76
77
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ОКНА ИЛИ КОНДИЦИОНЕРСобачья радостьЧто сильнее скажется на расходе топлива: работа кондиционера или открытые окна, ухудшающие аэродинамику автомобиля? Эксперимент поставил Анатолий Фомин. Фото: Александр Кульнев.Отправляемся на  полигон. Для примера возьмем два автомобиля (редакционные «ФордФокус 1,8 TDCi» и  ВАЗ-1117 «Лада-Калина» логично совпали по типу кузова) и  основной загородный диапазон скоростей 90–110  км/ч, как определено Правилами дорожного движения. Почему только загородный? Потому, что в городе все понятно. Штиль, пробки, выхлопные газы – этих факторов достаточно, чтобы задраить окна да  еще и воспользоваться рециркуляцией. Иное дело за городом. Вдыхать аромат свежескошенной травы или озона после грозы... Может, и правда отказаться от  фильтрованной, кондиционированной прохлады? В  конце концов, любая собака знает, что нет ничего прекраснее во время поездки, чем высунуть голову в окно и изучать явление флаттера на примере собственных ушей и языЗа рулем 07/2009ка! Попробуем довериться здравому смыслу братьев наших меньших...РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ Взглянем на  графики. Базовые замеры проведены без кондиционера ис закрытыми окнами  – ради науки иногда приходится в  прямом смысле слова попотеть. На  скорости 90  км/ч «Калина» без кондиционера расходует 5,5  л/100  км  – вообще говоря, многовато для современного автомобиля малого класса, но  сейчас не  об  этом. Чтобы уложить расход в  5  л, придется ехать со  скоростью ниже 75  км/ч, а  это уже близко к  пределу, за  которым двигатель 1,4 л  может везти на  высшей передаче. Впрочем, открытые окна ненамного портят картину: на 90 км/ч (все данные о скорости – по  замерам, а  не по  спидометру) к  расходу добавляется не  более 0,1  л/100  км. С  ростом скорости ситуация меняется:на  110  км/ч открытые окна добавляют уже заметные 0,35 л/100 км. С включенным кондиционером прибавка в  расходе более заметна: от  0,5  л на  сотню при 90 км/ч до 0,4 л при 110 км/ч. Если продолжить кривые за  пределы измерений, получится, что примерно на  120  км/ч у «Калины» с открытыми окнами расход бензина будет таким же, как с закрытыми и включенным кондиционером. «Форд-Фокус» с  дизелем очень экономичен: при скорости 90  км/ч автомобиль расходует всего 3,8 л/100 км, а при 110  км/ч ровно 5  л. Как и  у  «Калины», на меньшей скорости открытые окна добавляют всего 0,1  л/100  км,  с  увеличением же до  110  км/ч прибавка составит 0,35 л/100 км. А вот при включении кондиционера этот «довесок» оказался куда весомее, особенно на малой скорости: почти литр топлива! С ростом скорости он стал меньше, но  и на  110  км/ч ради76 поддержания прохлады в салоне сгорало 0,7 л дизельного топлива. Экстраполирование кривых, впрочем, дало похожий результат, только расходы при открытых окнах или при включенном кондиционере сравняются ближе к 130 км/ч.ПОРАССУЖДАЕМ Не  будем забывать, что мы рассматривали крайности: либо кондиционер включен на  полную мощность, либо открыты все окна. Такой экстремизм оправдан только при очень сильной жаре – плюс 35оС и выше. При 30оС на  шоссе достаточно наполовину опустить водительское стекло, чтобы создать в  салоне приемлемый микроклимат. Аэродинамические потери при этом будут гораздо меньше тех, что мы намерили, а поток свежего воздуха окажется достаточным для поддержания комфорта. Ведь любой ветерок  – прохладный, пока температура забортного воздуха не  превышает температуры тела, а потому спасает от жары. Ну а когда за окном 40оС, альтернативы кондиционеру, бесспорно, нет.Доехав от Москвы до Черного моря с открытыми окнами вместо включенного кондиционера, вы сэкономите меньше чем полканистры! В деньгах – примерно столько же придется заплатить, чтобы потом пропылесосить салон. Или купить мороженого пассажирам.Можно посоветовать производителям автомобилей улучшить теплоизоляцию крыши, применять более эффективные атермальные стекла и  перенастроить климатическую установку на  оптимизированный под экономию топлива режим работы вместо нынешнего полного отключения компрессора и  «обычного» варианта. Впрочем, гибкое управление компрессором кондиционера уже реализовано на  «ХондеИнсайт», а  новейшая «Тойота­Приус» и вовсе оборудована электрическим его приводом! Но  пока в  официальных тестовых циклах работа климатической установки не  учитывается, ждать массового распространения таких систем не  приходится. А  жаль, резервы здесь более чем внушительные! Остается признать очевидное: удовольствие езды в тихом кондиционированном салоне оплачивается заметным увеличением расхода топлива. Бесплатные радости только у собак!За рулем 07/200977