Л.КОНСТАНТИНОВП РОХОДВ ЕСЕННИХВОДРОХОД весенних талых вод для дорожников является страдной порой, своего рода экзаменом. При недружном вешнем снеготаянии, ночных заморозках, равномерной весенней погоде и небольших запасах снега охрана гужевых путей не вызывает особого напряжения. При бурной же весне и значительных запасах снега дело обстоит несколько иначе. Охрана дорожных сооружений в период ледохода и талых вод —необходимое условие для правильности их работы и самого их существования. Внимательный надзор, своевременное принятие подготовительных мер к пропуску вешних вод и быстрое принятие мер вслучае уже начавшегося разрушения—позволяют сохранить сооружение для дальнейшей работы. Работы по охране дорожных сооружений на гужевых путях можно разбить на следующие основные моменты: подготовительные работы, наблюдение за проходом вод и льда и принятие срочных мер при замечающемся разрушении сооружения. Подготовительные работы: 1. Исправить, в первую очередь, ответственные ледорезы и части опор; эти работы крайне необходимо выполнить до начала снеготаяния (половодья). 2. Мосты и трубы на суходолах очистить от снега не менее как на две трети ширины их отверстия и на глубину до земли не только под сооружениями, но и перед ними на протяжении 25 м; трубы малых отверстий (до 2 м) должны быть очищены на всю ширину. 3. Шлюзные камеры очистить от снега не менее, как на половину ширины шлюзного отверстия (желательно на всю ширину) и на глубину до дна лотка, а длиною на весь лоток с запасом на 20 м от конца лотка вниз по течению. 4. У мостов через водостоки сколоть лед от опор и ледорезов на всю их ширину ив запас по 0,30 мс каждой стороны. Выше опор и ледорезов—против них—надо прорубить во льду борозды шириною в1ли длиною, при толщине льда до 0,50м—на двойную, при толщине льда до 1 м—на тройную и при толщине выше 1 мна четверную длину опоры или ледореза. 5. Своевременно снять разборные мосты, перила с постоянных затопляемых мостов и привести в исправность паромные переправы. 6. Защитить конусы мостов, водные откосы струенаправляющих и струеотводных дамб, откосы затопляемых частей дамб, в тех местах где скорость живой струи угрожает размытием, что делается: а) кулями с землей, б) навозом вперемежку с утрамбованной талой землей,Пв) хворостом с кольями, г) фашинами или каменной отсыпью. То же самое применить в тех местах русел лотков, водобойных колодцев, траверсов и т. п., подмыв которых опасен для них или для устоев моста. 7. Нагорные водоотводные канавы, лотки, кюветы очистить от снега прямоугольными канавами не менее 0,5 ми до 1жи глубиною до земли. 8. Все водяные мельницы, расположенные до 5 км выше и до 2 км ниже по течению от дорожного сооружения. должны спустить воду не позднее чем за два дня до вскрытия рек. 9. Выделить в особую группу наиболее ценные дорожные, находя щи еся под угрозой, сооружения и на все время прохода высоких вод установить за ними постоянный надзор и охрану; произвести необходимые подготовительные работы и снабдить эти места нужными принадлежностями и инструментами (кулями, навозом, камнями, канатами, ломами и т. д.). Сельсоветы и вики (рики) должны заранее получить инструкции от дорожных органов о том, какие сооружения сдаются им под охрану. Наблюдение за проходом льда и изменением горизонтов вод, а равно и определение скоростей дают ценные данные по изучению режима реки, которые должны быть положены в основу переустройства сооружения. Весенние наблюдения ведутся над изменениями горизонтов воды, скоростями и направлением струй, условиями прохождения льда и сопровождающими их явлениями. Наблюдения за изменениями горизонтов вод должны дать отметки (при помощи зарубки на сваях или колоннах) горизонтов наивысших вод с низовой стороны, а подпорных—с верховой стороны сооружения. Если возможно, то лучше забить в один и тот же час надежные колья по 200 метров вверх и вниз от сооружения и потом связать их нивелировкой. Наблюдение за скоростями и направлением струй весьма желательно и производится при наивысшем горизонте вод путем установки на определенном расстоянии друг от друга 2—3 створ вешек. Время же прохождения между створами плавающих по реке предметов случайных и нарочно заброшенных (поплавков) при попутном или боковом ветре, но не при ветре противном течению, наблюдается " по часам. При прохождении льда надо отметить: начальный горизонт ледохода, толщину льда, размеры льдин, конечный горизонт ледохода, причины образования заторов и пр. При обнаружении начала разрушения сооружения, надо принять срочные меры и после внимательно следить за дальнейшим состоянием временно защищенного места.4