Набор автомобилиста: что возить с собой?

Я рад, что прошли те времена, когда приходилось ездить в дальнюю дорогу с полным багажником запасных частей. Автомобили стали надежнее и одновременно сложнее — не так уж много операций можно сделать в пути самостоятельно. Это не значит, что надо надеяться на авось — необходимый минимум с собой нужен. Каков он для современного автомобиля?

Просматриваю записи в бортжурналах редакционных машин и вспоминаю проблемы с личными. За последние лет десять большинство неприятностей было связано с электрикой, колесами и шинами. Ну еще стекла, бывает, бьют даже на охраняемых стоянках.

От этих сюрпризов обычно и страхуюсь, стараясь упрятать ремкомплект внутрь запасного колеса, сумочки с «набором автомобилиста» и распределить по мелким закоулкам багажника. Итак, у меня всегда с собой…

набор запасных частей

набор запасных частейРасширенный набор запасных частей и инструмента в багажнике современного автомобиля возить уже не нужно.
Расширенный набор запасных частей и инструмента в багажнике современного автомобиля возить уже не нужно.

Полезные мелочи

Фонарь. Идеальный вариант — аккумуляторный с подзарядкой от гнезда прикуривателя. В виде альтернативы подойдет налобный с батарейками. Мне лично такой нравится даже больше — руки свободны. На встроенный свет смартфона не надеюсь. Его батарея быстро разряжается, да и громоздким смартфоном неудобно светить в стесненном пространстве. Зачем нужен фонарь? Подкапотного освещения нынче в автомобилях нет. Уровень масла ночью проверить — уже проблема. А если мелкий ремонт электрики при снятой клемме аккумулятора? Помню, в Ford Focus первого поколения лампу левой фары можно было поменять, только сняв аккумулятор. Как тут без фонаря в ночное время?

Небольшой, но острый нож. Желательно нескладной. В аптечке есть некое подобие ножниц, но это, согласитесь, не инструмент. Хороший нож позволяет зачистить провод, отрезать, скажем, кусок полиэтилена, скотча, изоляции, пенопласта. В общем, очень универсальная штука. Отдельно о комбинированных инструментах типа Leatherman. Складное лезвие не всегда удобно и проигрывает ножу с фиксированным клинком. Зато складные пассатижи такого инструмента могут пригодиться для мелких работ. А вот всякие откидные отвертки и системы со съемными битами выглядят красиво, но пользоваться ими неудобно.

Полиэтилен. Во-первых, это хороший тент при ремонте под дождем. Во-вторых — универсальная подстилка для вещей, если понадобится разгружать багажник в полевых условиях. А я всегда вожу его в машине после случая на охраняемой стоянке в Воронеже. Дело было в командировке. Разбили стекло на пассажирской двери. Из салона свистнули только пачку сигарет. Надо ехать домой, а нужное стекло только на заказ с долгим ожиданием. Выручил кусок полиэтилена и… 

Прозрачный скотч. Тоже очень универсальная штука. Нужен, чтобы закрепить полиэтилен, заклеить разбитый комбинированный фонарь, пластик фары и т.д.

Инструмент

ИнструментБытовая мелочовка в багажнике зачастую полезнее запасных частей.
Бытовая мелочовка в багажнике зачастую полезнее запасных частей.

Колеса, шины

Несколько запасных болтов или гаек крепления колес (4–5 штук). Поверьте, пригодятся, а места занимают минимум. Колесный крепеж имеет обыкновение теряться, да и сорванная резьба не редкость.

Компрессор малый с манометром. Шиномонтажные мастерские и сетевые бензоколонки с большими компрессорами сейчас встречаются часто. Но до них еще надо добраться. Если ставите запаску вдали от цивилизации, наверняка придется проверить давление и подкачать. Тут малыш и пригодится.

Набор для ремонта шин с жгутами и клеем рекомендую, в основном, тем, у кого нет полноценной запаски. Ну или для визитов в глухие места, где возможен прокол сразу двух колес. Работать с ним муторно и весь перемажешься, но иногда нужно залатать дыру без разбортовки покрышки, чтобы дотянуть до шиномонтажа. Камеры для колес размерностью 13–15 дюймов и монтировки оставьте профессионалам — правильно орудовать монтажными лопатками сейчас умеют единицы. Куда практичнее сделать следующее:

— Часто ездите далеко, а у вас заводской ремкомплект с баллончиком или докатка? И, как правило, еще и шины редкой размерности. Не пожалейте времени и денег — соберите загодя запаску. Пусть на стальном, но полноценном диске. Пусть с высокопрофильной, но полноценной шиной. Чуть потеряете в полезном объеме багажника, но сможете увереннее, чем на докатке, доковылять до мест с более или менее крупными шинными магазинами. Слишком уж часто случаются на наших дорогах боковые порезы, не поддающиеся ремонту, а в небольших населенных пунктах снабжение покрышками оставляет желать лучшего.

— Штатный домкрат хорошо бы дополнить пластиковым или резиновым башмаком, который ставят под колесо, чтобы надежно зафиксировать автомобиль.

— Заводской Г-образный ключ для крепежа колес желательно поменять на баллонник типа крест. Таким орудовать куда удобнее.

Балонный ключ, противооткатный башмак и компрессор

Балонный ключ, противооткатный башмак и компрессорЕсли понадобится ставить запаску, ключ типа «крест», резиновый противооткатный башмак и небольшой компрессор будут очень полезны.
Если понадобится ставить запаску, ключ типа «крест», резиновый противооткатный башмак и небольшой компрессор будут очень полезны.

Электрика

Десяток предохранителей разных номиналов. Думаю, здесь подробные объяснения не нужны.

Пару ламп головного света фар, если, конечно у вас не ксенон. Почему пару? Например, при езде по грейдерам и разбитым дорогам лампы от тряски перегорают чаще — одной может и не хватить, прежде чем доберетесь до мест, где можно пополнить запас ламп.

Рожковый или небольшой разводной ключ, позволяющий ослабить крепеж и снять провода с клемм аккумулятора. Если где-нибудь основательно закоротило, без отключения аккумулятора от бортовой сети не обойдешься.

Пара отверток — с плоским и крестовым жалом. Не очень массивных. Главное, они должны быть пригодны для выворачивания шурупов крепления пластиковых обивок интерьера.

Для тех, кто дружит с электрикой, не лишними будут небольшой вольтметр и моток изоляционной ленты.

Из личного опыта

Зачем все это хозяйство, поясню на примере. Однажды на хэтчбеке Chevrolet Lacetti закоротил разъем под обивкой левой задней стойки кузова. Потом уже стало ясно, что на него капала вода из лопнувшего шланга омывателя пятой двери. Но тогда, ночью, просто резко запахло палеными проводами. Первым делом достал ключ и сдернул клемму с аккумулятора, чтобы предотвратить пожар. Затем надел налобный фонарь и стал искать. Оплетка проводов еще дымилась, поэтому быстро нашел источник неприятностей и снял с помощью отверток нужную обивку. Вырезал ножом спекшийся разъем, заизолировал провода и продолжил путь. В светлое время «вызвонил» мультиметром провода. Проще говоря, проверил, нет ли в жгуте короткого замыкания. Зачистил проводку и соединил провода напрямую без разъема. Поменял лопнувшую трубку — подошла «жигулевская». Стеклоочиститель и омыватель задней двери снова заработали.

Помимо перечисленного, другого инструмента с собой не вожу. Свечи и ремни тоже. Нет смысла. В более или менее ухоженном автомобиле они редко выходят из строя неожиданно. Иногда беру что-нибудь специфичное под конкретную модель. Тот же Ford с его аккумулятором заставил меня брать с собой одну головку, удлинитель и вороток. Потому как голыми руками этот источник электроэнергии не снять. Долив масла у меня всегда в мелкой фасовке. «Литрушки» на один раз хватит. Понадобится больше — можно купить на сетевой бензоколонке. Зато буксировочный трос не номинальный. Давно уже вместо двухтонного из набора использую четырехтонный даже для легковых автомобилей. Ну и не забываю о себе любимом. После ремонтных работ хотелось бы садиться за руль с чистыми руками. Поэтому рулон бумажных полотенец и влажные салфетки всегда с собой.

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (54)

Самые новые

Я бы к этому набору добавил еще маленькую лопатку (особенно актуально любителям бездорожья и «пузотерок»), а также хотя бы одну или две небольших дощечки — пригодится и если застрянешь, и если колесо придется менять на мягкой земле, где домкрат не поставить. Ну и антифриз.

Лично я еще вожу с собой запасную обувь, т.к в хороших ботинках работать далеко не всегда удобно, да и в иных случаях пригождается.

Ответить#
+1

Автор забыл добавить буксирный трос, провода для «прикуривания» светоотражающую жилетку и деньги.

Ответить#
+2

Про буксирный трос в последнем абзаце. Читайте внимательнее.)))

Ответить#
0

Уважаемый Вадим! Внимательно прочитал статью и поставил (+), вот на буксировочном тросе купился, не мог расшифровать мысль автора: ( Зато буксировочный трос не номинальный. Давно уже вместо двухтонного из набора использую четырехтонный даже для легковых автомобилей).
Мысль автора явно шла быстрее написания, возможно часть слов пропущена. Не судите строго.

Ответить#
0

Ну пусть не отражающую жилетку, но хотя бы достаточно большую белую тряпку, чтобы на плечи ее накинуть. Аварийный знак и мигающая «аварийка» — вещи обязательные по темноте, но если не видно водителя, меняющего левое колесо...

Ответить#
+1

Лично мне проще возить только запаску с домкратом и провода для прикуривания. А в случае более серьезных проблем вызвать эвакуатор. Благо в центральной части расстояния между городами не такие большие

Ответить#
0

Зачем это все? ТО нужно вовремя проводить и положить запаску с колесным ключом, пожалуй и все... Все косяки конструкции устраняются при обкатке, ВАЗ 21074- 2003г.в. с ноля-548800 км, полет нормальный! То же с УАЗ-3303, правда с рук брал (сам только130000 проехал), 3 шт ИМЗ- 8.103–10 (на них инструмент вообще не вожу).
Или автор про «полуторку» вспомнил?

Ответить#
-2

115 км в сутки на ВАЗ 21074. Когда вы на УАЗе ездить успеваете, чтоб еще и на нем 130 тысяч пробег сделать? А еще три мотоцикла «Урал»... Что-то вы... гм... приукрашиваете!

Ответить#
+2

та ладно, хоть свечной ключик прихватите — на АЗС оно всякое попадается.
а в РФ расстояния между АЗС такие, что крымчане рыдают.

Ответить#
0

Запаска целая чтобы была, хороший набор ключей (чемоданчик), комплект свечей, а так деньги обычно (если есть конечно) на буксировку...

Ответить#
+1

Зы! :) А запасные ремни помпы и генератора — уже не возят с собой? Разорвавшийся в дороге ремень — наверняка не редкость и сегодня.

А патрубки и шланги системы охлаждения двигателя и хомуты для них? Лопнувший патрубок или шланг — тоже не редкость. Особенно для тех мест, где плохие дороги. А старый хомут — может патрубок не стянуть. Плюс герметик для них — тоже не помешает.

Полный комплект рожковых или комбинированных гаечных ключей, тоже вещь в автомобиле — первой необходимости. А лучше — полный комплект шоферского инструмента(для тех кто не боится руки замарать) — особенно для владельцев внедорожников. По крайней мере, российского производства — точно.

ссылка

Запасной комплект предохранителей — тоже вещь нужная и полезная. Так же как и пара особо важных релюшек. Хоть на российском автомобиле, хоть на иномарке.

Руководство по тех.обслуживанию и ремонту для конкретной марки и модели автомобиля, тоже не лишним будет. Много места не занимает, а пользу может сослужить большую, в экстренной ситуации. Так же как и каталог зап.частей. По крайней мере, это займёт меньше времени для объяснений продавцу в каком-нибудь автомагазине в удалённой от большой цивилизации местности того, что вам конкретно нужно. :)

А вообще каждый снаряжает свой автомобиль в дорогу, согласно своему разумению. :)))
Меня лично больше всего раздражает когда ко мне подходят водители-экспедиторы(профессионалы так сказать), с просьбой взять на буксир и на вопрос про наличие у них буксирного троса — лишь виновато мотают головой. :))) Или "прикурить" севший аккум без проводов просят. :)))

Ответить#
+4

Компрессор — вещь удобная, но имеет дурное свойство выходить из строя в самый неподходящий момент. Поэтому думаю, что нет ничего лучше хорошего ножного насоса, в нем ломаться нечему.

Ответить#
+4

Всё зависит от компрессора. Мой работает уже десять лет и отлично качает.

Ответить#
+5

Ох, не зарекайтесь!

Ответить#
0

Поломается — куплю новый. Ножной насос, кстати, тоже ломается.

Ответить#
0

Главное — чтобы компрессор поломался не вдали от цивилизации, когда он до зарезу станет нужен! К медведю идти покупать? ) А в ножном насосе я и представить не могу, что можно сломать, если, конечно, он не из китайской жестянки.

Ответить#
0

Что можно сломать в ножном насосе? Элементарно поломается обратный клапан, возвратная пружина лопнет, шланг начнёт пропускать от старости. А если заносит в такие места, что только у медведя помощи и можно просить, то там и набор автомобильный должен быть другой. Вон джиперы с собой в виде запчастей по полмашины возят, набор инструментов, что иной автосервис позавидует при том, что по одному в такие места не ездят.

Ответить#
-1

Хорошо иметь хотя бы полуметровый кусок плоского кабеля ВВГп 3х2,5, который можно легко распустить на 3 медные жилы.
Подвязать отвалившееся колено выпускной системы, чтобы не скребло об асфальт — нет ничего лучше.

Ответить#
+5

А ещё лучше содержать автомобиль так чтобы он не отбрасывал запчасти на ходу.

Ответить#
0

А ещё лучше фланцы как следует варить к трубе, там где их производят.

Глупость, ведь, написали... Поделитесь опытом содержания выхлопной трубы, всем будет интересно.

Ответить#
+1

Это кто так фланцы к трубе приваривает? Папа Фиат или сыночек ВАЗ?
А с содержанием выхлопной трубы всё предельно просто. Сильно поржавела, стала сечь — выкинул и поставил новую. И делать это надо не дожидаясь когда труба отвалится.

Ответить#
0

Для тех, у кого умное лицо, задаю загадку про вилку.
Длинная, рогатая, пищу берёт, в рот подаёт.
Пока думаете над ответом поясню.
Первое колено со средним соединяется болтами на фланцах. Ничего там никогда не ржавеет. Наиболее частый дефект в заводской приварке фланца.
Приваривается сварочным полуавтоматом на яме, не разбирая узла за 5 минут.
Машины: пресловутая Хонда, вторая — ваш Сеат.. Напишите, какой поставщик поставляет выхлопные трубы на эти автомобили.
Вы умный, загадку наверняка уже разгадали.
Верный ответ — вилка. Проверьте себя.

Ответить#
+1

Вот только «длинной рогатой» в моём Сеате нет как нет и на всех остальных новых авто от VAG. Конструкция ГБЦ не та. Да и не отваливается выхлопная труба у VW даже с пробегом 300000 км. Говорю по личному опыту. Дальше не знаю сколько могла проходить, я её поменял потому, что ржавая была конкретно.

Ответить#
-1

выхлопные часто отваливаются еще задолго до того, как стало сечь или ржаветь! по-этом более-менее приемлимый вариант менять глушак по возрасту и то не угадаешь — заводской босал разваливается через 2 года, а дешевый китай ходит все 4.

Ответить#
0

Не знаю какой у вас был босал, а у меня BOSAL после двух лет эксплуатации выглядел и работал как новый (менял целиком трубу на своём старом VW Golf-2 так как родная за почти 300000 км сильно поржавела). На остальных автомобилях, которые брал новыми, трубы даже и не думали ржаветь по 3–5 лет до момента продажи.

Ответить#
-1

босал у меня с завода стоял, 2 года до появления сечи, а потом и труба отвалилась. с тех пор покупаю только китай. свои 4 года ходят. без сечи. но труба отваливается.
Конечно, не сомневаюсь, что можно подварить и ездить еще 100500км. но новый китай даже сейчас стоит 900р. — поставил новый и забыл на 4 года. а сварки у меня нет.

Ответить#
0

Отлетает обычно от фланца по сварочному заводскому шву. Там всё снаружи свежее и металл живой. При проварке полуавтоматом можно ездить до скончания века.

Ответить#
0

Дельно!

Ответить#
+2

Бредятина полная.

Аккумулятор в фонаре уже в конце первой зимы накроется. Либо литиевые батарейки, либо шнурок в прикуриватель. Нож-финка штука неплохая, но до первого гаишника под Краснодаром. Викторинокс с фиксирующимся лезвием куда функциональнее и компактнее, или лезерман с фиксирующимся лезвием, но они жутко дорогие стали. Полиэтилен? Ну не знаю, так ли он нужен. Скотч лучше серый, его и рвать удобнее, и давление он держит, и липнет хорошо. Холодную сварку чего тут не вспомнили? Запасные болты для колес — смех да и только. Набор для ремонта со жгутами как раз очень удобен, даже колесо можно не снимать, но зимой ему тоже кранты. Запаску к докатке и башмак — бред как он есть. Крестовина вместо штатного балонника тоже дичь. И дальше по списку.

Короче, начинать надо с истории из опыта, и на ней и заканчивать. В другой раз могут пригодиться узкогубцы, хомуты, холодная сварка и пила по дереву. А их-то у автора и нет, значит хреновый набор.

Ответить#
-3

Начнем с того, что финка (вы ее так назвали) у меня от братьев Сандер. Делается как раз в Краснодарском крае. И к ней еще заламинированный сертификат есть.))) Фонарику уже три года. Работает пока. Но суть в другом. От всех поломок не застрахуешься, а от наиболее часто встречающихся проблем, перечисленного достаточно.

Ответить#
+4

Коротыш в проводке задней фары — это наиболее часто встречающаяся поломка? Убедил.

Ответить#
0

Нет. Фары сзади встречаются, мммм, редко. Обычно эту деталь называют комбинированным задним фонарем.)))

Ответить#
+1

Обычно говорят: — Стопак.))

Ответить#
-1

«- Заводской Г-образный ключ для крепежа колес желательно поменять на баллонник типа крест. Таким орудовать куда удобнее.»

В корне не согласен, может им и удобнее — зато и ломается Х образный по сварке очень часто, требует намного больше места в багажнике и т.д. а 
Г-образный ключ — простой, как лом, положить можно рядом с запаской, а при случае и по шее можно им дать.

Ответить#
+2

Лучше всего колёсный ключ с выдвижной телескопической ручкой. Два в одном.
Закручивая колёса коротким рычагом, всегда есть возможность их открутить длинным.
ссылка

Ответить#
+4

плюсую, но такие ключи крайне ненадежны.

Ответить#
+4

Почему? Там ломаться нечему. Обычная двусторонняя съёмная головка 17–19 с посадкой на квадрат 1/2. На кругляк насажена выдвижная труба с обрезиненной ручкой. Удобная штука.

Ответить#
+1

Ну не знаю, что у вас были за ключи у меня такой уже лет пятнадцать и ничего с ним не сделалось, выглядит как новый.

Ответить#
-1

зависит от производителя , а ключ и сварка вещи несовместимые . у меня крест штамп , работать им удобней , но в место штатное не входит за 3г пользовался в дороге 2 раза ...вывод Гобразный в багажник , по поводу предохр-й , в штатных блоках всегда запасные просто пополняй и все , возить провода , проволоку , чтоб подвязать......бред полный . надо не допускать до такого состояния . балонник , домкрат , докатка , компрессор , трос , фонарик , маленький нож складной , салфетки . повседневный набор .

Ответить#
+1

Существуют Х-образные ключи сваренные и скрепленные накладками на клепках. Я таким уже 8 лет гайки кручу, даже намека нет на то, что сломается когда-нибудь. Х-образный ключ также можно как бумеранг запустить в голову оппонента — эффект будет не хуже, чем от лома

Ответить#
+1

Мой ключ типа «крест» пережил уже больше десятка машин.))) И цел. Просто при замене колес крепеж не «от души» затягиваю, а  щелчковым ключом с предписанным моментом. Его с собой не вожу, а если прокол работаю крестом — так быстрее.

Ответить#
+3

откручиваю и затягиваю болты Г-образным ключом(держу посередине), а чтоб быстрее открутить, так на это есть трещотка

Ответить#
-1

Лучший вариант — Г-образный телескопический. Затягиваешь в сложенном состоянии, раскручиваешь, выдвигая. А крестообразным слишком легко затянуть так, что потом всё сорвёшь, откручивая.
Остальные Ваши аргументы- поддерживаю.

Ответить#
0

Святотатство! «Автомобили стали надежнее». Как можно писать такое! В этом журнале в тренде писать, что раньше автомобили были «о-го-го» и ездили по 100 миллионов километров без ремонтов, а современные разваливаются в лучшем случае сразу после окончания гарантии, а в худшем прямо после покупки в автосалоне. )))
По сути статьи:
Чем складной нож с фиксирующимся лезвием хуже обычного?
Про компрессор стоило написать, что он должен быть хороший с металлическими цилиндром и поршнем, а не пластмассовая мыльница.
И в заключении — весь описанный набор хорош только в случае если водитель умеет им пользоваться. Знаю многих автовладельцев, причём обеих полов, которые даже не знают где в их автомобиле находятся запаска и домкрат. Зачем таким плоскогубцы, отвёртки, запасные лампочки, а тем более разводной ключ?
Кстати, зима на носу — к набору стоит добавить нормальную совковую лопату, щётку и бутылку с незамерзайкой.

Ответить#
+8

О, ужас! И про возросшую надежность пишет автор еще заставший шприцевание подвески и время, когда в стране не знали слова «тренд». Может быть Москва река в обратную сторону потекла?

Ответить#
+2

бутылку с незамерзайкой — со спрей-насадкой.

Ответить#
+1

А спрей-насадка для чего? Я имел в виду бутылку незамерзайки, лучше палёной метиловой, которую заливают в бачок омывателя. Чай не лето, простой водой не обойдёшься.

Ответить#
-1

как зачем — стекло ото льда отмочить немного, фары помыть.
А палёная метиловая именно как омывайка — частенько лучше легальной.

Ответить#
+1

Пробовал оттаивать таким образом лёд на лобовом — помогает плохо. А для фар бутылка с распылителем у меня действительно есть, чёт я протупил. Кстати слышал, что если смывать размоченную грязь с фар не тряпкой, а мягкой малярной кистью они меньше царапаются.

Ответить#
-1

Можно предположить — совет связан с тем, что тряпка, подхватив грязь/лёд, так потом и елозит им по фаре, царапая. Надо почаще её выворачивать.

Ответить#
0

Я покупаю одноразовые нетканые салфетки. Неплохая штука которую стоит иметь в автомобиле и не только для протирки фар..

Ответить#
0

согласен совершенно.

Ответить#
0

Ни с тряпкой, ни с кистями не заморачиваюсь. Слепил «снежок», и им фары протираю...

Ответить#
0

Ну, если фары уже под замену, то можно и так.

Ответить#
-1