14
15
16
17
18
Ремонт в гаражных условияхВ условиях нашего бурно растущего автопарка и затруднений сх плановым ремонтом автомашин большое значение получает ремонт, который можно произвести в гаражных условиях. Мы хотим, познакомить читателя «За Рулем» с применением простейших технических приемов, облегчающих работу при ремонте автомобилей в небольших автохозяйствах,' ?не имеющих обычно достаточного оборудования и приспособлений. цепи поставить по домкрату (в) и рычагами домкратов вывертывать, до тех пор, пока ланжерон не выпрямится. На рис. 3 показан прогиб ланжеронов рамы наружу. В этом случае правка производится помощью двух небольших цепей и одного домкрата. • После правки рамы ив том случае, если при ремонте автомобиля надрбности в правке рамы не 1 встретилось, рама должна быть тщательно выверена, как это показано на рис. 4.Рис. 1. Перекос рамы от удара правым передним клыком автомобиля. Рис. 2. Аварийный удар в бок автомобиля. Рис. 3. Прогиб обоих ланжеронов рамы. Рис. 4. Выверка рамы перед сборкой автомобиля.По технологическим процессам ремонта, после демонтажа, промывки и осмотра частей, ремонт их и сборка обычно начинается с рамы. .i ( На рис. 1 показан долевой перекос рамы, получившийся вследствие удара правым передним клыком." Для устранения перекоса без переклепки рамы берут небольшой конец цепи, соединяют петлей (а) с левым задним клыкам и накидывают на столб (б). Домкрат (в) упирается головкой в правый клык рамы, основанием' в столб или стену (г). На такой «установке», после нескольких полных пово-i ротов рычагом домкрата рама выправляется. При аварии с автомобилем, когда удар 1нанесен в бок (рис. 2), надо взять конец рельсы или металлической балки (а), перекинуть через него и через прогнутое место ланжерона рамы цепь (б). По обеим сторонам этойПри этом надо обращать особое внимание, чтобы а=а, в = в и 'с=с; только после этого можно приступать к подвеске переднего и заднего мостов к раме. Езда на неточно выверенной раме дает значительный перерасход на преждевременном износе покрышек, рулевого управления и колесных подшипников. Переходя к клыкам рамы, надо сказать, что они в большинстве правятся также в холодном состоянии, как это указано на рис. 5. Приспособление (а) устанавливается нажимным винтам на горб рамы (б) и с обоих концов прикрепляется цепями к раме. Поворотами вправо рычага (в) винт нажимает на горб и клык рамы, выгибаясь кверху, принимает прежнее нормальное положение. Это приспособление может сделать каждый слесарь средствами самого незначительного гаража, не имею- Рис. 5. Правка клыка рамыщего даже токарного станка. , Для винта (а) можно использовать обыкновенный болт, оставив головку шестигранной, за которую можно повертывать болт гаечным ключом. В этом случае приспособление даже упростится и не потребует, рычага (в). На виз , болта, в месте упора в горб рамы (б) можно посадить гайку. В таких сложных машинах как автомобиль; нагревать стальные части не рекомендуется. Поэтому переднюю ось и даже задний мост надо приспособиться править без нагрева, простейшими приспособлениями, которые можно найти в старье каждого гаража или делать без особого труда. Так, правка передней погнутой оси, как . указано на рис. 6, может быть произведена помощью того же автомобильного домкрата[Рис. б.'Правка оси в холодном состоянииЕсли передняя ось вывернута, правка ее производится способом, указанным на рис. 7. При этом приспособление (а), которым схватывается ось за вывернутое место и возвращается в первоначальное состояние, также может быть отковано из куска стали.Рис. 7. Правка вывернутой передней оси(а); скобы (б), судя по простоте их, могут быть загнуты с пробивкой дыр и сваркою в любой кузнице. Обработка их необязательна,На рис. 8 воспроизведена правка и выверка картера диференциала. Тут приведены те же знакомые нам простые приспособления: скобыРис. 8. Правка и выверка картера заднего моста13 Рис. 9. Правка вывернутой передней осиРис. 10. Правка передней оси на горке(а), Накидки (б), которые, кстати сказать, могут быть приспособлены из старых выносив- i шихся рессорных серег. И данный случай не обходится без незаменимого домкрата (в), установленного на прокладках (г). Линейка (д) — это приспособление более сложное. Но его делать средствами гаража не придётся. Оно предупредительно поставлено Автоременабом на производство в количестве, достаточном для снабжения всех автохозяйств Союза. Между прочим, надо считать уместным иллюстрировать рис. 9 правку вывернутой передней оси тем же приспособлением (а) без разборки автомобиля, и, попутно, обратить | внимание строителей гаражей на необходимость вмазывать пару поперечных балок (б) в смотровых люках. В противном случае придется затрачивать значительную сумму денег и 'площади на установку горки, показанной на рис. 10. i ! | , .. Ц В виду чрезвычайной важности определения состояния автомобильных колес, они должны быть тщательно освидетельствованы. Для данной операции необходимо иметь приспособление, указанное на рис. 11. ;Оно легко может быть сделано из двух обрезков водопроводных труб, перпендикулярно установленных посредством водопроводного же тройника (а). Подставку (б) при затруднительности отливки из чугуна можно сделать из дуба или вяза. В наших примитивных гаражных условиях, выкатить, из-под 1 рамы задний мост или подкатить его под раму и- присоединить карданный вал—г дело нелегкое. Без трех рабочих и без трех домкратов, а за нехваткой их — без поленницы дров или кирпичей --не обойтись. Для таких работ очень удобен перекатный стэнд, воспроизведенный на рис. 12. В то же время, по простоте конструкции он . может быть сделан средствами и из утиля даже карликового автохозяйства. ё В каждом гараже имеются испорченные домкраты и износившиеся шариковые подшипники. Винт с шестеренкой от одного из таких домкратов с полным успехом может быть применен для этого стэнда. Изноёившиеся подшипники явятся идеальными колесиками и придадут стэнду более легкий ход. Трехугольная рама может быть склепана из углового железа, а надколесные кронштейны и две задние стойки должны быть склепаны из двух или трех (в зависимости от сечения) обрезков углового или однотавоового железа. При наличии такого стэнда один рабочий чрезвычайно быстро и спокойно может оперировать с задним мостом. Когда подходишь сзади к изящному легковому фордику советской сборки и смотришь на заднюю рессору, — не хочется верить заявлениям i монтажников, что эту жиденькую с виду рессору нельзя поставить без ваги и двух-трех людей, являющихся живым грузом. Приспособление, указанное на рис. 13, в этом случае является образцом легкости, простоты, удобаЯра, быстроты в работе и доступности изготовления его в гаражных условиях. Нет никакого сомнения в том, что каждый гаражный хозяйственник и даже «бесхозяйственник», просмотревши ДЭШГУЮ статью, не задумываясь решит сделать специальное приспо-Рис. 11. Балансирование колес на приспособлении16 f-r^V-^.:>'-"?•Гис. 12. Станд для перекачки заднего моста „-''«юление, так как при помощи ei'o установка рессоры может быть произведена одним рабочим в несколько минут, без ударов по рессорным пальцам. Рекомендуется до начала работ обратиться к складу автомобильного старья. И в грузовых ив легковых автомобилях прежних выпусков, во избежание прогиба картера дифференциала, ставились под задний мост так называемые стяжки. Такая стяжка состояла из шпрингеля рис. 13 (а) с правой и левой внутренней нарезками по концам и из двух стальных тяг, в 12—18 мм диаметром, с такой же нарезкой на одном конце (правой) и на другом — левой. При отыскании одной-двух таких растяжек согнуть в кузнице скобу (б), нарезать круглые концы ее соответствующей резьбой, навернуть на них найденные шпрингеля, излишнюю длину тяг срубить — и приспособление для установки рессоры готово. , Вели в старье найти шпрингеля не удается, изготовить его без посторонней помощи можно только в гараже, имеющем станок или метчики и плашки с левой резьбой. На шпрингелях (а) допиливается шестигранник иод гаечный ключ. Для предохранения от забоя ш уродования частей при разборке и сборке агрегатов и экономии времени необходимо иметь в гараже и при мастерской с'емники. В Америке ремонтные базы при помощи разнообразных с'емниКов разбирают целые автомобили без одного удара молотком или выколоткой. Приводим типы более простых с'емников, которые могут быть сделаны без всякого оборудования. На рис. 14 показан регулирующийся с'емник, с помощью которого можно снимать колеса (кроме дисковых), подшипники, шестеренки и проч. 'С'емник, идущий за следующим , номером, предназначен специально для снимания ведущих шестеренок с карданных валов. • а рис. 16 изображен с'емник для выталкиН вания шкворней из поворотных и передних осей. Такой с'емник может быть легко сделан средствами гаража. Универсальный с'емник (рис. 17) можно использовать для сдергивания мелких подшипников, шестеренок, выталкивания втулок и др. На рис. 18 показан с'емник дисковых колес, который может быть сделан только при помощи токарного станка. Покончив с рамой, передним и задним мостами, переходим к сборке двигателя. Здесь очень существенную роль играют такие груп-Рис. 13. Приспособление для установки задней ргсооры ,spтРис. 14. Регулирующийся с'емникРис. 15. С'емник ведущей шестерни17 пы, каксоорка шатуна с поршнем, пальцем и подшипником. Не мало можно встретить доморощенных механиков (не говоря о некоторых слесарях и шоферах), которые смутно представляют себе необходимость достижения строгой параллельности в оси поршневогоНа рис. 19 изображена проверка параллельности оси головного подшипника шатуна с осью поршневого пальца. На рис. 20 можно видеть проверку на приспособлении в сборке шатуна с поршнем. В ящике (рис. 21) хранятч ся валы, соответствующие диаметрам разных•-»«•>•'-••••Рис. 16. "С'емник для выталкивания шкворнейРис. 17. С'емник мелких подшипниковРис. 18. С'емник дисковых колеспальца с осью головного подшипника и колен- коленчатых валов, которые рис. 19 (а), встачатого вала, при наличии чего только и может вляются в приспособление (б), закрепляются быть достигнута перпендикулярность поршня ' винтом (в). На этот вал одевается шатун (г) К коленчатому валу и параллельность к стен- подшипником (д). .' кам цилиндра. Такое приспособление изготовить средства-gJratitS 11ЛШШь'Рис. 19. Проверка шатуна•Рис. 20/ Проверка сборки шатуна с поршнемРис. 21. Валы к приспособлениям 19 и 20Несоблюдение этих требований сборки чревато самыми печальными последствиями: преждевременный значительный износ стенок цилиндров, погнутие шатуна, • выплавка подшипника и нередко пролом стенки цилиндра у камеры сжатия. Наличие приводимого приспособления, применяемого при сборке шатуна с поршнем пальцем и подшипником, гарантирует от неправильностей. С помощью данного приспособления работу по сборке может производить неквалифицированный рабочий, 18 /ми гаражной, мастерской трудно и дорого. Авторемснабом это учтено и по образцам заказано довольно большое количество этих приспособлений Бежицкому заводу. В январе часть заказа в несколько сот э'кземпл'Яров завод сдал правлению Авторемснаба и они разосланы по отделениям Авторамюнаба .для распределения на местах по автохозяйствам. Московские автохозяйства получают эти приспособления в Московской областной конторе Авторемснаба в Сыромятниках. Инж, С. Нотов