ДОРОГИ КАЗАКС TftHftНа юге СССР в двух частях света — Е вропеи Азии — раскинулась громадная, местами безводная и пустынная территория Казакетанв. Площадь Каэакотанской республики иечив ляется примерно в3 млн. «в. км, и, понятно, что для такой громадной территории, имеющей в различных точках богатейшие залежи полезных ископаемых, необходим четко работающий транспорт всех видов. Некоторые районы расположены от областных центров на сотни и давке тысячи килоМетров. А об .отдаленности областных центров от 'республиканского и говорить не приходится. Спешное письмо от Эмбы до Алма-Аты идет около месяца. Почти такая же связь с Уральском и рядом других районов Кавакстана. Сейчас нормальная эксплоатация фабрик и заводов, работа новостроек и завершение хлебоуборочной кампании упирается часто в работу транспорта. Все это ставит перед Казакстаном вопрос о постройке больших автодорожных магистралей ио приведении в 'проезжее состояние всех дорог низовой сети. Необходимо провести большую работу по •исследованию и оовоению территории. Создание новых кадров—-также один из важнейших вопросов. Два года работающий Семипалатинский автодорожный техникум, Петропавловские курсы дорстройуча и другие дорожные школы республики еще не дали ни одного выпуска -специалистов. Необходимо провести коренизаиию дорожного аппарата, укомплектовывая дортехникум и доркурс преимущественно казаками. , Незнание райдортехниками казакокого языка -сильно : тормозит выполнение- районных планов. Плохо налажена связь с районами. Облдортрансы, обслуживая точки- в радиусе до 1 000 и более кщ не имеют ви одной автомашины. Решающую роль в борьбе с бездорожьем •должно сыграть' трудовое участие населения. • В 1932 г. силами трудового участия по Ка-'закстаму должно было быть построено '7 875 км дорог и6 264 nor. м мостов, на общую сумму 16 830 тыс. руб. Эта огромная программа при ее выполнении сильно смягчила -бы, остроту бездорожья республики. Но на 20/IX 1932 г. план был выполнен всего на 9—10%, причем сводки о выполненных работах получены только от 50% общего количества районов. Этот глубокий прорыв обгоняется затянувшимся разделом республики па области, в виду чего аппараты облдортрансов начали сколачиваться только в мае—июне. Кроме того ' специфические особенности- Кавакстана «стирают с лица области» целые райсн'ы. Так, перекочевали Кувский, Абролинский, Чингиставский иряд других районов, не говоря уже об аулсоветах, которые очень часто перекочевывают с места на место. Кроме того многие районы еще не осознали значении трудового участия,в дорожных работах. ' ' : ДаокУ в ЮжнонКазакст.анской области, б олее передовой по Дорожному строительству, пре-»зидиум Облисполкома от 1в/У 1932 г. отмечает, что «из .целого ряда районов поступают тревожные сведения от дортехников о крайне тяжелых экономически-бытовых условиях дор работнкков, что тормозит выполнение планов». ; -Слабость дорожных органов, самотек вра ­ боте, 'беспомощность большинствв райдортехшисов, извращение правительственных постановлений отдельными органами, слишком позднее и неполное включение в борьбу, с бездорожьем общественности, печати сказалось йа позорном выполнении плана. Только в конце июля в областях и мнопих районах были организованы штабы по борьг бе с бездорожьем, опущены на места директивы, включились в освещение хода дорстроИ'тельства отдельные газеты («Ленинградская смена», «Прииртышекая правда» и др.). Правда, отдельные районы по-боевому раз ­ решают дорожный вопрос. Актюбинсмие комсомольцы выделили опытный участок .строительства, мобилизовали из своих рядов 100 лучших товарищей, выделили 5 участковых уполномоченных, и в результате -августовский план был выполнен больше чем на 50%. Южно-Казахский Облдортранс послал в Каэалинсюий рик инженера, который сумел поставить дело и, мобилизовав внимание района, добился перевыполнения полугодового плана работ. Надо шире повеета кампанию за оседание кочующего населения, используя вое формы м.ассоЕой работы для привлечения его на дорработы. Создание райдоротделов, скомплектование работоспособного института доруполномоченных, реализация своих директив — боевые вопросы казахстанских организаций. Автодоровская организация в этом деле должна показать подлинное лицо пролетарской общественности. Вместе с увеличением своих малочисленных рядов (на сегодня 15 тыс. членов), вместе с созданием и укреплением ячеек, Автодор должен практически включиться в дорстроительетво, путем посылки бригад в отстающие участки, организацией агитпробегов, ударных бригад на строительстве -и т. д. Развертывание массовой работы, раз'яснеиме значения доретроительства с .'трудуча-стием, организация постоянных бригад при колхозах — о сновные задачи Автодора, выполнение которых требует четкой согласованности и взаимопомощи с дорорпанамм. Уже сейчас необходимо начать подготовку кi строительному сезону 1933 г. Контрольные цифры должны быть проработаны и уточнены в каждом районе ив каждой области. 'Выполнив все , эти условия, обеспечив -использование трудучастия, использовав зиму дйя заготовки стройматериалов, районы выполнят свои дорожные планы полностью и выдвинут республику е ряды передовых областей и краев Советского союза по дорожному строительству.Петропавловск.. Д. БорнскинА. Б езобразов ; 25