Учимся водить автомобиль: где, когда, на чем?

Для современного человека умение водить автомобиль — такая же жизненная потребность, как и знание компьютера. Между тем в постижении водительского мастерства существует немало тонкостей и подводных камней.

Можно ли научиться самому?

Один мой родственник в свое время учился водить автомобиль самостоятельно. Тогда, в пятидесятые годы, машин в Советском Союзе было по пальцам пересчитать. И вот он вставал пораньше и наматывал день за днем километры на своем Москвиче по пустым улицам столицы. Потом, освоившись, сдал экзамен в Госавтоинспекции и получил права.

Учебный автомобиль должен выделяться в транспортном потоке.
Учебный автомобиль должен выделяться в транспортном потоке.

Сейчас такой номер не прошел бы. И даже не потому, что машин развелось немыслимое количество и ему не удалось бы так беспечно разъезжать по дорогам. Нынешние законы запрещают самостоятельно осваивать азы водительского мастерства. Экстернат упразднен, поэтому из возможного перечня вариантов обучения самостоятельно, с родственником, через интернет-курсы или автошколы легальным, и единственным остается один — последний.

Конечно, без собственного желания научиться водить автомобиль вы за рулем не освоитесь — даже не пытайтесь, — но ваше желание придется согласовывать с распорядком авторизованных автошкол, у которых есть специально подготовленные для обучения автомобили с продублированными педалями тормоза и сцепления.

Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках.
Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках.

Рисковать с самостоятельным обучением не стоит. Обучающемуся за это грозит штраф от 5000 до 15 000 рублей. Плюс, если он был в машине один, автомобиль эвакуируют на штрафстоянку, за которую придется платить по тарифу. Кроме того, собственник автомобиля, передавший управление лицу, заведомо не имеющему прав, будет оштрафован на 30 000 рублей.

В какое время года лучше учиться?

Немаловажный вопрос — выбор времени года, чтобы пройти обучение. Перед походом в автошколу прикиньте, когда вы будете учиться и когда вы будете сдавать экзамен по вождению. Как правило, обучение длится три месяца. Это значит, что, обучаясь летом, сдавать экзамен по вождению придется осенью. Соответственно, учитесь осенью — сдаете зимой, учитесь зимой — сдача весной, тренируетесь весной — экзаменуетесь летом.

Профессионалы обучения свидетельствуют, что лучше всего обучаться зимой и осенью. В этом случае вы лучше подготовитесь к зимним неожиданностям. Ведь холодное время года и межсезонье — самое опасное время для вождения автомобиля. Когда еще узнаешь, что такое занос и как выбраться из снежной ловушки, как не поскользнуться на гололеде и выбрать разумную скорость, ориентируясь на погодные условия, а не только на ограничения скорости! И лучше, если вы усвоите объяснения инструктора, а не расплатитесь за незнание из собственного кошелька в цеху кузовного ремонта после аварии.

На каком автомобиле нужно учиться?

Существует два варианта, и каждый хорош по-своему. Первый — это тот автомобиль, на котором вы будете ездить после получения прав. В этом случае не придется привыкать к новой машине. Статистика показывает, что в настоящее время только 45% учащихся автошкол знают, какой автомобиль им предстоит водить после обучения. Для остальных перспективы остаются туманными. Второй вариант — выбрать автомобиль, на котором вы будете сдавать экзамен.

Учебная езда на дорогах общего пользования допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого, которые он получает на закрытой площадке. Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил.
Учебная езда на дорогах общего пользования допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого, которые он получает на закрытой площадке. Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил.

Обычно в автошколах используют автомобили классов В и С, такие как Hyundai Solaris, Ford Focus, Renault Logan, отечественная Lada Kalina или Granta. Стоимость учебного часа с инструктором на автомобиле такого класса колеблется от 700 до 1500 рублей. Кроссовер обойдется дороже. Но если после обучения вы планируете сесть за руль собственного кроссовера, то и учиться лучше на автомобиле этого же класса.

Автомат или механика?

У начинающего водителя есть выбор: можно пройти обучение на автомобиле с автоматической коробкой передач — тогда в правах будет стоять отметка «АК», запрещающая вам водить автомобиль с тремя педалями (сцепление, тормоз, акселератор). Если учиться и сдавать экзамен на автомобиле с механикой, вам для вождения будут доступны машины со всеми видами трансмиссии. Водить автомобиль с автоматом, разумеется, проще, особенно в городских условиях, но в этом случае ваше водительское удостоверение теряет универсальность.

Как выбрать инструктора?

Это, пожалуй, самый сложный вопрос. Все люди разные. У каждого свой подход, свой характер. Неплохой совет — прийти в автошколу и поговорить с учениками. Они могут дать характеристики того или иного мастера вождения. Посмотрите отзывы в интернете.

Учебный автомобиль оборудуется дополнительными педалями тормоза и сцепления для инструктора. Если машина с АКП, дублируется только тормозная педаль.
Учебный автомобиль оборудуется дополнительными педалями тормоза и сцепления для инструктора. Если машина с АКП, дублируется только тормозная педаль.

Нелишне будет узнать, где территориально проводится учебная езда, чтобы было удобно добираться. Порой бывает так, что теоретические и практические занятия проводятся в разных местах.

Сколько часов практических занятий нужно?

Формально практический курс в автошколе составляет 56 часов, из которых не менее 32 часов должно приходиться на езду по дорогам общего пользования. Но этого времени кому-то может не хватить, и потребуются дополнительные занятия.

В принципе, структура обучения водительскому делу в России гипертрофирована в сторону теории. Для примера, в той же Германии на вождение в автошколах отводится 100–150 часов, из которых последние 6–12 часов учащийся практикуется с инструктором на автобанах.

Нужно ли практиковаться в вождении в темное время суток?

Да, нужно. При этом нужно правильно научиться пользоваться световыми приборами в темное время суток, поскольку не все автомобили снабжены автоматическими системами переключения света.

Как убедиться в том, что школа «правильная» и что после обучения в ней допустят до экзамена в ГИБДД?

Самое простое — посмотреть, зарегистрирована ли данная автошкола на официальном сайте ГИБДД. Можно также проверить, не истек ли срок лицензии автошколы. Не поленитесь внимательно посмотреть договор, чтобы убедиться, за что вы платите: не окажется ли вынесенной за скобки плата за бензин и обслуживание учебного автомобиля, какое количество часов практической езды вам положено, предоставит ли автошкола автомобиль для сдачи экзамена?

Сколько попыток на экзаменах? Нужно ли доучиваться после заваленного экзамена?

На сдачу экзамена дается три попытки, каждая последующая — через 7 дней. После третьей неудачной попытки следует месячный перерыв. Потом цикл можно повторить. В ГИБДД со сдающего дополнительных денег не возьмут — он заплатит только 2000 рублей за выдачу удостоверения, а вот доплатить автошколе за предоставленный на экзамен автомобиль придется в среднем от 500 до 1000 рублей. Причем за каждую новую попытку.

Директор Центральной московской автошколы Сергей Лобарев

Директор Центральной московской автошколы Сергей ЛобаревСергей Лобарев, председатель правления «Гильдии автошкол России», считает зиму лучшим временем для обучения водительскому мастерству.
Сергей Лобарев, председатель правления «Гильдии автошкол России», считает зиму лучшим временем для обучения водительскому мастерству.

В деле подготовки шоферов-любителей в России немало проблем, сетует председатель правления «Гильдии автошкол России» Сергей Лобарев. Нет учебников по Правилам движения, нет единых стандартов обучения. Не хватает учебных автомобилей. Одним из решений могло бы быть создание института профессиональных инструкторов-индивидуалов, как это заведено, например в Германии. Такие инструкторы формируют группу из 4–6 человек, с которой проходят как теоретический, так и практический курс обучения вождению.

Научиться грамотно, а главное безаварийно водить машину мешают существующие у нас в России ограничения в организации учебной езды. Например, как научить правильно вливаться в поток на скоростной дороге, если учебная езда на автомагистралях запрещена? За рубежом на это важнейшее упражнение отводится не один час в процессе обучения.

Но, как говорили мудрые, дорогу осилит идущий.

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (13)

Самые новые

Система может и не идеальная, но работает нормально. В чём проблема-то? В городе обучаемые ездят и немало. Новички боятся и неуверенно чувствуют себя на дороге? Тоже верно, а где-нибудь бывает по-другому? Можно подумать, мы из школ и университетов выходим — и сразу гуру во всём :) Идёт нормальный процесс адаптации, получения опыта. Как и везде.

Ответить#
+1

Боком надо учить ездить. Боком научится рулить, по прямой машина сама повезёт.

Ответить#
+1

Да уж... Doлboyobskie законы. Это про то что самообучение запрещено.Жизнь такова, что если хочешь что то делать хорошо, то в этом надо «упражняться» .В нашей теме хорошо — значит как минимум без аварий или «косяков».
Поделюсь опытом — делал первые шаги зимой,январь ,далёкий 1998, на своей собственной машине.Учился плавно работать газом на холостых, слушал мотор,затем плавно работать сцеплением. Потом первые трогания и торможения.Потом потихоньку езда на первой(второй) передаче.Благо было место — закрытая территория предприятия.А вот затем в автошколу ))) Разумеется, сразу поехал. Параллельно продолжал наматывать часы сам, снял гараж и принципиально заезжал только задом .К окончанию школы накрутил около 200 часов самоподготовки, это как если учиться в автошколе 2 года по тем временам . Вдумайтесь. Поехал и на выпускной экзамен и на экзамен в МРЭО на машине, разумеется.Прав нет , говорите ? Ну ну. ))) Зато сразу влился в поток как «опытный» водитель со стажем 2 года.В отличие от тех, кто корочку получил и едет вытрескав глаза и разинув рот. А сегодня если уж дело стало так,что на автомате учиться стало можно....ну [у нас не ругаются]....А откуда столько дебилов на дорогах ? НА автомате ничему научиться нельзя.Дурак пришёл — дурак вышел Или дура. Вот вам и аварии на ровном месте.Классика — въехать в ж впереди-едущему.

Наши автошколы выпускают на дороги дураков вместо того чтобы выпускать вполне подготовленных водителей .И чтобы стать таким как я приходится нарушать идиотские законы. Вот и думайте — быть дураком или нарушать.

Ответить#
+2

Вы правильно говорите, если самому не учиться, то не научишься! Поэтому нужно искать возможности водить машину. Может, в поле или на грунтовой дороге — в хорошую погоду, разумеется.

Ответить#
0

Возможность учиться на автомате — это замечательно! Не нужно тратить на обучение время и можно больше концентрироваться на других вещах. А дурак и автомат ни как не связаны. Я уверен, что моя дочь через 3–5 лет пойдёт учиться на автомате. В Москве с механикой — мазохизм. По поводу сдачи экстерном согласен, хочу получить «А» по-быстрому.

Ответить#
0

Алгоритм у правления на АКПП раза в 3–4 проще чем на механике. Но главное — нет чувства автомобиля и понимания как машина едет. То есть мозг работает по другому или не работает никак, а отсюда элементарные ошибки .Если всё делает автомат, то чему вообще учиться тогда  — учиться так ,чтобы не учиться ? Это противоестественно.

Ответить#
0

Управлять автомобилем на МКПП означает управлять автомобилем + ножкой и ручкой управлять изменением передаточного числа на колёсах. На АКПП это делается одной ножкой, хочешь ниже, чуть сильнее прижми педальку, перейти на повышенную — приотпусти. А можно и в ручном режиме, если надо

Какое чувство? Чувство инерции? Чувство скорости? Чувство срыва в скольжение Вы почувствуете на МКПП?
За дорогой надо следить, а не мешалку мешать. Сомнительное искусство акробата. Максимальный lvl здесь достигли водители маршрутных такси, когда рулят коленками и деньги считают.

Распространение МКПП в России связано с бедностью народа и ни с чем другим. Причём в последние годы перекоса в сторону МКПП уже нет, поровну.
В развитых странах машину с МКПП некому угонять. Потому что не умеют на них ездить. Потому что никому не надо уметь на них ездить. Потому что это архаизм.

Ответить#
0

Я сяду на любой автомат и поеду сразу. «Выпускник» на автомате , сев за механику, даже тронуться не сможет.Этакий «полуводитель». Вот и делайте выводы.

«За дорогой надо следить, а не мешалку мешать»

Правда ? )))) Как же я слежу ? )))) Уже почти 20 лет ) Причём без аварий,поспав 2 часа преодолеваю 1000 км почти без отдыха . Следуя вашей логике я должен быть виновником дтп чуть не каждый день )))

Ответить#
0

Что это за особое чувство автомобиля с механикой? Понимание как раз есть и оно гораздо проще. Нажал газ — едет, тормоз — тормозит. Зачем думать о том, о чём думать не надо? ). Механика только отнимает внимание от дороги. Механика хороша когда у вас машина соответствующая, например Porsche 911 и то без пробок, а ещё лучше на треке. Всё что происходит автоматически всегда лучше т. к. нет участия человека, а соответственно ошибок.

Ответить#
0

Что это за особое чувство автомобиля с механикой?

Это долго обьяснять . Проедьтесь по укатанному снегу на машине с мкпп на всесезонке и без esp, на грани потери сцепления. Потом сядьте на автомат  — дойдёт раз и навсегда. Как скорость выбирать, набирать, на какой скорости проходить повороты и прочее. Есть ездюки, ездуны , ездилы и водятлы и прочее племя кто в первой же нештатной(критичекой) ситуации влетает что называется. Потому что мозги думают только по формуле газ-тормоз.А чувства автомобиля и процесса езды у них НЕТ.

Ответить#
0

Все идет к тому, что машин с сцеплением скоро не будет. Электромобили, роботы, гидротрасформаторы...

Ответить#
0

в нашей стране, я имею ввиду ту часть, которая именуется (гордо) ЗАМКАДЬЕ (а это 99,99999% страны) еще долго и далеко до полной «автоматизации» и «электромобилизации».... У нас тут и заправки то иной раз не на каждой сотне км в радиусе найти)))))

Ответить#
+1

учиться нужно на том, на чем «сложнее» — в данном случае механика. На автомате , как было выше сказано и «думать» не надо педаль топи вот и приехал(а) в корму впереди идущего, а обучение на механике даст возможно почувствовать автомобиль и после механики можно будет ездить на чем угодно.

Ответить#
+1