ж7ранспорт в Сибири 35 лет назад. „Именитые" купцы по дороге на Ирбитскую ярмарку меняют лошадей на почтовой станции фото Дедюгинэ (1892 год)ДАЙТЕА ВТОМОБИЛИнаЛЕНУ!ГРОМНЫЙ Ленский район — в ся Якутская ССР, Ленские прииски и целый ряд отдаленнейших приисков Ленского бассейна,— пространство с половину Европы, — не имеет никаких под'еадных путей, кроме Лены и ее притоков. Но и сама Лена отстоит от железнодорожной сибирской магистрали на 250—300 километр. К Лене ведут 6 трактов — почти все на одинаковом расстоянии от нее. Гркзооборот по всем трактам на Лену составляет 75 тыс. тонн, и из них на один только Якутский тракт падает 50 тыс. тонн—две трети всех грузов па Лену. Все это огромное количество грузов приходится переотправлять в течение 4 месяцев навигации, и за скорейшее отправление грузов, иногда не успевающих попасть на пароход за период навигации, идет страшная борьба. Перевозкой всей массы грузов занято до 15 тыс. возчиков-крестьян. За перевозку они берут 12—16 руб. с тонны. С увеличением общего веса отдельных частей груза значительно повышается и стоимость перевозки — до 610—730 руб. за тонну. Хотя Якутский тракт находится в далеко не блестящем состоянии и требует капитального ремонта, но все же он — лучше всех остальных, и перевозка грузов возможна по этому тракту не только на лошадях, но и механической тягой.ОАвтотранспортом здесь располагают: почта, — перевозяшая на своих 3-х автобусах только поч ту и пассажиров, концессия, перевозящая только тяжелые грузы на собственных тракторах (их 4), и иркутское отделение Автопромторга, начавшее эту работу еще с 1920 года. В первые пять лет — до 1925 года — работа Автопромторга не получила серьезного развития. Высокая провозная плата втрое пренышающея плату, взимаемую крестьянами и крайняя малочисленность машин делали перевозку грузов на автомобилях Автомпромторга предметом особой роскоши при необходимости особо срочной доставки. С 1927 года Автспромторг поставил на этот тракт еще две машины, и стоимость перевозки была снижена до 85 коп. В 1928 году число машин было еще увеличено на две, и„наконец"достигло.. 14 машин, из которых 3—4 систематически стоят из за порчи. Но какое значение имеют эти „уже 14 машин" (на восьмом году работы) для тракта, по которому за 4 месяца должно быть переброшено почти по миллиону кг. грузов в месяц? Для полной механизации транспорта требуется не меньше 200 машин. До сих пор автотранспорт здесь играет незначительную роль. Автопромторг продолжает взимать вдвое более высокую плату, нежели крестьянинвозчик, и у Автопромторга осталось чистой прибыли (за покрытием даже расходов на ремонт машин) до 28 тыс. рублей при валовой прибыли в 49 тыс. рублей за 4 месяца. Это—с перевозки Есего лишь 250 тонн грузов и7 тыс. пассажиров. Иркутское отделение Автопромторга, а может быть и Сибупраьление, даже центр, не подходят к механизации транспорта на Якутском тракте с должной серьезностью, не учитывают огромных возможностей работы. Вот уже 9-й год здесь только играют в автотранспорт! Иркутск Ь. Перли н* • *Для автотранспорта здесь большие возможности. Но за восемь лет работы автотранспорт еще не в состгянии конкурировать с крестьянской подводой. Это странно потому, что крестьянская подвода берет поклажу максимум в%—1 тонну и для нормального перехода с грузом в Качуг(250 км.) тре ует 8 дней, почти столько же для возвращения обратно, и крестьянин не может сделать больше двух рейсов в месяц; между тем грузовой автомобиль берет груза в десять раз больше и число его рейсов доходит до семи в месяц.22