Мой любимый Москвич: 412-му — полтинник!

Я по-прежнему считаю его одним из лучших отечественных автомобилей своего времени. Отчасти, конечно, потому, что у меня он был первым и я могу рассказывать о нем долго и много. Но причина не только в личных чувствах. Москвич-412, которому в этом году пятьдесят (даже не верится!), по-своему революционный для СССР автомобиль, хотя, как обыкновенно бывает, революция закончилась не совсем так, как хотелось бы. Вот и карьера 412-го завершилась не празднично, а, скорее, грустно. И все же он — эпоха. Попробую объяснить почему…

Всю информацию о знаковых автомобилях и военной технике СССР вы найдете в подборке статей «За рулем», пройдя по ссылке.
Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (58)

Самые новые

====================
Заработок от 6OOO рублей в день!
БЕЗ ваших усилий и ежедневной работы!
Вот вам — нужен заработок в интернете?
Так, чтобы без обмана и доход хороший — порядка 6ООО рублей в день!
Да... Именно готовый заработок, а не какой-то бесполезный курс!
Подробности узнаете перейдя по ссылке ссылка
====================

905765905765905765905765905765905765

905765905765905765905765

Ответить#
-1

У нас в школе был М-437 «Учебный» с дублированными педалями тормоза и сцепления, но не самопал, а именно заводского производства. Машина была лихая, до 140 км/ч разгоняли, потом от инструктора по ушам получали за лихачество. А первый раз за рулём мне удалось поехать на М-407 (МЗМА). От «Москвича » остались приятные воспоминания.

Ответить#
0

Спасибо за статью. Вспомнил молодость. 412-й был первым моим авто, ездил на нем 3 года. Ещё около года был 2715 — настоящий помощник.

Ответить#
0

Начинал ездить, было две машины в гараже, 21063 и 27156(каблук грузопассажирский). Намотавшись весь день на каблуке, в шестерку садился как в Мерседес)) Брутальный авто конечно был ИЖ.

Ответить#
0

Поездил на М-2140"люкс" и печка была в норме... Только перед ТО необходимо было с рулевой повозиться, а как съёмник приобрёл, то без проблем...

Ответить#
0

Главных передач было 3:от москвича 407–408 и она же на первых «шиньонах» ставилась — 4,55; 4,22; 3,9. Последняя имела в точности равное число как у жигулёвского «скоростного».Видел переделанные москвичи с жигулёвскими ступицами на 4х болтах и дисками.Вместо маслосъемных колпачков были длинные направляющие и подобие зонтиков над пружинами

Ответить#
0

Гипоидных ГП было три разновидности на АЗЛК: 4,55, 4,22 и 3,89. В Ижевске, как всегда, пошли своим путём и сделали ГП 3,91.

Ответить#
0

Жигулевский скоростной 43:11.Значит у москвичей другое количество зубов.Были ещё разновидности до 1968 года,с другими шлицами под полуоси и шестернями в коробке дифференциала ссылка

Ответить#
0

В этой статье лажа какая-то, я давно заметил. Во-первых, не с середины 1968-го, а с середины 69-го. Точнее, с 28 июня. Во-вторых, число шлицев не было сохранено. Было 10 прямобочных, а стало 20 эвольвентных.

Ответить#
0

Да,возможно,статьи не боги пишут.Вы,наверное,в близко-смежной отрасли работали,раз дату с точностью до дня запомнили (!)Если я правильно понял,то зубчатые пары всё же были взаимозаменяемы — т.е.коробка дифференциала стыковалась с любыми зубчатыми парами?Или разница всё-таки была?

Ответить#
0

Коробка дифференциала, насколько я знаю, да. Но сами дифференциалы в сборе отличались. И дело даже не в шлицах (вернее, не только в них). Полуосевые шестерни отличались и числом зубьев. И сателлиты к ним были разные, хотя и число зубьев у них одинаковое (10). Вот ижевские редуктор отличались потом заметно. Даже последний ижевский (3,91) не лез в обычный мост, ибо у него была слишком большая шестерня о 43-х зубьях. Под неё пропилы в картере моста делали.

Ответить#
0

В справочнике НИИАТ за 67й год нашёл,что,оказывается,на 408м москвиче редуктор был 4,22 (38:9).Раньше думал,что там как у 407го 4,55 (41:9) устанавливался.А у 407го до 1960,для 3х ступенчатой коробки,был ещё мост 4,62 (38:7).А в справочнике НИИАТ 1984 обнаружил,что на М 2138,с 408м двигателем редуктор 3,89 (35:9) устанавливался.Не тяжеловат ли он был для 408 го движка?серию «2140»,в т.ч. 2138/36 сняли в 1987году и,почему-то сразу прекратили выпуск 408х движков ссылка обычно, ещё несколько лет двигателя в запчасти поставлять должны были.И блока 408,оказывается,на Газе отливались.

Ответить#
0

Помню статью — «В москвиче зимой без шубы» — т.е."печка" была действительно проблемным местом.Приёмник там устанавливался "Урал-авто-2" с замочком от кражи,с выдвижной антенной и блоком питания для автономного питания из 6ти 373 элементов.В 2140 устанавливался более простой и маленький приёмничек.

Ответить#
+2

Вместо родной коробки с удлинителем,умельцы лепили жигулёвские 5ти ступки,состыковав штатный кардан с половинкой жигулёвского и прорезав дыру под рычаг чуть правее.Т.е. появлялась ещё экономическая передача.

Ответить#
+1

Показал отцу статью. Он сперва понастальгировал, а потом вспомнил как через день в москвичах этих ковырялся с ключами и отвертками)))) Ну его нафиг говорит.
ПС напомнил мне как мы как то панель сдергивали. А если кто помнит как там приборы крепились на гаечках с лапками? От цирк был с собиранием и проверкой не задымит ли после включения.

Ответить#
+1

В 412х можно было круглые приборы от 2140,с зелёной подсветкой, воткнуть вместо подобных «копеечным».

Ответить#
0

у отца 2140 были. Не думаю что сильно проводка отличалась

Ответить#
0

Проводка одинаковая была,только при установке 40й комбинации приборы надо было переворачивать «кверх ногами»

Ответить#
0

Несколько лет назад был в Италии, ездили в один провинциальный городок на электричке. Выходим на станции, смотрю стоит такое чудо:
ссылка
И хоть не наше оно, но что-то родное в нем, в средней части особенно.
В 1998 мы с отцом поехали покупать 21099, приезжаем в автосалон, стоят эти ИЖи как динозавры темно-синего и салатового цвета, и цена была смешная по сравнению с ВАЗом, но уже тогда странно они смотрелись на фоне всего остального. Наверное это и были последние сошедшие с конвейера.

Ответить#
+1

Москвич любил рукастых и умелых, не боящихся испачкать ручки. Это был реальный автомобиль для суровых российских мужиков, любящих поковыряться и покастомизировать свой аппарат. Мой любимый вариант — ижевский хетчбек, имел аж три штуки подряд. Хорошая сборка,надежный мотор, сплошные лонжероны вдоль всего днища в отличии от азлковского. Коробка — да, могла подкинуть проблем, но довольно легко чинилась, печка тоже оставляла желать... но тоже дорабатывалась. Не знаю, кого тут свечи доставали копотью — у меня на всех трех ижаках таких проблем не было. Сдается мне, что свечи беспокоили либо не слишком сообразительных (надо нормальную смесь и выставленное зажигание), либо из-за"убитых" маслосъемных колец. На Волге у меня один цилиндр закидывал свечу из-за крохотной трещины на клапане. Словом, исправный москвичевский мотор свечей не коптил. А я на нем проехал не одну сотню тысяч.

Ответить#
+6

У меня тоже м412 был первой машиной) После учебной девятки я испытывал к нему отвращение. От современных реагентов за год насквозь прогнили задние арки в багажнике — мне сказали типо это болезнь у них. Продал потом его таким же пионерам на добивание)

Ответить#
0

Спасибо!

Ответить#
+1

Сергей Викторович, судя по Вашему рассказу — 412-й , это действительно Ваш любимый автомобиль! Прочитал с большим удовольствием!!!!

Ответить#
+4

Сергей!
Спасибо на добром слове! Редко такое бывает!

Ответить#
+1

Да уж было время! А проходимость какая!!!
Ни каждый современный кроссовер проедет там,где проезжал «Москвич».

Ответить#
+3

Комментарий удален

#
+1

Это мой первый автомобиль Москвич21406 — сельский экспортный вариант белого цвета Арктика, усиленные пружины и задние усиленные рессоры, дворники на фарах, красный салон из экокожи, двигатель на А-76. Я переделал двигатель в 1,8Л с заменой гильз и коленвала, поставил низкопрофильную резину и новую КПП с доведёной задней передачей, но и это не спасало от пробуксовок со 2-й на 3-ю. Спидометр на 160 упирался в ограничитель, подвеска достаточно комфортная, руль лёгкий,но с перебором скорости в повороте скользил мордой наружу.В общем , после доводки стал действительно отличным авто, кстати мотор 1,8л отлично отапливал салон и проблем с печкой не было.

Ответить#
+2

Пружины в рессоры ставил?

Ответить#
0

что за бред? рессоры сзади из 9 листов шли усиленные, а передние пружины более высокие

Ответить#
0

Нееет. Энтузиасты ставили внутрь рессор пружины, отчего ход становился мягким как у жигуля, но при нагрузке (жигуль- стиляга, москвич-трудяга) мешков 10–12 картошки + вся семья в салоне )))) пружины поджимались и начинали работать рессоры. отец во втором космиче помнится так делал

как-то так
ссылка

Ответить#
+2

Да у Вас не машина была,а Мечта!

Ответить#
+1

Если руки и денежки приложить, то из любой можно сделать мечту(шоу «тачка на прокачку» тому подтверждение)

Ответить#
+1

О машине хорошие впечатления. Но когда купили 2141, тогда отец сказал после приезда: «Даже выходить не охота из машины»

Ответить#
+3

мой первый личный авто 74 года рожденья (моложе меня на 3 года), ох и налюбился я с ним...

Ответить#
0

Объясните новичку, как прочитать статью? У меня все обрывается фразой «Попробую объяснить почему…» дальше ни текста, ни ката.

Ответить#
0

Картинки открывай, под ними будет текст!))))))))))))))))))))))

Ответить#
+2

просто жми на фотки..

Ответить#
+1

Помню, помню, когда я был школьником у нас такой был. Правда, мы на нём только летом ездили и только в деревню. Тогда мне он очень нравился, особенно ручки никелированные с кнопками. У некоторых были с круглыми фарами, а у нас этот и они нам почему то завидовали, но не все, потому как с важным видом знатоков заявляли что те с круглыми дескать по сборке лучше, потому как ижевские. Но как на самом деле было не знаю. А потому спустя много времени в начале 90-ых мне довелось на сезон взять подержанный Москвич 412 ижевский какой то непонятной блеклой окраски. У нас на севере за грибами ездили всё лето. Зимой стало плохо. От коробки сильно устал и я его как брал за 200 баксов, так за них же и продал.

Ответить#
+1

отличная статья!!! Побольше бы таких!!!!

Ответить#
+2

Согласен на все 100. Отличная машинка была для своего времени. Надёжный, неприхотливый мотор. У меня был 2140. Испробовав все ухищрения с отопителем из «Советов бывалых», оптимальный вариант был достигнут после установки моторчика с крыльчаткой от Жигулей. Но окончательно «Ташкент» в салоне наступил, когда заменил уплотнители дверей на Жигулёвские. Жил тогда на севере, таксовал. Народ офигевал, когда в мороз за 40 садились в Москвич со всеми оттаявшими стёклами, и водителем в одной рубашке ))) Кстати, не одного Москвича так до ума довели.
Помню, прокатился пассажиром в 90-х на одном из последних, новом 412, Ижевском. Через щель в двери асфальт было видно.

Ответить#
+2

Москвич-412ИЭ. Ижевский. 1977 года выпуска. Цвет — «Золотое руно». Я на таком ездить учился — у отца был. В 2005 году продали. Работал на всем, что горит (чаще приходилось на А-76), кулиса раздолбана: при любой включенной передаче рычаг болтался в районе нейтрали. Механизм открытия багажника не работал (очень уж мощные пружины там были, аж багажник с петель сорвало), открывался багажник, как в сказке: дерни за веревочку, дверь и откроется — к крюку трос привязан, выходивший на заднее сидение. Посадка за рулем действительно лучше, чем например, в ВАЗ-2106, мотор тяговитый. Печку отец уже только в конце 90х-начале 2000х наладил, греть стала зверски.
О машине самые теплые воспоминания. А отец до сих пор иногда с горечью вспоминает, что пришлось его продать.

Ответить#
+3

Какая ностальгия у меня с этим авто, до сих пор у деда в гараже стоит почти в идеале,(за 40 лет неплохо сохранился) в таком же голубом цвете. Машина очень мягкая и маневренная, именно АЗЛК сборка, на ИЖ не ездил. Выезжаю на ней только на 9 мая, и в сухую летнею погоду, просто покататься для удовольствия. Машина шустрая со своим движком и малым весом. Вообщем она притягивает взгляды, своим отполированным блестящим кузовом и ретро внешностью

Ответить#
+3

Рестайлинг «Москвичи» прошли не в 1970 году. Есть точная дата начала выпуска обновленных внешне автомобилей это 6 декабря 1969 года.

Ответить#
0

Сборка ИЖей
ссылка

Ответить#
+2

.

Ответить#
0

Под последней фотографией поправьте «ни» на «не».
Пожалуйста.

Ответить#
+1

Поправили, спасибо

Ответить#
0

Водил я Москвич-412. Машина ломалась каждые полчаса. Свечи покрывались сажей. Приходилось покупать новый комплект свечей Brisk. Под конец плюнул на это дело и продал его одному коллекционеру.

Ответить#
-4

Какой Бриск? В те годы брисков не было. Были негрол и ТАД-17. Ну еще краник слива воды из СО.
конечно же приходилось ежегодно капиталить мотор. Но на москвиче это можно было делать не вытаскивая его из под капота. Гильзы с поршневой сменил и все ))) Впрочем это уже про 75 лс. как там на 55 было — не знаю

Ответить#
0

Вы в какой-то параллельной вселенной существуете, матрас...
То у вас «карбюраторной Классики в 2003 году не было», то свечей «Бриск» или аналогичных в СССР не существовало.
Все было. Только по блату. И свечи нормальные, и смазочные материалы.
И даже антифриз импортный.
Вы, уж если ограниченный такой, не афишируйте это, что ли.

Ответить#
+5

В вашем случае следует говорить: «любриканты».

Ответить#
0

Я имею ввиду после развала советов. И самое интересное, когда водил мастер, свечи нагаром не покрывались. А значит машина была очень чувствительна к нажатию педали газа, что было её минусом. В современных автомобилях такого неудобства нет.

Ответить#
+1

Не помню такого. Гонял на отцовском (2140 правда, но в профиль —те же же?) разгоняя его до 140 км/ч (как вспомнил — аж содрогнулся) — не было такого. Была печка плохая (есть об этом в статье), но с появлением электропомпы отопителей для газели и ее установкой в москвич, приходилось приоткрывать задний окна от жары в салоне...
Зимой еще мешок с песком в багажнике возили )))). Угадайте зачем?

Ответить#
+1

В том то и дело. Нельзя было сесть в Москвич и поехать за хлебом в ближайший магазин. Нужно было порядочно намотать, чтобы свечи не покрылись «бархатной сажей».
Сдаётся мне песок нужен был для предотвращения пробуксовки на скользкой дороге.

Ответить#
+2

Ну не без этого. Но еще мешок возили после проковки молотком и зубилом просевших рессор. Отчего корма задиралась выше носа и надо было как-то выравнивать )))

Ответить#
+1

Все Ваши"проблемы"тогда решались на раз-два.
И не надо было никакой электронной диагностики!

Ответить#
+1

Не надо было на"подсосе"ездить!

Ответить#
0

прокладка была [у нас не ругаются]

Ответить#
-1

вы о чём?

Ответить#
+1