Апокалипсис сегодня: российские автозаводы под угрозой закрытия

Кризис на российском авторынке уже изрядно подкосил дилерские ряды, а теперь под угрозой закрытия оказались автозаводы, в последние годы загруженные менее чем наполовину. Хотя сами автоконцерны не теряют веры в наш рынок, задумываясь при этом о развитии экспорта российских машин за рубеж.

В поисках дна

Динамика производства легковых автомобилей в России в 2010–2016 гг., млн шт.
Динамика производства легковых автомобилей в России в 2010–2016 гг., млн шт.

После рекордного 2012 года российский авторынок показывает падение вот уже четвертый год подряд и никак не выйдет из пике. Несмотря на то, что динамика продаж в последние месяцы стала постепенно улучшаться на фоне низкой базы прошлого года, в количественном выражении объемы реализации новых машин сократились до уровня 10-летней давности, устанавливая все новые антирекорды. И хотя уже можно говорить том, что авторынок начал нащупывать дно, его восстановление до бывалых высот может занять многие годы. Согласно базовому прогнозу Boston Consulting Group, продажи новых автомобилей в России начнут расти с 2017 года, однако на докризисный уровень в 2,8 млн машин в обозримом будущем выйти не смогут. Так, к 2020 году, по прогнозу BCG, российский авторынок достигнет отметки в 1,9 млн автомобилей, хотя еще несколько лет назад прогнозировался рост до 3,5–4 млн машин.

В PwC также ожидают, что российский авторынок начнет восстановление с будущего года, однако темпы его роста будут зависеть, прежде всего, от будущей конъюнктуры экономики в целом. Актуальный прогноз PwC предполагает продажи новых легковых автомобилей к 2020 году на уровне 2,1 млн единиц. В свою очередь в EY (Ernst & Young) ожидают восстановления рынка к 2022 году, а долгосрочный прогноз продаж составляет около 3 млн автомобилей в год.

Как отмечает коммерческий директор ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев, на сегодняшний день долгосрочные прогнозы развития ситуации на отечественном авторынке строятся в расчете на относительно стабильный курс валют и устоявшихся цен на нефть. Однако в реальных рыночных условиях чаще всего прогнозы именно на один или два года являются наиболее точными. «Уже к концу этого или, в крайнем случае, к началу 2017 года продажи новых автомобилей в России медленно, но все же будут расти. Но только в том случае, если в отечественной экономике не произойдут серьезные спады, господдержка продаж новых автомобилей продолжится и ее объемы увеличатся, а покупательная способность населения не будет снижаться. Кроме того, необходимо брать в расчет и напряженную геополитическую обстановку, которая может значительно повлиять как на цену нефти, так и на курс рубля», — рассуждает он.

Восстановление авторынка в прежнем объеме будет зависеть, прежде всего, от темпов восстановления экономики и уровня благосостояния населения, соглашается эксперт-аналитик «Финам» Алексей Калачев. Но стабилизация рынка, по его мнению, произойдет раньше, просто в силу того, что и люди, и экономика в целом начинают обживаться в новых условиях, привыкая к низким показателям.

Спрос из долгого ящика

Между тем аналитики агентства PSB Consulting Group подсчитали, что за время кризиса на авторынке сформировался огромный отложенный спрос, который к 2017 году достигнет порядка 1,5 млн автомобилей. Люди, которые в свое время отложили покупку новой машины до лучших времен, в ближайшие годы обеспечат динамичный рост продаж — на 30–40% уже в будущем году.

По мнению руководителя группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ Ernst & Young Андрея Томышева, отложенный спрос будет реализовываться постепенно в течение 2–3 лет по мере восстановления покупательной способности и повышения доступности автокредитов. Кроме того, часть спроса может быть реализована за счет удешевления стоимости автомобилей в процессе углубления локализации. «Также нужно принимать во внимание значительный объем парка старых автомобилей возрастом более 10 лет, который накопился задолго до кризиса. Это значительно увеличивает общую величину отложенного спроса», — говорит эксперт.

А вот Алексей Калачев отмечает, что в случае ухудшения экономической ситуации отложенный спрос может и не реализоваться в полном объеме, при этом часть покупателей перейдет в более низкий ценовой сегмент, о чем уже сегодня свидетельствует рост продаж автомобилей Lada и УАЗ. Кроме того, заметен перекос в сторону вторичного рынка, который и падал меньше рынка новых машин, и восстанавливаться начал раньше. По словам Александра Зиновьева, устав от ожидания выгодных предложений на новые машины, многие решаются на покупку подержанного автомобиля, цены на которые относительно стабильны в последние годы.

Конвейеры работают вхолостую

Даже при условии постепенного восстановления российского авторынка до 2,1 млн автомобилей к 2020 году отечественные автозаводы суммарной мощностью более 3 млн машин в год остаются недозагружены. В последние годы они работают менее чем вполсилы, что приносит автоконцернам колоссальные убытки. В связи с этим аналитики BCG предрекают закрытие до шести автозаводов из действующих сегодня двадцати. В зоне риска, прежде всего, автопроизводители, имеющие низкий уровень локализации производства в России, а также лишившиеся льготных условий работы.

Сами же предприятия категорически отвергают возможность прекращения сборки своих автомобилей в России. К примеру, «Автотор», который с апреля этого года утратил льготы на беспошлинный ввоз автокомплектов в рамках калининградской ОЭЗ, продолжает работать в штатном режиме под имеющиеся объемы производства. Дело в том, что бывшим резидентам ОЭЗ государство компенсирует отмену таможенных льгот в виде субсидий. Показательно, что «Автотор» остается привлекательным партнером для зарубежных автоконцернов, которые расширяют модельный ряд калининградской сборки. Так, с начала года на калининградский конвейер встали новые Kia Sportage и Optima, а Hyundai запустил в производство на «Автоторе» сразу три новые модели: седан премиум-класса Genesis, новый кроссовер Santa Fe Premium и обновленный компактный седан Elantra. В дальнейшем на предприятии должны появиться и другие новинки, названия которых пока не раскрываются.

Страницы

← предыдущаяследующая →

123

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (4)

Самые новые

Какая, нафиг, госсподдержка? Эту поддержку воруют банки, дилеры и страховые — делят на троих. Приходишь за льготным кредитом, а там кредит с КАСКО + страхование платежей + дополнительное техническое обслуживание. В итоге кредит из льготных 10% превращается в 27% вовсе не льготных. Ведутся на это идиоты без калькулятора в голове.

Ответить#
+2

По оперативным данным компании АСМ-холдинг за 4 месяца 2016 г. выпуск автомобилей в России иностранных марок снизился на 20%, а отечественных марок — на 38 %( в основном за счет Лада) , в целом, выпуск новых легковых автомобилей снизился на 25,8%.При этом выпуск автомобилей ведущих автопроизводителей иномарок Рено, Фольксваген,Хендэ,Автотор снизился в пределах 3–19%.По итогам года пока ожидается выпуск новых легковых автомобилей на уровне 1095 тыс. ед.Запуск новых моделей в производство оживит рынок и производство увеличится.

Ответить#
0

пп

Ответить#
0

«Также необходимо снизить финансовую нагрузку на автовладельцев (например, заменить транспортный налог экологическим или переложить его в акциз на топливо), развивать транспортную инфраструктуру и предусмотреть другие меры, которые бы снизили стоимость владения автомобилем.»

Да-да-да! Самыми действенными мерами будут расширение зоны платной парковки до границ России и «либерализация» тарифов ОСАГО.

Ответить#
+7