30
31
32
АВТОРЫНОКИТОГИ I КВАРТАЛАДОБРЫЙ ЗНАККРУПНЕЙШИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОДАВЦЫ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В В РОССИИ РОССИИ В В II КВАРТАЛЕ КВАРТАЛЕ 2011 2011 ГОДА* ГОДА1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20(1) (4) (2) (5) (7) (6) (3) (9) (8) (10) (12) (11) (14) (15) (13) (17) (19) (21) (22)“Рено” “Киа” “Ниссан” “Хёндай” “Тойота” “Шевроле” “Форд” “Дэу” “Фольксваген” “Мицубиси” “Шкода” “Опель” “Мазда” “Сузуки” “Пежо” БМВ “Ситроен” “Ауди” “Хонда”31 012 30 250 27 629 27 491 26 925 20 844 19 852 18 152 17 380 14 516 13 415 12 117 9062 8298 7543 5363 4959 4933 4413 3925-1,2% 14,2% -3,1% 7,3% 13,3% -13,6% -28,5% -8,6% -14,6% -10,7% 18,1% -24,4% 0,5% -6,6% -22,4% -16,5% -13,2% -1,0% 2,1% -8,3%Три первых месяца, обычно депрессивные и скучные, преподнесли в этом году целый ряд сюрпризов – как приятных, так и не очень. Самым неожиданным оказалось то, что итоги развития автомобильного рынка за этот период можно оценивать по-разному.Как мы и ожидали, автомобильный рынок в России не смог удержать тенденцию к росту, имея под боком не до конца оправившуюся от кризиса Европу. Конечно, если сравнивать результаты первого квартала с тем же периодом прошлого года, то все выглядит более чем замечательно: впечатляющий рывок на 76,4% оставил далеко позади все ведущие страны Евросоюза. У самой мощной экономики Германии хватило сил только на 13,9%, Франция осилила каких-то 8,9%, а Испания, Италия и Великобритания вообще ушли в минус. На их фоне Россия выглядит бесспорным чемпионом. Если не брать в расчет экзотическую Латвию с ее 131,7% (где продано всегонавсего 1902 автомобиля) и забыть, что в свое время мы упали намного глубже, чем остальные. Сравнение с началом 2010 года, когда весь мир еще только пытался выбраться из донного ила кризиса, может иметь смысл лишь в одном случае – для самолюбования и для победных реля-(16) “Мерседес-Бенц”21. “Сан-Йонг” – 3574; 22. ЗАЗ – 3228; 23. “Лексус” – 3051; 24. “Лифан” – 2697; 25. “Ленд-Ровер” – 2674; 26. “Вольво” – 2545; 27. “Субару” – 2501; 28. ТагАЗ – 2431; 29. “Инфинити” – 1966; 30. “ФИАТ ФИАТ ––1745; 1745; 31. “Грейт-Уолл” 31. “Грейт-Уолл” – 1185; – 1185; 32. “Чери” 32. “Чери” – 910; – 910; 33. “Хайма” 33. “Хайма” – 651; – 651; 34. “Джили” 34. “Джили” – 595; – 595; 35. “Кадиллак” 35. “Кадиллак” – 421; – 421; 36. “Порше” – 362; 37. СЕАТ – 242; 38. “Мини” – 239; 39. “Джип” – 224; 40. “Ягуар” – 200; 41. “Додж” – 41; 42. ГАЗ “Крайслер” – 7; 43. – “Крайслер” 24; 43. “Волга” – 24. – 7.*Продажи и динамика роста по сравнению с IV кварталом 2011 года. В скобках – место в IV квартале 2011 года.. года.30 | w w w . k u p i a u to . r u ВАД ИМ УСТ ИНОВскольку сезонный спад продаж зимой (точнее, в празднично-похмельном январе) для нашей страны является нормой жизни. Кроме нас отрицательный результат показали только Польша, которая вообще вылетела из десятки лучших, а также Швеция, которая в конце года смогла прибиться к лидерам, но ныне постепенно вытесняется ими за двери своего клуба. Последствия землетрясения и цунами пока серьезно не сказались на продажах в России, как и обещали нам представители японских компаний. Новые автомобили, запчасти и комплектующие, произведенные еще до катаклизма, до сих пор ползут малой скоростью через мировой океан в разные части света. Более того, катастрофа подстегнула спрос на японские машины, подогреваемый опасениями, что поставки могут прекратиться. На фоне общего спада показатели компаний из Страны восходящего солнца выглядят не так уж плохо. Пострадавший, по-видимому, больше всех “Ниссан” потерял 3,1% и отступил на одно место, но тем не менее остался в тройке лидеров, благо питерский завод пока продолжает работать. Там, как известно, выпускают три модели – седан “Теана”, кроссоверы “ИксТрейл” и “Мурано”. По-прежнему востребована и продукция “Тойоты”, которой было продано на 13,3% больше, чем в IV квартале. Это помогло компании подняться в рейтинге на 2 позиции. На одну-две ступени выше перебрались “Мазда”, “Сузуки” и “Хонда”. Чуть ниже среднего рыночного значения упали продажи лишь у “Мицубиси”, но и эта марка смогла сохранить свое место, замкнув десятку лучших. Неудачников I квартала надо искать отнюдь не среди японцев, а там, где ставка делалась на одну-единственную ударную модель. Так, у “Форда” идет смена поколений у абсолютного лидера рынка “Фокуса”. О выходе новой машины известно всем, и покупатели предпочитают выждать пару-тройку месяцев, чтобы взглянуть на нее прежде, чем окончательно решиться на покупку. Результат оказался предсказуем: “Фокус” уступил первое место “Логану”, а сам “Форд” откатился аж на седьмую позицию. “Опель” потерял в темпах 24,4% не в последнюю очередь из-за раздвоения “Астры” на H- и J-версии. А ведь именно на эту попу-СОХРАНИТЬ ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ – ЗА ТРИ МЕСЯЦА НОВОГО ГОДА РОССИЯ ВНОВЬ ОТКАТИЛАСЬ НА ПРИВЫЧНОЕ ПЯТОЕ МЕСТОций. Истинное положение вещей раскрывается при обращении к реалиям более близкого периода – последнего квартала прошлого года. Тут-то и выясняется, что нашему рынку удалось совершить в октябре-декабре настоящий прорыв и оказаться на третьем месте в Европе. Но сохранить феноменальный результат не получилось – за три месяца нового года Россия вновь откатилась на привычное пятое место. В то время как наши западные соседи продвинулись вперед, отечественный рынок с некоторым запозданием откатился на целых 10,6%. Конечно, трагедии из этого делать не стоит, по-ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА РУССКОГО РЫНКА 2011 Г.1 (2)“РЕНО-ЛОГАН”17 9542 (1)“ФОРД-ФОКУС”15 3433 (3)“ДЭУ-НЕКСИЯ”10 8024 (-)“ХЁНДАЙ-СОЛЯРИС”10 1685 (11)“КИА-РИО”90576 (6)“ФОЛЬКСВАГЕН-ПОЛО”От первого лица “ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ МЫ НЕ ВОЛНУЕМСЯ”Михаил ПЛОТНИКОВ, начальник отдела маркетинга “Хонда Мотор Рус” – Наши заводы продолжали работать даже во время землетрясения. Однако многие поставщики пострадали, и производство вить Кроме того пришлось приостановить. того, ограничено потребление электроэнергии, необходимой для восстановительных работ в зоне бедствия. С 14 марта по 10 апреля мы останавливали сборочные заводы “Саяма” и “Сузука”, но предприятия в США, Европе, Китае и Турции не прерывали производственный процесс. Пока что мы оцениваем потери примерно в 58 тыс. авто, но еще некоторое время нашим заводам придется работать на половинной мощности из-за трудностей у поставщиков. В Россию из Японии поставляется только “Аккорд”. Если предприятия начнут работать по ожидаемому графику, то на объемах поставок последствия стихийного бедствия практически не скажутся. Пока уже отправленные машины доберутся до России, пройдет 2–3 месяца, так что у нас есть время, чтобы принять превентивные меры. За первое полугодие мы не волнуемся – трудности могут начаться потом, если ситуация в Японии сейчас не стабилизируется и заводы-поставщики не начнут работать на полную мощность.80277 (9)“НИССАН-КАШКАЙ”80228 (5)“РЕНО-САНДЕРО”79929 (4)“ШЕВРОЛЕ-ЛАЧЕТТИ”791310 (14)“ШКОДА-ОКТАВИЯ-A5”7719В скобках – место по итогам IV квартала 2010 года.лярную модель приходилось добрых три четверти продаж “Опеля”! Пример расчетливого маркетингового поведения не первый месяц подает “Киа”, у которой сразу несколько хитов – это “Церато”, “Сид”, “Спортидж”. Ну и, конечно же, “Рио” – продажи этой модели выросли на целых 29%, переместив ее с 11 места на пятое. Вообще, I квартал богат на неожиданности и рекорды: современная, крупная и недорогая “Шкода-Октавия-А5” приобрела дополнительно 33,4% покупателей, а специально созданный для нашей страны “Хёндай-Солярис”, выпущенный на конвейер лишь в начале года,w w w . k u p i a u to . r u| 31 АВТОРЫНОКИТОГИ I КВАРТАЛАрая, впрочем, до сих пор позволяет ему чувствовать себя вполне беззаботно. Правда, неоценимую помощь затерявшимся во времени советским монстрам оказывает щедрое государство, продлив в очередной раз программу утилизации, на которую выделено дополнительно 5 миллиардов рублей. За такую сумму, между прочим, можно купить половину квартального выпу-финишировал сразу на четвертом месте в общем зачете! Российский завод “Рено” весной 2010-го удвоил производственные мощности, а в ноябре перешел на трехсменный режим работы: “Автофрамос” готовится пополнить список своей продукции “Флюэнсом” и “Меганом”. Завод “Хёндай Мотор Мануфактуринг Рус” к концу апреля планирует выйтиОт первого лица ПЕРЕКЛЮЧИЛИСЬ НА ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕПетр ЯНЕБА, руководитель марки “Шкода” в России – Доля продаж наших х новых автомобилей существенно увеличилась благодаря специальной программе “Шкода-Кредит”. Основным ее партнером выступило ОАО “Сбербанк России”. Кредит на покупку автомод очень биля можно взять под выгодный процент, один из самых привлекательных на российском рынке. Кроме того, для клиентов, приобретающих машины в кредит через Сбербанк, у нас приготовлены интересные специальные предложения по ценам, позволяющие ощутимо сэкономить. Традиционно лидером продаж в России является “Октавия”, поскольку она отличается оптимальным набором характеристик и сбалансированным соотношением цены и качества. “Октавию-Тур” перестали выпускать в конце 2010 года, и ее покупатели переключились на второе поколение автомобиля, что еще больше укрепило позиции модели на рынке. Не стоит также забывать, что на нее распространяются условия программ льготного кредитования и утилизации.ПРОИЗВОДСТВО ВНУТРИ РОССИИ СНИЗИЛОСЬ ВСЕГО НА 0,5%, А ЭТО ОЧЕНЬ ДОБРЫЙ ЗНАК. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ НЕ ВЫДЕРЖИВАЮТ КОНКУРЕНЦИИ С ОБРУСЕВШИМИ ИНОМАРКАМИ, А АВТОИМПОРТ МЕДЛЕННО, НО ВЕРНО ЗАМЕНЯЕТСЯ ВНУТРЕННИМ ПРОИЗВОДСТВОМна объемы производства 10 000 автомобилей в месяц и организовать вторую смену. Активной позиции иностранных компаний отечественный автопром стремится противопоставить классическую политику “пипл хавает”, котоПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЕВРОПЕ В I КВАРТАЛЕ 2011 ГОДА*1 (1) ГЕРМАНИЯ763 403 +1,92 (2) ФРАНЦИЯ647 454 +9,03 (5) ВЕЛИКОБРИТАНИЯ558 336 +41,3ска “Калин”! Однако легко убедиться, что российские модели вынуждены шаг за шагом отступать по всему фронту: за I квартал производство той же “Калины” упало на 12%, “классики” – на 22,4%, “Приоры” – на 20,9%, а “Самары” – на 23,3%. Менее всего пострадала маскирующаяся под западный продукт “Шеви-Нива”, которая уступила всего лишь 11,2%. В целом машины отечественных марок потеряли за квартал 15,5% своих приверженцев. При этом производство внутри России снизилось всего на 0,5%, а это очень добрый знак: с одной стороны, отечественные автомобили не выдерживают конкуренции с обрусевшими иномарками, а с другой – автоимпорт медленно, но верно заменяется внутренним производством.4 (4) ИТАЛИЯ513 710 +22,9ПРОИЗВОДСТВО ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ, ТЫС. ШТ. *I кв. 2008 II кв. 2008 III кв. 20085331 (+18,7%) (+2,5%) (-15,7%) 123 (-63,9%) 164 (+33,3%) 136 (-17,1%) 174 (+27,9%) 156 (-10,3%) 332 (+112,8%) 344 (+3,6%) 376 (+9,3%) 374 (-0,5%)100 200 300 400 * Производство и динамика по сравнению с предыдущим кварталом.(3) РОССИЯ**480 000–10,6393 4036 (6) ИСПАНИЯ208 151 +6,8IV кв. 2008 I кв. 2009 II кв. 2009 III кв. 20093417 (9) НИДЕРЛАНДЫ180 622 +95,58 (7) БЕЛЬГИЯ169 904 +49,9IV кв. 2009 I кв. 20109 (11) АВСТРИЯ87 865 +14,0II кв. 2010 III кв. 2010 IV кв. 2010 IV кв. 2010 010(10) ШВЕЦИЯ69 764–15,9В скобках – место по итогам IV квартала 2010 года. * Продажи и динамика роста по сравнению с IV кварталом 2010 года по данным ACEA. ** По собственным данным “Купи авто”.32 | w w w . k u p i a u to . r u