грузовой или  легковой предпочтительности. В  роли носителя выступила наша техничка – «Соболь». Теперь  – собственно тесты. Тормозим юзом и на грани блокировки, доби-Предпочтительны для пассажирских версий. Рекомендуем для дорог с покрытием хорошего качества. Понравятся тем, для кого важны комфорт, скорость и топливная экономичность.ваясь максимального замедления. Важное свойство коммерческих шин  – легкость качения, влияющая на  расход топлива. Ее  определяем выбегами со  скорости 50  км/ч (характерна для города) и  в  интервале 100–80  км/ч (движение за городом).За рулем 07/2009 135 КОМПОНЕНТЫ | ШИНЫ ДЛЯ «СОБОЛЯ», «БАРГУЗИНА», «ГАЗЕЛИ»Вместо принятой в  наших тестах жесткой 12-метровой переставки для оценки управляемости выполняли прохождение поворотов различной кривизны и конфигурации. Оценить качество изготовления шин помог ярославский испытательный центр «Вершина», который провел исследования на  соответствие требованиям ГОСТ 25692-83 и ГОСТ 4754-97. Результаты стендовых испытаний приведены в  отдельной таблице. Отрадно, что все протестированные шины укладываются в требования российских стандартов.ТАБЛИЦА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОКОт  степени дисбаланса, радиального и  бокового биений зависит равномерность износа шин. Изменение радиальной и  боковой сил, силовая неоднородность каркаса, включая конусный эффект, влияют на  устойчивость и  управляемость. Усилие сдвига борта характеризует способность шины удерживаться от  разбортовки при выполнении резких маневров. Максимальная скорость, при которой происходит разрушение шин, косвенно показывает надежность их конструкции (запас прочности).Индекс нагрузки Проходимость Нагрузка на одно колесо, кгКурсовая устойчивость на прямойУправляемость автомобиля на сухом асфальте Шины на мокром асфальтеКомфорт Внутренний шум Плавность ходаBARGUZIN K-170 CORDIANT BUSINESS CS-501 MICHELIN AGILIS CONTINENTAL VANCO 2 NOKIAN HAKKA C6 89776 78786 79786 68786 77789 6887100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110800 825 850 875 900 925 950 975 1000 1030 1060РЕЗУЛЬТАТЫ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ Максимальная скорость шин на стенде, км/ч, – время на данной скорости, мин Методика № 1Д-2008 180 – 25/160 – 30 200 – 15/150 – 30 210 – 25/190 – 30 220 – 20/170 – 30 230 – 05/190 – 30 Высота индикатора износа протектора, мм Статический дисбаланс, г·см Динамический дисбаланс, г Изменение боковой силы,  кгс Радиальное и боковое биения шины,  мм Усилие сдвига борта шины с полки обода, кгс ГОСТ 4754-97, прил. Ж4 10,8 5,6 6,2 10,0 6,9 – 1480 1605 1240 1595 Изменение радиальной силы, кгс Конусный эффект,  кгсШиныГОСТ 25692-83BARGUZIN K-170* CORDIANT BUSINESS CS-501 MICHELIN AGILIS CONTINENTAL VANCO 2 NOKIAN HAKKA CГОСТ 4754-97, п 7.6 9/16 39/59 29/33 31/36 31/39ГОСТ 4754-97, п. 7.12 1,82 1,77 1,80 1,68 1,75ГОСТ 4754-97, прил. Ж2 0,8/1,3/1,2 0,8/1,6/1,5 0,8/0,7/0,9 0,4/0,7/1,0 0,7/0,8/1,4 12,8 17,0 11,3 14,9 11,5ГОСТ 4754-97, прил. Ж3 10,5 8,8 5,0 9,3 8,8540/1754 990/2602 760/2314 560/2201 560/2254Примечаниясо стороны измеренное серийного номера/ значение/ с противоположной расчетный стороны; норматив не нормированнорматив 1,6 ÷ 2,2*Размер 185/75R16C, все остальные – 215/65R16C.радиальное/боковое скорость со стороны серийного норматив норматив норматив норматив разрушения – время/ номера/боковое для шин для шин для шин для шин норматив скорости – с противоположной 185/75R16C – 22,5; 185/75R16C – 22,5; 185/75R16C – 18,0; 185/75R16C – нет; норматив времени стороны; для 215/65R16C – для 215/65R16C – для 215/65R16C – для 215/65R16C – согласно индексу норматив – 25,75 25,75 20,6 1134 скорости 1,5/2,0/2,0136 За рулем 07/2009 CONTINENTAL VANCO 2NOKIAN HAKKA CМесто изготовленияГермания Индекс грузоподъемности 109/107 Индекс скорости  R (170 км/ч) Рисунок протектора симметричный Глубина рисунка протектора 8,5–8,8 мм Твердость по Шору 74 ед Масса шины  12,9 кг Средняя цена 5500 руб Прямую держат хорошо, но руль в околонулевой зоне «пустой» Когда требуется чуть изменить направление движения, непонятно, насколько надо повернуть баранку В поворотах те же особенности, связанные с недостаточной информативностью: при поворотах баранки усилие на ней нарастает с некоторой задержкой, будто управляешь грузовиком На мокрой дороге ощущения сохраняются В начальных фазах скольжение мягкое и прогнозируемое, а вот восстановление сцепления происходит резче, чем хотелось бы Торможение посуху эффективнее, чем у базовых шин, на 6,8%, что при остановке со скорости 60 км/ч экономит 1,3 м тормозного пути На мокрой дороге разница увеличивается до 2,2 м, что составляет 9,8% Показатели торможения юзом практически равноценны «баргузиновским» Разница между «сухим» и «мокрым» торможениями заметно меньше, чем у других, за исключением «Нокиан» Легкость качения посредственная, хуже только у «Кордианта» Передают на шасси мелкие дорожные неровности, вибрируют на гребенке и шероховатом асфальте Издают довольно громкий шелестящий звук, плавающий на пологих волнах в такт изменяющейся прижимной силе, сильно шумят на мокрой дороге По грунтовке идут уверенно, тяга возрастает с увеличением пробуксовки Преимущества, выявленные в стендовых испытаниях: минимальные статический дисбаланс, радиальное и боковое биения, наибольшее превышение допустимой скорости Хорошие тормоза на любом покрытии, стабильные характеристики и управляемость независимо от состояния покрытия Повышенное сопротивление качениюМесто изготовленияФинляндия Индекс грузоподъемности 109/107 Индекс скорости  T (190 км/ч) Рисунок протектора асимметричный Глубина рисунка протектора 8,6–8,7 мм Твердость по Шору 71 ед Масса шины  13,2 кг Средняя цена 5400 руб Оценка удержания прямой – «норма», без замечаний, но и без восторгов В быстрых поворотах немного досаждают повышенные повороты руля, а в глубоких – руль приходится постоянно доворачивать На мокрой дороге «Соболь» становится покладистее – реакции более четкие, нежели посуху Переход в скольжения плавный, как и последующее восстановление сцепления Поворачиваемость близка к нейтральной Тормоза посуху хороши; чуть лучше, чем у «Конти», но «Мишлену» проигрывают 0,3 м Разница с базовыми шинами – 8,9% в лучшую сторону На мокрой дороге творят чудеса: разница с торможением посуху рекордно малая – всего 1,1 м Зато отрыв от «печки» в мокром торможении – 17,3% Юзом останавливаются лучше всех, причем независимо от того, мокрая дорога или сухая Катятся лучше всех, убегая даже дальше «Мишлена», который обычно славится минимальным расходом топлива Плавность хода без замечаний На гладком асфальте слышен лишь легкий шелестящий звук, на шершавом же финские шины, подобно «Мишлену», озвучивают смену дорожного покрытия Способны двигаться по грунтовым дорогам, теряя тягу с увеличением пробуксовки Преимущества, выявленные в стендовых испытаниях: минимальные статический дисбаланс и изменение радиальной силы, высокое усилие сдвига борта покрышки с полки обода Лучшие тормоза на любом покрытии при любом способе торможения, высокий уровень комфорта Небольшие замечания по управляемости на сухом покрытииПредпочтительны для грузовых и допустимы для комбинированных версий. Рекомендуем для дорог с покрытием хорошего качества. Понравятся тем, кому важна стабильность характеристик и поведения на покрытии любого состояния.Предпочтительны для пассажирских версий. Рекомендуем для дорог с покрытием любого качества. Понравятся тем, для кого важны комфорт, стабильность характеристик и поведения на покрытии любого состояния наряду с высокой топливной экономичностью.Шины испытывали Антон АНАНЬЕВ, Вадим КОРАБЛЕВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН, Антон МИШИН, Андрей ОБРАЗУМОВ, Валерий ПАВЛОВ и Дмитрий ТЕСТОВ. Выражаем признательность производителям шин –участниц теста. Особая благодарность шинному исследовательскому центру «Вершина», оказавшему содействие в проведении стендовых испытаний.На правах рекламы