4
5
6
8
10
12
13
СОБЫТИЕМЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОСАЛОН В ШАНХАЕФИЗИКА ПРОЦ ЕОгромная экспозиция, невероятное количество премьер, нарядные стенды и невиданные автомобили – только что прошедший в Шанхае международный автосалон являет собой первоклассный перформанс. Вот только для нас подавляющее большинство новинок носит скорее энциклопедический, нежели практический характер. Почему так?4 | w w w . k u p i a u to . r u КИРИЛ Л Б РЕВ Д ОФ ОТ О АВТ ОР АЦ ЕССАВот это – новости?Китайские автосалоны чередуются между собой: по четным годам мировой автопром принимает Пекин, а в этом году пришла очередь Шанхая. И, как всегда, проходящие в Поднебесной моторшоу отличаются тем, что количество интересных экспонатов прямо пропорционально количеству экспонатов малопонятных. С делегатами от мирового автопрома обычно никаких проблем нет: всегда предельно ясно, какие машины являются премьерами и какой величины, благо контекст новинок нам хорошо известен. Новый “Ауди”, новый “Субару”, новый “Шевроле” – все четко, никаких вопросов. Но новый “Баоджун”? Вы когданибудь слышали о такой марке? Наверняка нет: это особый бренд, который “Дженерал Моторс” придумал совместно с китайской компанией SAIC специально для местного рынка. И под новую марку отцы-основатели отвели целый стенд! А ведь есть еще и другие марки, коих в Китае несметное множество. И каждая стремится показать на домашнем салоне что-нибудь новенькое. Но разобраться в этом буйстве народного творчества совершенно нереально – языковой барьер здесь будет повыше Великой Китайской стены.Для внутреннего пользованияРабота на китайских выставках имеет свою специфику, которую определяют два обстоятельства. Первое – сами китайцы, которые крайне активны и исключительно вездесущи. Поначалу это кажется весело, но через некоторое время начинает вымораживать со страшной силой! Сфотографировать машину так, чтобы в кадр не попал какой-нибудь местный житель, – задача крайне сложная. Даже когда кажется, что вот, наконец, удалось запечатлеть вожделенный экспонат безСКЛАДЫВАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО АВТОСАЛОНЫ В КИТАЕ ПРОВОДЯТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ, ДЛЯ СВОИХлюдей, при просмотре отснятой картинки обнаруживаешь, что рядом или внутри успел-таки кто-то затесаться. Китайцы не обращают никакого внимания на то, что кроме них на выставке пытаются работать и другие люди. А попросить их расступиться, чтобы сделать хотя бы один толковый кадр, решительно невозможно: их слишком много, и к тому же они в большинстве своем не разумеют ни слова поанглийски. Но ладно местная пресса! Среди коллег уже притчей во языцех сталаНовый кроссовер “ГРЕЙТ-УОЛЛ-ХОВЕР-IF” формой кузова изрядно напоминает БМВ-Х6. Машина получит 3-литровый бензиновый мотор и 2-литровый турбодизельw w w . k u p i a u to . r u|5 СОБЫТИЕМЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОСАЛОН В ШАНХАЕ“Ситроен” удивил. Я, честно говоря, ожидал увидеть совсем другой DS5: логично было предположить, что фэшн-вариант седана С5 окажется тоже седаном. Ан нет – эффектную машину, которая заняла центральное место в экспозиции французской марки, можно принять за что угодно, но только не за седан! А за что угодно ее принять в таком случае? Это не универсал точно – до него ему не хватает развитой кормы. Хэтчбек-переросток? Возможно, но для чистого хэтча он слишком высок. В машине явно чувствуется однообъемность, но до минивэна DS5 уж точно недотягивает. Похоже, французы открыли новую форму автомобильной жизни. И для этой формы подготовили достойное содержание. Начинкой с “Ситро” поделился “Пежо-3008”, да не простой, а гибридный: 163-сильный турбодизельный двигатель объединен с электромотором мощностью 37 л. с. Дизель отвечает за передний привод, а электро заведует задними колесами.информационная политика, которая процветает даже на многих стендах мировых компаний. В ответ на просьбу предоставить какие-либо материалы о новинках хозяева экспозиций отвечают заученным: “Сорри, ноу инглиш!”ПОЛНЫЙ ФЭШН!“Ситроен-DS5”Я уже не говорю о китайских марках, которые зачастую даже не удосуживаются обзавестись англоговорящими сотрудниками в принципе. Посему складывается полное впечатление, что автосалоны Поднебесной, несмотря на размах экспозиции иизобилие новинок, проводятся исключительно, что называется, для своих.Сами с усамиЕще одна особенность китайского автосалона – на этот раз конкрет-“Ауди-Q3”ТРИЖДЫ ТРИКУКУШОНОКВ распоряжении инженеров из Ингольштадта имелась славная платформа “Фольксвагена-Тигуан”, а потому появление более дорогой версии этой машины под маркой “Ауди” было исключительно вопросом времени. И вот это время пришло: в Шанхае дебютировал Q3. Блиставший эффектным рыжим металликом кроссовер легко было бы принять за более крупный Q5, но во избежание путаницы старшего брата убрали подальше от новичка. Заглянув в салон “кукушонка”, я обнаружил безупречный интерьер, который по дизайнерской шкале “Ауди” расположился где-то между игривым А3 и более солидным Q5. По размерам ингольштадтский “ку” практически идентичен баварскому “иксу”, но предполагает более скромный выбор по моторам: пока что на Россию заявлены 2-литровые бензиновые турбомоторы серии TFSI мощностью 170 и 211 сил. Зато полный привод – по умолчанию. Если судить по европейским ценам, базовый Q3 будет дешевле своего главного соперника БМВ-Х1.Странная машина на электрической тяге под названием “ZAP-Алиас”, представленная на стенде фирмы “Джонвэй”, имеет три колеса и три посадочных места. Но происхождение марки ZAP – американское: предприимчивые калифорнийцы размещают в Китае заказы на производство электромобилей – в основном, это копии “Тойоты-RAV4” прошлого поколения.6 | w w w . k u p i a u to . r u СОБЫТИЕЭто не “ФольксвагенАмарок”, а НОВЫЙ “ГРЕЙТ-УОЛЛ”. Кстати, пикапы семейства “Уингл” выведены в отдельную производственную линейку - по аналогии с вседорожниками “Ховер”МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОСАЛОН В ШАНХАЕСтильный трехдверный хэтч “КОМПАКТ-СПОРТ-КОНЦЕПТ” – совместная разработка двух дизайн-центров “Ниссана” – китайского и японского. Хэтчбек получился горяч: под капотом у него 190-сильный турбомотор от кроссовера “Джук” ного, “Шанхай-2011”, – его яркозеленый цвет. В переносном, разумеется, смысле. На европейской части планеты пик экологической истерии уже миновал, однако ее многочисленные следы так никто и не удосужился убрать: в Женеве, Париже или Франкфурте напоминания о ней по-прежнему можно обнаружить на стендах большинства марок – ни о чем не говорящие русскому взгляду цифры, свидетельствующие о чистоте выхлопа, являются главнымАвтосалоны любят навещать разного масштаба селебрити. Но столь крупная персона, как АВТОБОТ БАМБЛБИ из фильма “Трансформеры”, на моторшоу редкость! украшением для автомобилей в Европе. Я был совершенно обескуражен количеством всевозможных экомобилей, которыми пестрели стенды на “Авто-Шанхае-2011”. И ладно бы глобальные компании – они уже давно зеленеют. Но чем объясняется столь яростное увлечение зеленкой истинно китайских марок? НаДЛЯ НАС КАЖЕТСЯ НОНСЕНСОМ ТО, ЧТО ДЛЯ КИТАЯ УЖЕ СТАЛО ПОВСЕДНЕВНОСТЬЮ. НЕ УДИВЛЮСЬ, ЕСЛИ ЧЕРЕЗ ГОД-ДВА ШАНХАЙ БУДЕТ НАВОДНЕН ЭЛЕКТРОМОБИЛЯМИ“Ниссан-Тиида”ПЛЮС СТО“Тиида” второго поколения в деталях заметно отличается от предшественницы, но при этом умудряется демонстрировать удивительную преемственность: с первого взгляда понятно, что это не просто новый “Ниссан”, а именно что новая “Тиида”. Машина стала более рельефной и несомненно более современной, но общие пропорции остались теми же: хэтчбек по-прежнему кажется выше своих одноклассников. Инженеры постарались сделать машину еще более вместительной и увеличили колесную базу на 100 мм, которые упали главным образом в ноги задних пассажиров (пользуясь случаем, передаю от них благодарное мерси создателям). По поводу возможных моторов доподлинно известно лишь то, что под капотом “Тииды” будет трудиться 1,6-литровая бензиновая “четверка” HR16DE, которая уже знакома владельцам “Кашкая”. А вот в серийные перспективы машин с турбоверсией этого же мотора верится с трудом: “Тиида”, может, и молодежный автомобиль, но уж никак не спортивный.8 | w w w . k u p i a u to . r u СОБЫТИЕМЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОСАЛОН В ШАНХАЕАвтосалон в Шанхае стал отправной точкой для жизненного цикла новейшего “Шевроле-Малибу”, который призван заменить собой устаревшую “Эпику”. Любопытно, что дебюту предшествовала премьера в Интернете: за день до открытия выставки состоялась онлайнпрезентация машины в социальной сети “Фейсбук”. “Шеви” создан корейским подразделением “Дженерал Моторс” на платформе “Эпсилон II”, которая уже известна, в частности, по “Инсигнии”. Правда, такого многообразия силовых агрегатов, как у “Опеля”, “Малибу” лишен: пока анонсирован единственный “Экотек” объемом 2,5 литра в 190 сил и 6-ступенчатый “автомат”. Осмотр с пристрастием обнаружил у “Малибу” не слишком выразительную физиономию, но достаточно эффектный зад с оптикой в духе нового “ШевролеКамаро”. Обещают, что машина будет продаваться более чем в сотне стран мира. Вероятность того, что в этой сотне окажется и Россия, более чем велика.Самое же прикольное во всей этой электрификации заключается в том, что в китайские экомобили поверить проще. Конечно, даже в столь развитом мегаполисе, как Шанхай, пока что сложно заметить признаки инфраструктуры, которая позволила бы осуществлять полномасштабную эксплуатацию тех же электромобилей. Впрочем, и Европа в этом направлении продвинулась не слишком-то глобально. Однако стоит выйти из павильонов выставочного центра на улицу – и сразу становится понятно, откуда здесь столько электрического энтузиазма: такого количества электроскутеров вы не увидите ни в одной другой стране! И то, что для нас кажется нонКонцептуальный “БЬЮИК-ЭНВИЖН” разработан китайским подразделением “Дженерал Моторс”ПОСТЭПИЧЕСКИЙ СЕДАН“Шевроле-Малибу”выставке нельзя было шагу ступить, не наткнувшись на очередной экспонат недвусмысленно экологической направленности. Электромобили, обычные и подзаряжаемые гибриды, причем совершенно неизвестных у нас марок, – от этой насильственной чистоты хочется заколоситься и немедленно приступить к фотосинтезу.ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ!В одном из павильонов гостей автосалона встречал певец Витас – правда, картонный. Но позже выяснилось, что и настоящий артист посетил выставку в день открытия. И даже дал концерт на одном из стендов, где были выставлены микроавтобусы и фургоны “Мерседес-Бенц”! Оказалось, что Витас в Китае уже не первый год пользуется совершенно сумасшедшей популярностью: в его репертуаре есть песни на китайском языке, он регулярно выступает здесь с концертами и даже снялся в каком-то местном кино. Ну кто бы мог подумать!Перспективный седан, который шведы назвали “КОНЦЕПТ-ЮНИВЕРС”, как бы намекает нам на то, что грядущий “Вольво-S80” будет являть собой нечто подобное10 | w w w . k u p i a u to . r u СОБЫТИЕМЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОСАЛОН В ШАНХАЕСовсем еще молодая тайваньская марка “ЛЮКСГЕН” представила на салоне концепт-кар “НЕОРА” – прототип будущего седана сенсом, для Китая уже стало повседневностью. Не удивлюсь, если через год-два просторы Шанхайщины будут бодро рассекать автомобили на электрической тяге. Ей-богу! А еще изумляет то, что вся эта ки-Судя по этой машине, которая преподносится как “КОНЦЕПТ-А-КЛАСС”, в новом поколении самый маленький “Мерседес” изменится радикально тому факту, что китайцы способны произвести на свет нечто подобное. По-настоящему ошарашивает то обстоятельство, с какой легкостью и в каком масштабе они такие штуки проделывают.тайская зеленая вакханалия не преподносится как впечатляющий технологический прорыв. Скорее, как некий ответ Европе – дескать, мы и не хуже вашего можем строгать гибриды! И удивляться-то хочется даже неВОТ ВЕДЬ “ЖУК”!ИМЕНА И НРАВЫ“Фольксваген-Битл”На стенде “Фольксвагена” красовался целый выводок “Жуков” третьего поколения – белый, красный, черный... И вокруг каждого толпились охочие до всего необычного китайцы. Их можно понять: машина действительно смотрится здорово! И хотя спереди “Битл” чуть более чем полностью похож на своего предшественника, сзади “Жук” изменился основательно – в первую очередь это заметно по новой оптике. Кажется, что машина стала шире и ниже – и потому выглядит она более динамично. Салон же теперь намного богаче: дизайн, материалы, обивка – вот тут-то окончательно наступает прозрение, что это никакой не рестайлинг, а полностью новая машина. Внутри нет ни малейшего намека на ретро! Да и начинка у “Жука” самая что ни на есть современная: бензиновый (200 л. с. ) и дизельный (140 л. с.) 2-литровые моторы комплектуются либо “механикой”, либо преселективным “роботом” DSG. Естественно, “Битл” может быть исключительно 3-дверным – как и его предшественник. А вот появится ли кабриолет, пока информации нет.Китайцы копируют не только сами автомобили, но и их имена. Вернее, обозначения, которые мы привыкли видеть на европейских машинах. Как выясняется, идея присвоить компактному кроссоверу индекс Х1 пришла в голову не только немцам из Баварии. Правда, внешне “Риич-Х1” ничего общего с БМВ не имеет – равно как и “Чери-А3”, который получил буквы в честь “Ауди”. Или слово “честь” в данном контексте не совсем уместно?12 | w w w . k u p i a u to . r u КИРИЛ Л Б РЕВ Д ОФ ОТ О АВТ ОР АА ТЕПЕРЬ – ЗАКРЫТОБМВ-650iШирота размахаКитайцы действительно любят удивить. Выставочные площади “АвтоШанхая” огромны: из тринадцати здоровенных павильонов одиннадцать под завязку набиты автомобилями. Пожалуй, по площади с Шанхайским моторшоу не сравнится ни одна другая автомобильная выставка – разве что международный салон грузовиков в Ганновере. Да и то не факт. Здесь нет ни одного павильона, который был бы полностью избавлен от китайских марок. Зато имелись холлы, целиком отданные на откуп местным компаниям. Также в отдельный зал были определены премиум и лакшери, в компанию к которым почему-то затесалась “Субару”. Конечно, наиболее актуальными новинками стали те, что приготовили европейцы, – речь идет как о серийных машинах, так и о тех, которым конвейер светит лишь в отдаленном будущем. Понятно, что “Ситроен-DS5”, “Шевроле-Малибу”, “Ниссан-Тиида”, не говоря уже об “Ауди-Q3” и БМВ 6-й серии, у нас рано или поздно появятся. В принципе прозрачна перспектива новинок тех марок, которые уже представлены на нашем рынке: скажем,Новое поколение 6-й серии началось с кабриолета, который поспешил появиться в продаже аккурат к началу сезона. А в Шанхае дебютировало и купе. Крупная двухдверка, проходящая по внутризаводской классификации под индексом F13, технически буквально дословно повторяет открытую версию. У нее те же бензиновые турбомоторы: рядная 3-литровая “шестерка” (320 л. с.) и 4,4-литровый V8 (407 л. с.) плюс 8-ступенчатый “автомат”. Само собой, купе получило в свое распоряжение и весь арсенал электроники – от системы ночного видения с функцией распознавания пешеходов до автоматического парковщика. Кстати, далеко не факт, что с появлением купе линейка автомобилей 6-й серии обрела завершенность: ходят слухи, что баварцы сподобятся материализовать 4-дверную машину, которая сможет конкурировать с новым “Мерседес-Бенцем-CLS” и “Ауди-А7”. Кроме того, возможно рождение и полноприводных модификаций, которых не было у прежних “шестерок”.ДВА КОЛЕСА ПАРАВ последнее время неожиданно наметилась новая тенденция: крупные автомобилестроители увлеклись малым транспортным жанром. Прошлой осенью в Париже свое видение двухколесной техники вынесли на публику “Смарт” и “Мини” (сиречь “Мерседес-Бенц” и БМВ). Видение оказалось схожим: обе компании не сговариваясь явили народу электрические скутеры. А в Шанхае история продолжилась: президент китайского подразделения концерна “Фольксваген” доктор Карл Томас Ньюман представил “Е-Скутер”. Стоит ли говорить, что он тоже оказался электрическим?ПО ПЛОЩАДИ С ШАНХАЙСКИМ МОТОРШОУ НЕ СРАВНИТСЯ НИ ОДНА ДРУГАЯ ВЫСТАВКА – РАЗВЕ ЧТО МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН ГРУЗОВИКОВ В ГАННОВЕРЕкомпактный полноприводный кроссовер “Грейт-Уолл-Ховер-М4”, равно как и его более крупный товарищ “Ховер-Н5”, дебютировавший год назад в Пекине, материализуются в России до конца года. Но что изволите думать по поводу китайских премьер под марками, которые у нас неизвестны? Да, ярко. Да, нарядно. Да, гибридно. Таким монстрам, как концерны SAIC, BYD, “Джили”, есть что показать: и с инжинирингом, и с производственными возможностями у них все впорядке. Вы бы видели, какими чудесами украшены стенды местных компаний! Но все это не про нас: большинство концепт-каров или останутся прототипами на веки вечные, или же рано или поздно мутируют в серийные автомобили, которые будут вариться в собственном соку, не покидая пределов Китая. Однако очевидно, что этот чан, работающий пока что на нужды местного населения, будучи подогреваем новыми технологиями и культурой производства, рано или поздно вскипит до такой степени, что хлынет через край. И если не сразу потопит, то как минимум основательно забрызгает своей продукцией весь мировой рынок. Уж такова физика этого процесса. w w w . k u p i a u to . r u| 13