35
36
37
• Что же буДет весной тут? — спраширал я Крестьян. — — По самые по уши тонут лошади, — спокойно отвечали они И совершенно безразлично добавляли: — Зарез скотине и человеку. * * * Возьмите по любой волости, по любому району перечень мероприятий, намеченных к реализации в порядке самообложения. Познакомьтесь. Задумайтесь. Мосты, дорожное строительство, отодвинуты на последнее место. Я в Сибири знакомился с этими мероприятиями и часто не находил ни одного пункта в списке деревенского строительства, который бы говорил о путях-дорогах. Я категорически констатирую, что дорожное строительство в кампании самообложения забыто, игнорируется. И считаю, что этот вопрос надо решительно поставить в центре и на местах.Ник. ПогодинЧТО ГОВОРЯТ РАБОЧИЕ и КРЕСТЬЯНЕ ^ об АВТОМОБИЛЯХ и ДОРОГАХВ. Ф. ДМИТРИЕВА статьи тов. Осинского „Американский автомобиль или российская телега" из разных концов Советского Союза от рабочих, крестьян, красноармейцев и специалистов получена груда писем. В письмах виден практический подход, зачастую они подкрепляются цифровыми расчетами. Так как письма представляют большой практический интерес, мы и предполагаем на страницах журнала познакомить читателя с наиболее интересными из них. Письма затрагивают, главным образом, следующие вопросы: 1) Какой автомобиль нужен крестьянину? 2) Какое главное препятствие на пути к автомобилизации? 3) Смогут ли крестьяне сами управлять автомобилем? 4) Являются ли наши дороги препятствием для введения автомобилей? 5) Поднимет ли автомобиль наше сельское хозяйство? 6) Поднимет ли автомобиль культурность населения? 7) Автомобиль и кооперация. 8) Что выгоднее для использования: лошадь или автомобиль? 9) Надо ли ввозить автомобили или строить свой завод? 10) О займе на автомобилизацию. 11) Автомобиль и оборона страны. По первому вопросу — какой автомобиль нужен крестьянину, все, как общее правило, высказываются за автомобиль грузовой, легкого типа, который можно было бы использовать не только для хозяйственных нужд, но и для перевозки пассажиров. Так, кр. Г. Ив. Г орбаченко (Полоцкого округа, дер. Горбатовка) пишет: „Нам нужен такой автомобиль, чтобы на нем можно было возить рожь, дрова, молоко, овощи, фрукты на базар и т. д.; но он должен быть так легок, как это только возможно. Кроме того, надо сделать так, чтобы в этом же автомобиле мы могли поехать ив гости, может быть, придется менять кузов, поэтому лучше, если бы было два кузова: будничный и праздничный. Он также должен быть дешев".НТов. К ороленко (Киев) пишет: „Машина должна быть очень прочна, упрощена в своей конструкции и управлении до крайности, дешева и рентабельна (выгодна). При этих условиях на автомобиль крестьянского типа, т.-е. на легкий грузовичок, хоть завтра открывайте в СССР миллиардный заем — подписчиков будет больше, чем можно себе сегодня вообразить". По вопросу—какое самое главное препятствие к автомобилизации, пишут, что самым главным препятствием является недостаток средств, поэтому машина должна быть дешева, а, следовательно, доступна и небольшим коллективам. Кроме того, считают, что продаваться машины должны в кредит. Кр. А. Я. Л ещанко (дер. Гатьская, Бобруйского округа) пишет: „Для того, чтобы дать деревне автомобиль, нужно строить заводы, которые бы могли делать автомобили ик тому же продавать по дешевым ценам и давать на выплату. Сомневаться, что деревня будет их покупать,— не приходится; наоборот, раз это будет для нее выгодно, в деревне появятся автомобили в большом количестве". • Смогут ли крестьяне сами управлять авто— мобилем? По этому вопросу имеется много писем. Все в один голос заявляют, что смогут, и даже очень легко, с этой „премудростью" справиться. Форменным образом ругают тех, кто думает, что крестьяне с этой задачей не справятся. В доказательство своих доводов, сравнивают с управлением трактором, говоря, что и при введении тракторов тоже говорили, что с этим делом крестьянин не справится и т. д. Пишут, что для обучения управлению автомобилем можно будет создать курсы. Особенно большие надежды возлагают на молодежь. Гр. Дм. К оваленко (Харьковского округа) пишет: „Крестьянин, и особенно рабочий, управлять и ремонтировать машину легко научится". На вопрос—являются ли наши дороги препятствием для введения автомобилей получается общий ответ:—„Нет". Громадное большинство считает, что с появлением автомобиля необходимость заставит чинить дороги и держать их35 Пропаганда „Автодора" на московских в проезжем состоянии. Некоторые товарищи пишут, что без автомобиля они ис этими дорогами обойдутся. Но многие правильно говорят, что дороги—в таком ужасном состоянии, что и без автомобиля их надо привести в порядок. Тов. П. К ириллов (с. Алешки) пишет: „Вы затронули одну из самых старых ран — старых, как само крестьянство; больную, никогда незаживающую рану. СКОЛЬКО горя и муки от 1 нашего бездорожья и нашей истинно-русской телеги? Вы были вполне правы, называя нашу телегу варварским экипажем. Иначе и нельзя назвать этот экипаж езды и пытки". То же пишет и тов. Ф. А. М огила (Оренбург). „Но ведь бездорожье является препят- 5 ствием не только для автомобиля, оно (бездорожье) препятствует, замедляет движение абсолютно всего нашего культурного и экономического строительства. Лозунг: „По хорошей дороге скорее побежит культура в деревню". Снижению цен на промышленные товары в деревне препятствует также наше бездорожье". Поднимет ли автомобиль наше сельское хозяйство? По этому вопросу многие корреспонденты пишут, что без автомобиля во многих местах нечего и думать о поднятии сельского хозяйства. Зачастую весь труд, вкладываемый крестьянами в сельское хозяйство, пропадает даром из-за дороговизны транспорта этих продуктов. Особенно ярко подчеркивает необходимость автомобиля в сельском хозяйстве гр. И. М. Руд енко (Уманского округа). Он пишет: ,Известно, что от правильной обработки земли зависит благосостояние деревни и дальнейшее ее экономическое состояние, культурное развитие и хозяйство. Между тем, часто успешулицахной работе мешает наша „черепаховая" езда на волах и лошадях. Нужно достать хорошего зерна на посев, ехать за ним нужно за 15 верст, тратить много времени — задуманная работа срывается. То же самое ис очисткой зерна. И поехал бы очистить зерно, но расстояние велико', а тут дома—работа и другие хлопоты. Ехать долго — потеряешь много времени. Приходится сеять нечищенное зерно. Плохо обстоит дело и при обработке земли. Часто нашим крестьянам для того, чтобы проехать в поле да обратно, приходится затратить полдня. Сидит крестьянин и „гейкает" на волов, а они лениво тащатся, и пока приехал в попе, смотришьсолнце на полдень показывает. Поработал несколько часов, и обратно. Н е работа, а растратавремени . Важен вопрос ис уборкой хлеба. Здесь также имеет большое значение быстрая перевозка снопов, но обычно возка проходит медленно. От этого же часто бывает много бед. Привез как-раз, скажем, половину, а тут тебе — дождь. Часть мокнет на поле, а остальноедома. Портится много хлеба. Я думаю, что этих фактов достаточно, чтобы показать, что сельское хозяйство требует более быстрого передвижения, иначе оно будет терпеть много убытка". Гр. А. А нтипов (Старооскольского уезда) пишет: „Без хорошего транспорта успешного развития сельского хозяйства и не жди. Не жди и культурного поднятия деревни. Автомобиль развил бы и наше молочное скотоводство, подтолкнув крестьян к травосеянию и заведению племенного скота. И, действительно, сбыть молочный продукт из наших деревень мудрено — дальность расстояния до города этому мешает. Правда, в этом отношении зажиточным ничего. Они имеют лишнюю тяговую силу, и поэтому в нашем селе зажи-36 Так мучаются еще десятки миллионов советских крестьян! положения. Давно бы пора центру подумать об этом наболевшем вопросе. Нужно полагать, что автомобилизация сыграла бы большую роль в борьбе с бюрократизмом: прекратился бы тот бумажный поток, который мы наблюдаем повсюду оттого, что у нас нет современных способов передвижения. При автомобилизации возможно было бы еще больше приблизить к населению госаппарат и осуществлять контроль и руководство над низовыми организациями, учреждениями и отдельными работниками; при том — контроль не бумажный, а реальный, непосредственно на месте. Деревня еще спит, и при старых тележных средствах передвижения будет еще долго спать. На передвижение уходит масса времени и затрачивается очень много и бесполезно энергии, вопреки правилу: „время — деньги". Появление автомобиля безусловно произведет полный переворот в жизни деревни и во всех отраслях хозяйства нашего необ'ятного Союза." Гр. Гинцев затрагивает в своем письме и больные вопросы бюрократизма и живой связи. Особенно много писем по этому вопросу поступает из наших окраин (Сибири, Казакстана, Ср. Азии и других). В них прямо говорится, что отсутствие автомобиля не дает возможности организовать работу, так как расстоя ­ ние с ' е даетбольшуючасть времени ответственных работников испециалистов . Агрономы, врачи, техникибольше находятся в дороге, чем на работе. Преодолеть пространство можно только при помощи механических средств передвижения (автомобилем, моторной лодкой, мотоциклетом). Это имеет особенно большое значение в данное время, когда мы делаем ставку на поднятие культурного обслуживания деревни.точные крестьяне держат лишних коров, и молоко сбывают на рынок. Хуже всего бедняку. У него часто лошади нет, а корова есть, есть и маленький избыток молока, но дать его некуда,— не понесешь же на себе. Вот здесь бы автомобиль опять оказал неоценимую услугу крестьянам иособенно — б еднякам . А какую пользу дал бы автомобиль во время уборки хлеба! Разве мало хлеба пропадает у нас в полях от неуправки, от несвоевременного своза? Захватит дождь — и преют золотые снопы. И опять чаще всего эта доля постигает бедняков, не имеющих лошадей. На эту прелую жертву капризов природы можно приобрести не один автомобиль на каждую деревню". И много других писем подтверждают необходимость автомобиля для поднятия сельского хозяйства. Особенно об этом говорят письма из сибирских, украинских и других хозяйств, далёко отстоящих от рынков сбыта. А какую пользу автомобиль принес бы при хлебозаготовках, посевной кампании! Важный вопрос о поднятии культурности населения также находит отклик в письмах. Культурные запросы населения с каждым днем повышаются. Население не только требует скорейшей доставки газет, книг, но желает и слушать лекции, доклады, бывать в театре. Красноармеец Шишкин пишет: „Автомобиль даст возможность крестьянину не только быть на базаре, но ив театре". Гр. Г инцев — работник почты (с. Каменка, Тамбовского уезда)—пишет: „Вопрос о передвижении и автомобилизации — один из самых наболевших, разрешение которого будет иметь решающее значение в смысле пробуждения деревни. Наша допотопная отсталость в смысле передвижения, можно сказать, прямо — вопиющая. Езда по проселочным дорогам, как говорят, хуже божьего наказания, и нет выхода из этогоВ- Ф. Дмитриев37