Преимущества этих дорогзаключаются в крепком и вместе с тем эластичном основании,при чем возможность трещин, щелей и выпучивания совершенно исключается. Так как волнистое железо трудно загибать, предпочитают закраины наваривать. Вся стальная конструкция может равномерно разширяться, так как для этого между листами оставляются зазоры. Лостройка дороги Ремонт такой мостовой также сильно облегчается. Дорогу можно ремонтировать, не прекращая движения по ней, а исправляя то или другое место, ту или другую плиту. Предполагают, что этот способ будет с успехом применен ик болотистым дорогам, так как опыты стальной прокладки дали хорошие результаты. Стальная дорога описанной^ конструкции в данное время строится в Нью-Йорке. Она име-в Америке с прокладкой листов черной жести ет в длину 7,5 км, а в ширину 18 ми соединяет Сити с верхней частью города. / Все возрастающее автомобильное движение в Союзе требует внимательного изучения достижений заокеанской дорожной техники и перенесения части их к нам с соответственными поправками. , О.ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЖИЖЕННОГОБИТУМД ДЛЯ ДОРОГЗЯДЯЧИ технической реконструкции безрельсового транспорта требуют широкого применения новейшей иностранной техники, а также творческой мысли советского инженерно-технического рабочего персонала путем экспериментирования на арене развивающегося социалистического строительства. В Ямерике широко развито битумирование каменных дорожных одежд, а также грунтовых дорог и при том с небольшими затратами. Однако использование иностранной техники не так просто. Первое препятствие заключается в том, что наилучшие и наиболее дешевые и практичные материалы для обработки грунтов в известной мере засекречены иностранными фирмами. Лабораторные опыты отдела рационализации Лендортранса показали, что битумирование возможно применить к грунтовым, в частности гравийным материалам, создав этим значительную связанность частиц и водонепроницаемость всей коры в целом. Так как битум есть вещество вязко-твердое (остаток после отгона от нефти ряда различных веществ), то понадобилось найти способы обращения битума в жидкое состояние при обыкновенной температуре, при которой его легко было бы перемешать с грунтом, не прибегая к нагреву. Это можно сделать при помощи особого растворителя также нефтяного происхождения — сольвент-нафта. Сольвент-нафта при смешении с битумом обращает его в разжиженное состояние. Затем после смешения грунтовой смеси с этим материалом, через 2—3 дня, сольвент улетучивается, а битум остается и связывает грунт, образуя прочную дорожную кору. Для разжижения битума сольвент можно заменить другими подходящими веществами.Кроме этого условия, необходимо, чтобы они легко улетучивались из битума, чтобы не задерживался процесс затвердения дорожной коры. Количество чистого битума предложено в 3,55% от веса улучшаемого слоя грунта. На основе этих лабораторных опытов 19-м эксплоатационным дорожным участком Лендортранса закладывается опытный участок на Валдайском тракте (5 км от Боровичей), протяжением в2 км. Опытный участок делится на 9 секций, при чем на каждой секции будут применяться различные рецепты битумирования грунта. Наилучшие результаты опытов будут перенесены на строительство грунтовых дорог в широком масштабе. При развитии грунтовых дорог, улучшенных битумом, уменьшается острота недостатка камня, карьеры которого, напр., вблизи этой дороги незначительны. Следует отметить, что на основе принципа широкого использования местных материалов предположено произвести опыт с другим веществом, являющимся отбросом бумажного производства, а именно сульфит-целлюлозным щелоком, получающимся на Вильгийской бумажной фабрике в том же Боровичском районе. Постройкой опытной дороги должны заинтересоваться хозяйственные и советские организации, Явтодор и профсоюз, Сейчас нужно создать общественное мнение. вокруг производимых опытов, чтобы изпользовать результаты этих исследовательских работ на практике дорожного строительства. Необходимо всемерное содействие в преодолении возможных трудностей (снабжение рабочей силой и материалами) техническому руководству описанных работ. И. Заваримг. Бороввчв23