П й ПЕРЕЭКЗАМЕНО IKE ШОФЕРОВ " •— Какая смазка у «Форда»? — Смазка комбинированная, насосом и разбрызгивание». Беляков отвечает кратко я точно. Видно, что, несмотря на небольшой стаж (с марта 1932 г.), любит свое дело и все, что видел и слышал во время учебы, на работе—запомнил хорошо. Эк-эаминатэра .шоферов мы привыкли представлять себе в ьиде зловещего шофера-волка, задающего каверзные вопросы или тычущего пальцем ь- старый вопросник, где спрашивается о конструкциях, которых наши шоферы не видели и не увидят (кстати, новый вопросник еще не выпущен — а пора бы). Нет, так было совсем недавно. Теперь иначе. Папаша Катинас по-отцовски разговаривает с Беляковым. Отцовство ему дано его 32-летним шоферским стажем: — Ох, честное слово даю — не проверял ты насоса, оттого и не знаешь где расположен. А у «Форда» каждый день проверять надо. — Верно,—сознается Беляков,— не проверял... Катинас входит в положение, но бывает. строг. Интересуется не только знанием дела, много спрашивает о социальном положении, работе, учебе. Беляков, молодой белобрысый паренек, смущается, но под покровительственным взглядом Катинаса выкладывает всю историю своего поступления в шоферы. — ....Мать умерла, отец запил. Я тогда взял гармонь — г армоньу нас была — и ходил, на вечеринках играл. Из-за этого отстал в школе. Бросил — пошел на завод... Катинас перебивает его. — А ты может и теперь -возьмешь гармонь и работу бросишь? — Не, не брошу. Оправки, прилагаемые Беляковым к шоферской книжке. подтверждают это. Беляков оставлен в' 3-й- категории. Молод еще для Р.тор ой. Силаева из автобазы Огйза даже нетатарai:иивали. Проверили только правильность документов. Силаев был уволен В' августе за работу на стороне и аварию. Здесь он лишен права езды. ' Такова же судьба всех, у кого в справках стоит: «дезорганизатор производства», «злостный прогульщик» и т. д. После решения ЦК ВКП(б) за 3 месяца работы комиссии по переквалификации и 'переэкзаменовке шоферов лишено права езды 497 человек из 17 146 опрошенных. Около 3%. Переведены в высшую •категорию 2 823 чел., в низшую — 96. Временно (на срок полгода—.год) оставлены в 3-й категории и закреплены за предприятием 'с обязательством явиться на переэкзаменовку 2 517 чел. Этой группе дана возможность подучиться и приобрести отсутствующие у ней навыки. Это относится главным образом 1к женщинам (из 240 выдержали испытание только ' 140). Среди них наблюдаются большие пробелы в технических знаниях. Поэтому к женщинам особый подход. Дают условное утверждение, посылают учиться. Зато женщины почти все без исключения приносят положительные отзывы об уходе за (машиной, о соблюдении правил уличного движения. Надо сказать, что во всей системе экзамена замечается отрадный перелом.. Другое отношение к экзаменуемому. Перед экзаменом проводятся беседы, доклады, митинги по общеполитическим и бытовым 'вопросам, о значении переэкзаменовки. Для этого горкомом шоферов выделен специальный работник. Ответственный представитель президиума горкома tee время присутствует на экзамене. Проведено 170 собраний совместно с шоферами на предприятиях. На собраниях присутствовало 25 тыс. человек. Выдано 20 тыс. справок. Шофер, идущий на переэкзаменовку, знает, что это не пустая формальность, а необходимость, продиктоЕанная плохой подготовкой и -никуда негодной системой экзаменов, существовавшими до сих пор. И, конечно, многие перед переэкзаменовкой пассуют. 'Некоторые идут на подделку документов, приходят с чужими. Таких чаще всего быстро распознают и лишают праваг езды. Даже внешне экзамен выглядит совсем иначе, чем это имело место полгода назад. В маленьком' помещении (экзаменационная комиссия загнана в полутемное и тесное помещение. Надо дать ей другое) за полдюжиной столов сидят два десятка -зкзаминаторов, в большинстве'' старых шоферов и механиков. Столы заыалены деталями, главным образом фордовск'Ими. Вместо словесного опроса, экваменуемому предлагают найти те или иные недочеты в деталях машины и попутно описать устройство. Ответы немыслимы без соединения 'практических и теоретических званий. В соседней комнате представитель милиции заставляет шоферов передвигать на макете перекрестка моделыки аЕтомобилей и трамваев, создает различные положения и предлагает выйти ив 'них. Все наглядно. Тут же на стене план Москвы и таблицы новых дорожных знаков. Впечатление от экзамена самое благоприятное. Большинство шоферов уходит удовлетворенным. Но... 'Есегда бывает какое-нибудь «но». В виду большого наплыва переэкзаменуемых — испытания по практической езде отменены. Об этом1 писал уже т. Осинский в «Известиях» от 7 / Х — 1932 г. в № 20 «За Рулем» за 1932 г. В результате шофер, усвоивший на работе неправильные навыки, с этими навыками уходит с экзамена. Сейчас старые шоферы-рулевики уже не «проваливаются» на экзаменах из-за того, что очи забыли уже то. что учили. Благодаря новой системе экзамена (теоретическо-практической) старые шоферы отвечают безусловно лучше молодых. П оэтому беспокоиться об уходе из рядоЕ- шоферов лучших из них не приходится. Но весьма желательным надо считать введение экзамена по практической езде для шоферов с 1—2-летним стажем'. Ш. Д олматовскийМосква 19 декабря 1932 г.13