.Пропитка грунтовой дороги маслом под давлением из конного гудронатора. Масло равномерно и проникает в грунт разливаетсяИнж. К. КУПРЕЯНОВУЛУЧШЕНИЕ ГРУНТОВЫХ ДОРОГ ПРОМЯСЛИВАНИЕМНаблюдение рабкораОГРОМНОЕ большинство наших дорог (99%) почти первобытного грунтового типа и ездить по ним может лишь наша телега. Но даже и выносливая конструкция телеги не гарантирует ее от застревания в грязи и поломок. Для покойной и легкой езды необходимо укрепление грунта дороги дешевыми и практическими приемами; к числу их относится промасливание дороги. Правильные идеи очень часто имеют началом непосредственную наблюдательность рабочих на тех участках производства, на которых они заняты. Так, в № 8 журнала „За Рулем" за прошлый год, была помещена заметка тов. „Паровозника" под названием „Пропадающие ценности", в которой наш рабкор писал о целесообразности использования для грунтовой дороги балласта (песка), пропитываемого нефтью железнодорожных нефтяных хранилищ. Если бы читатели журнала почаще сообщали свои практические наблюдения, то из них можно было-бы сделать немало общеполезных заключений. Как и многие полезные открытия, улучшение грунтовых дорог промасливанием было найдено случайно, при разлитии нефти, перевозимой погрунтовым дорогам в нефтяных районах Америки. Неизвестно кем и где именно впервые было произведено специальное промасливание грунтовой дороги и, повидимому, этим приемом стали пользоваться почти одновременно в различных местах С.-А. С. Ш. В первое время натуральная нефть применялась для разливки ее по поверхности дороги только для борьбы с пылью. Скоро было установлено, что промасливание нефью делает дорогу водонепроницаемой. При этом широко применялся метод смешения: — грунт разрыхлялся в мелкий порошок на глубину нескольких сантиметров, обильно поливался нефью, последняя смешивалась с грунтом посредством дисковой бороны и, наконец, поверхность укатывалась катком. Этот способ дает хорошие результаты в сухих местностях с умеренным количеством осадков. В местах же сырых и морозных он давал худшие результаты и обходился дороже, чем пропитка грунта дороги посредством обыкновенной поверхностной поливки, являющейся в настоящее время наиболее распространенным приемом; при чем в таких случаях грунт не только не разрыхляется но насборот, уплотняется. Мы остановимся только на этом приеме, как наиболее подходящем к кл>-матичзским условиям Советского Союза. Разливка мосла по пыльной дороге—грубая ошибка. Пятнистая полоса в середине показывает, что масло разлилось неравномерно и не пропитало поверхности, а лишь смешалось с пыльюДля чего промасливают дорогугрунтовуюГлавным врагом дороги является вода, а потому основная цель промасливания грунтовой дороги — сделать ее водонепроницаемой. Если поверхность водонепроницаема, возможность напитывания дороги водой сильно уменьшится и дорога будет все время в хорошем состоянии. Промасленная дорога должна иметь цельную поверхность (без ям, выбоин и колей), по возможности, на долгое время. Кроме того, дорога должна быть построена так, чтобы влага не могла поступать в нее снизу, из подстилающего грунта, иначе польза от промасливания будет уничтожена. Важно, чтобы промасленный грунтовой слой был-бы способен противостоять действию проезда и чтобы он был весьма водонепроницаемым. Затем этот слой не должен сильно отличаться от грунта лежащего под ним, иначе он отделится от него под действием влаги, морозов и проезда и может сломаться. Более того, слой должен быть таким, чтобы при случайном местном прорезе или разрушении его, он снова ^^^--лНьЗ* слился-бы и уплотнился под действием проезда того или иного экипажа. Все эти свойства зависят, главным образом, от способа производства работы и состояния обрабатываемой поверхности, а также от характера грунта, промасливающего материала (тип и количество) и от способа поддержания дороги. , Р аботы по промасливанию распадаются на две главнейших операции: подготовка дороги к промасливанию и самое промасливание. 6Промасливаться должны только предварительно спрофилированные дороги, т.-е. имеющие выпуклую проезжую часть и боковые лотки для отвода стекающей воды. Но этого мало. Даже и такую дорогу до промасливания нужно соответственно подготовить.Подготовка к промасливаниюПодготовка должна дать гладкую, плотную и беспыльную поверхность. Промасливание рыхлой или плохоуплотненной дороги — грубая ошибка. Пыль мешает маслу достигнуть плотного грунта и пропитать его. При непрерывном обслуживании дороги ремонтирами она может промасливаться непосредственно после стаяния снега и просыхания. Если дорога плохо спрофилирована, может потребоваться несколько проходов струга (один-два) для получения правильного ската. За этим должен последовать регулярный уход за поверхностью дороги при помощи струга, утюга и пленера, после каждого дождя. Этот процесс может потребовать от 1 до 2 месяцев. Особое внимание должно быть обращено на плохие места дороги. Еслибольшой английский гудронатор в действии Промасливание может быть сделано в любое есть выбоины, их надо заполнить грунтом, время после весеннего периода, но при услоесли поверхностная вода пересекает дорогу,— вии, что дорога хорошо уплотнится и станет нужно сделать поперечные лотки, чтобы перепустить воду, или же устроить трубы под погладкой. Все попытки промасливать рыхлую или лотном для проводки воды снизу, иначе в продаже недостаточно плотную поверхность, окамасленной дороге неизбежно появятся дефекты. зывались неудачными. Часто делают три поливки: одну вначале лета, другую в середине А непромасленная дорога, свободная от колей и третью — перед осенью. и ям, предпочтительнее, чем хорошая промасленная дорога, но испещренная отдельными Значение характера грунта непроезжими местами. Промасливание должно производиться неТак как грунты очень разнообразны по типу, медленно после утюжки. Если этого почему-либо то, прежде всего, возникает вопрос какие из сделать невозможно и поверхность станет пыльних лучше всего промасливать. ной, пыль должна быть сметена так, чтобы Практически все виды грунта, исключая чисто масло разливалось непосредпесчаный, могут быть проственно на плотный грунт. . __. масливаемы с большим или меньшим успехом при услоПрицепной струг или автовии очень хорошего водоструг очень полезны для отвода и тщательной подгоудаления пыли, а также для >— --•-" товки. Те грунты, которые россыпи ее обратно поверх легко уплотняются и- выглаполива масла. После полива живаются и которые предпыль может быть вообще ставляют хорошее сопротирассыпана поверх масла; при вление проезду и действию этом она смешивается с масвлаги, всегда дадут наилучлом и уплотняется. Если пойшие результаты при промасдет дождь, когда дорога подливании. Грунты, которые готовлена к промасливанию, , способны к грязеобразовалучше всего обождать до нию во влажном состоянии, конца дождя, затем проутюРучной гудронатор для починки или имеют способность к жить ее еще раз, и, как дороги поливкой отдельных посильному высыханию, или же только гудронатор (машина .очень пористы — масло дерврежденных мест для поливки) сможет дви'жат плохо. Тщательная подгаться без порчи поверхнопромасливание в соответствусти и дорога просохнет, делать поливку маслом. готовка дороги, увеличение количества масла ющее время и Лучше и дешевле уплатить деньги за простой, часто дают хорошие результаты с очень плочем разливать ценный материал на плохо подгохими грунтами. товленную, негладкую, или сырую поверхность! Дорогу, грунт которой составлен из искусПромасливание производится так: доставленственной песчано-глинистой смеси, можно проное заводом на дорожную базу масло нагремасливать, с наибольшим успехом. Но, вследвается до разжижения и перекачивается насоствие большой плотности этой коры масло сом в гудронатор. Эта машина имеет бак емко стьюот500 до 2.000 и больше литров с нескольдолжно разливаться в несколько приемов маленькими порциями,чтобы оно хорошо пропикими подогревающими примусами, которые во тывалось. Отличные результаты получаются, если все время переезда от базы к дороге и полива сначала пропитать маслом, затем сделать поподдерживают масло в горячем состоянии, облегверх россыпь песка или гравия в количестве чающем .прохождение масла в грунт. Машины !/2 куб. м на 100 кв. м. 'снабжаются распределительным механизмом с "Соединение песка с маслом дает кору высодавлением, который равномерно льет масло на кого качества. дорогу. Сопла, из которых вытекает масло, могут быть отрегулированы так, чтобы скорость выПромасливающий материал текания дала-бы любую желаемую порцию В первое время для промасливания примемасла на 1 кв. единицу поверхности. Особо няли естественную нефть, но в дальнейшем тщательно необходимо следить, чтобы между были разработаны специальные типы масел, отдельными поливами не было бы незалитых дающие лучший эффект. соединительных швов. В Америке применяют промасливающие маШирина, на которую дорога промасливается, должна быть достаточна для того, чтобы две териалы двух главнейших видов: каменно-уголь ные легкие дегти (из каменного угля) и спеповозки могли раз ехаться, исключая дорог с циальные нефтяные масла, получающиеся из малым движением. нефти путем продувания воздухом при перегон4|Поперечный скат промасленной грунтовой ке. От нефти при этом процессе отделяются дороги должен быть тот же, что и для непросамые легкие продукты, имеющие специальное масленной спрофилированной дороги, т.-е. от назначение (бензин и пр.). По мнению амери4 до б°,о,—лучше в сторону меньшего предела. канского профессора Уайлея ] ) наилучшим про-Вода, стекающая с промасленной поверхномасливающим материалом является материал, сти, не должна задерживаться на обочинах, получающийся в остатке при указанном пропоэтому растительность, колеи и пр. должны устраняться. Не делая промасленную полосу цессе из некоторых американских нефтей (semi круче, чем указано, скат обочины можно для asphalt-residue)2). быстрого стока воды увеличить до 8°/0, предпоЛаГЗЯ, ЧТО Проезд Не ПОЛЬЗуеТСЯ обОЧИНаМИ. J} с wiUey „principles of Highway Engineering" N. I.-.oaB После производства поливки дорога должнар . 26o. t быть, если ВОЗМОЖНО, закрыта ДЛЯ проезда на ) Характеристика этого материала: удельный вес—0 96; 2 о < • „ растворимость в CS.,—99,9п'п; содержание асфальтенов—3°/г; - 3 ДНЯ, чтобы дать маслу проникнуть В грунт ^ ^ - О » „; вязкость по Энглеру при бС'Ц-25; „связаки пропитать его. ный углерод—2,5<"с.7 Если дорога просмаливается впервые, то употребляется 2 — 2,5 кг. на кв. м, при чем предпочтительно применять его в два приема по 1 — 1,25 кг через 2 — 4 дня. Этого достаточно для летнего сезона. Перед осенью делается еще одна поливка в количестве 1 — 1,25 кг на кв. м. Таким образом, при обыкновенных условиях применяется около 3 — 3,75 кг на 1 кв. м. Если дорога была предварительно промаслена и вышла из зимы в хорошем состоянии, первая поливка вначале лета может быть уменьшена и сделана в количестве от 1 до 1,5 кг. Пористые грунты требуют больше масла для получения тех же результатов. Но больше 2 — 2,5 кг на кв. м не употребляется в один прием, так как значительное количество стекает с дороги вместо того, чтобы пропитывать ее. Для пористых грунтов может потребоваться масла от 3 до 7 кг на кв. м.ямы заполнятся и уплотнятся, а затем полить всю поверхность дороги маслом в количестве от 1 до 1,5 кг на 1 кв. м.Стоимость промасленной дорогиЕсли не считать стоимости профилировки дороги (около 500 р. за км), стоимость промасливания составится: из стоимости непосредственрой подготовки дороги, самого масла и его разливки. Обычно в подготовку включается уход за дорогой в течение трех месяцев, который можно принять в 50-100 р. за км. Считая, что масло будет стоить у нас 150 р. за тонну, включая нагревание и разливку, а ширина промасливания будет равняться 4лс расходом 4 кг на 1 кв. м, мы получим стоимость самого промасливания - 2.400 р. на 1 км. Полная стоимость работы—2.450—2.500 руб. з ам , а включая стоимость профилирования, полная стоимость дороги будет до 3 тысяч руб. Это недорого, но если принять во внимание, что в дальнейшем поливку надо производить ежегодно, расходуя каждый год не менее 600 р., то следует, пожалуй, поставить перед Нефтесиндикатом задачу возможного снижения цены на масло. Удачно промасленная грунтовая дорога приятна для езды, не требует большого тягового усилия —упруга и гладка. Вдобавок к этому, она беспыльна (конечно, исключая моментов продолжительной засухи) и ей мало вредят обычные дожди. При тщательном уходе и среднем движении можно ожидать, что промасленная дорога будет успешно противостоять зимнему сезону. В среднем один год считается нормальным сроком отличной службы между двумя пропитками; нормальный проезд может быть от 200 до 300 единиц в день, без особо-узких железных ободьев конных подвод и тракторов без шпор.Поддержание промасленной дорогиЧем меньше промасленная дорога выглаживается и профилируется—тем лучше. Обочины, должны содержаться гладкими для облегчения стока воды, а поддержание дорожной полосы и сооружений—то же, что и для других типов дорог. Обочины должны регулярно выутюживаться, но при этом непромасленный материал обочин не должен сдвигаться на промасленную поверхность, которую вообще надо тревожить как можно меньше. Особенное внимание должно быть обращено на канавы, чтобы вода не застаивалась и быстро стекала. В промасленной поверхности часто образуются ямы, особенно в результате наличия слабых мест в грунте, или же рыхлого материала на дороге во время промасливания. Эти больные места очень трудно лечить. Хороший результат дает пропитка этих мест маслом на глубину от 1 до 3 см. и затем заполнение ямы гравием. Если таких плохих ям много — наилучший путь промасленную полосу проутюживать слегка, но часто, до тех пор, покаИнж. К.Купреянов