16
17
18
19
20
КАЮРОВ- В июне этого года на Памире работала -правительственная комплексная экспедиция. 350 ученых, разбившись на 70 групп, разбрелись по горам, долинам, полям, ущельям Таджикистана. Как обслуживать всю эту массу людей, как доставить им продукты, снаряжение, оборудование, как вывести добытые учеными десятки тонн -материалов. Республика без дорог. Верблюд, ишак, лошадь — единственные средства передвижения в горном Таджикистане. Тем не менее экспедиция пошла на большой риск — б ыло решено при помощи ЦС Автодора взять с собой колонну «фордов». 11 -июня на платформе Казанского вокзала «форды» были погружены в вагоны и под руководством начальника автоколонны Георгия Николаевича Соколова шесть шоферов на шести грузовиках-полуторатонках отправились в далекий путь. 28 июня колонна прибыла ва ст. О ш — и с ­ ходный пункт экспедиции. 2 июля — первый рейс. Сколько грузить? Впереди предстоял неизведанный путь. Решили-—• грузить по одной тонне. Место назначения: Мургаб—.пограничный пункт на границе Афганистана, в расстоянии 412 км от Оша, на высоте в3 800 м над уровнем моря. Дороги: первые 120 км — благоустроенная дорога — по ней ходили и автомобили. Дальше—-верблюжьи тропы. Ни один автомобиль еще не бывал здесь. Первые трудности. 3 июля на перевале Чигир-Чик. Крутой под'ем. Команда: Трогать!Сзади крик. Шофер машины № 2, т. Комаров:. — Георгий Николаевич. Кипит. —-Что кипит? — Не самовар, конечно. 'Радиатор. Через минуту радиаторы всех шести машин представляли собой деятельные паровозы. Пар шипел, вода кипела. Для московского шофера (все шестеро—москвичи) непривычно ездить с «самоваром». Однако сообразили, что вода на таком высоком уровне над морем закипает при 80 градусах и успокоились. Едем дальше. •На высоте в3 800 м москвичам пришлось. изобретать. Авто шли вяло. Оказывается, воздух настолько заряжен, что получилась слишком богатая смесь. Соколов и остроумный Комаров додумал ись — ликвидировали «дворника» — в отверстие ринулось достаточно воздуха. Поехали. 2 июля — новый перевал — Талдык. Крутой и длинный. На каждом повороте подливали соду. «Взяли» Талдык. Спустились в Алалайскую долину. • Здесь кончилось наше счастье,— улыбает— ся Соколов. ... Впереди расстилалась ровнехонькая сорокакилометрО'вая долина. Восторженный Якайгис, водитель машчны № 4, еще с горы заметивший расстилавшуюся равнину, воскликнул: — Вот газанем, Георгий Николаевич. Но... Газануть не пришлось. Долина обманула. № 5 тут же, в самом начале, засел в реке. Вода залила мотор. Еле вытянули. Впереди одни верблюжьи тропы. Встреча про бега МоскваПамир в Москве Из болота приходилось выбираться на «длинном зажигании» (с помощью каната) Якайтис'не газанул. Его машина прыгала на необ'езженной дороге и на ямах, вырытых сурками. Якайтис мрачнее, но что поделать—больше 15 км в час ехать нельзя... К вечеру прошли долину. Бардаба — подножье Памира. Ночевка. На рассвете начали еер-евал Кизил-Арта. Дор ога — жуть берет. Сплошной камень. Через 8 им: — Стол. Аврал. Шоферы и пассажиры выскочили из грузовиков и дружно принялись расчищать путь. К амни — в сторону. Дорога свободна!. С трудом забрались на высшую точку. В долинежара, ехали в одних нижних рубашках. Наверху одели ватные куртки. Говорят, что подниматься в гору тяжело. Спускаться оказывается труднее. Ужаснейший спуск. "Верблюды свободно обходили камни и скалы. Не то автомобиль. Повороты круты. На каждом повороте приходилось заниматься эквилибристикой—вперед—назад, вперед^-назад, и так по 3-4 раза. По'Следние 4 поворота так круты, что и эквилибристика не помогла. Рискнули итти иапр'ям'ки. На тормозах, осторожно, прыгая по камням, спустились в «Долину смерти». Смерчи, вихри, ветры запорошили 70 км долины мелким камнем. По костям павших ишаков и -верблюдов определили дорогу. За 1 час промчали долину. Вечером добрались до озера Кара-Куль. Ночевка. Несносная температура. Днем—40° жары. Ночью—2°. На рассвете пошли вдоль озера Пески. Скорость 10—-12 км в час. Река. «Форд» № 1 застрял. Чуть-чуть завязли задние колеса. Водитель Александров «дал» чуточку назад. Колеса вошли глубже. «Дал» чуточку вперед. Еще глубже.—• Сто-ой...Вновь аврал. Откапывают машину в ледеиящей воде. Хуже. Машина еще глубже зарывается в тягучий песок. Выручили доски. Времени потеряли уйму. Провозились с5 час. утра до 3 час дня. Дальше... Сотни .километров—ни живой души навстречу. Перевал Ак-,Байтал. Он грознее предыдущих. Здесь больше неожиданных поворотов, крутых лод'бмов и .спусков. Малейшая неосторожность, и машины полетят а 'пропасть — дорога верблюжья вьется по краям пропасти. —• О, это не московский асфальт... Все пассажиры слезли с .машин. Они категорически отказываются ехать на авто — им чужда прелесть риска. Четыре часа бились на перевале. «Взяли». Наконец — Мургаб. Появление автомобиля в этом заброшенном уголке Памира произвело колоссальное впечатление и на наших пограничников и на киргизов и афганских купцов. Киргизы никогда не видывали «шайтана-арбы. При звуках сирены -они -отскакивали от машины и уже больше старались не подходить. Сдали грузы, людей и по знакомой дорожке в3 дня вернулись обратно. ... Так было 'Сделано 4 рейса. Начальник Таджикской экспедиции Н. И. Горбунов, видя успешность работы колонны, решил, что она справится ис маршрутом ОшаXo-poir. Хорог — столица Горно-'Бакды'шанской области Таджикистана, в 702 км от Оша. Сюда верблюды добираются на 37-й день. Автомобиль не ходил ни разу. Вновь добрались до Мургаба. Тут же начались приключения. Мостов нет. Первая же река глубока. Пустили '.машину № 4. Якайтис тронулся, и сразу же вода залила мотор. Ехать нельзя. Что делать ? Организовали «семейный совет». Думали, мозговали. Изобрели. 17 Колеса буксуют в непролазной грязи Фото участника пробега т. Якайтис Затем начались арыки без мостов. Пришлось Решили превратить авто в «подводные лод>*си». На карбюраторы надели брезентовые :мосты делать самим. •шланги, на глушитель — тоже. Шланги вывеИ снова мосты. Узкие, перегибающиеся, кали наружу. Воздух попадал, вода не попачающиеся, скрипящие и настолько узкие, что дала «Подводные лодки» свободно перепракрайние- шины задней оси шли по воздуху. вились через реку, хотя вода заливала ноги Новое препятствие. Лепящаяся над обрывом водителей. ' дорожка так узка, что края ее после проезНа одном из спусков ехали по каменной да дзух-трех автомобилей настолько осыпалестнице со ступеньками из (громадных метются, что четвертому приходится ехать одровых камней. Вновь аврал—из камней скланим колесом над обрывом. С трудом пробираются «Форды». дывали новую дорогу. — А-аа-х!.. Каменистая дорога сменилась болотистой. № 5 оборвалась в 'пропасть. Машины вваливались в трясину «по брюхо». Уцелела чудом. Передок зацепился за ка•Цепью, при помощи 2—3 машин вытаскивали мень—машина повисла над обрывом. •каждую по очереди. ... Стали попадаться мосты через бурные Справились ис этим. С большими предосорные речки Памира. Строители этих мостов сторожностями вытащили машину. при «проектировке» принимали в расчет тольНа протяжении 300 им все время такие ко верблюдо-ишаковое движение. Об авто «сюрпризы». никто никогда даже не думал. ... В начале сентября прибыли в Хорог. В Что такое здешние мосты? Это пара слег тот же день прилетел из Стал-инабада аэро.я на них навалены поперек палки, придержиплан. Получился праздник автомобилизма и ваемые камнями. авиации. Шашины пгоходят вброд через горный поток,?Фото т. Якайтис'»-'-1.;;-;,,:.г^^1Ж: " т18 . Сюда же пришел пешком через горы и начальник' экспедиции т. Горбунов. Вместе с ним автоколонна отправилась в обратный путь. ** Горбунов телеграфирует т. Лежаве об успехах колонны и просит разрешить пробег Памир—Москва. Лежава телеграфирует Горбунову радость и гордость за успех автоколонны им. Автодора и разрешает пробег. • • '• ' Сделав 9 рейсов по неизведанным дорогам, • . две машины из шести отправляются в пробег Памир—Москва. Их пять: командор Соколов, водители Комаров, Якайтис, Теряев и фотограф Писарев. . В горах "Памира * #* Фото т- Якайтис 31 октября вышли. От Оша до Ташкента чудная дорога. Ни дождей, ни слякоти. Но... пыль. Ужасная пыль. Задней машине только 4 взятые иа прокат у колхоза верблюда вытащили его -из реки. пришлось ехать за 1А км — облака пыли висБлиже к Оренбургу шли по снегу. ли плотным слоем. Пыль забивалась в рот, в От Оренбурга благополучно добрались до нос, в глаза, уши, проникала в самые защищенные одеждой места. Карбюраторы чистиберега Волги. Казус. По Волге шел лед. Навигация кончилась. Паромы не ходили. ли по 3 раза в сутки. Выхлопотали две платформы и перебрались Ташкент. Здесь пробовали посылать машины по железнодорожному мосту. в пробег до Москвы. И каждый раз возвращались... на верблюдах. От Ташкента до Чикмента приличная дороСтранно слышать от командора пробега, га. Зато труднее всего' было в'езжать в гопо-змамомившегося с непроходимыми дорогами род. Арыки. Дорожки. Где об'езд? По какой Памира, такое заявление, но это так: дороге ехать? Где мосты через арыки? На — От Памира до Волей дорога была нерозыски ушло несколько часов. сравненно лучше, — говорит Соколов, — чем от .Шло время. Оно привело путников к болоберега Волги до Рязани. там Сыр-Дарьи. Ход сразу сбавили. Перед Ямы, вълбоины, 'колоссальных размеров косамой Кзыл-Ордой нечаянно заехали в рисовые поля.. 4 часа пробивались в липкой грязи. леи. И главное 'препятствие—мосты. Точно их нарочно делали так, чтобы на другой день Кругом ни души, помочь некому. За 4 часа после постройки искать брода. проехали... 100 м. — И заметьте,—смеется Соколов,—-у каж— Кзыл-О'рда. Где ночевать? Автодора н& дого моста, если река не глубока, обязательнашля. Заходим в милицию. На утро выезжаем. Впереди необ'ятные боно рядышком об'езд имеется. лота. Левее—такая же меоб'ятвая степь. Такой мост встретился на реке Суре. Вет— Едем в обход, степью. хий и дряхлый. Внимательный осмотр: прошЗдесь уже не было никаких не только долись группой по моступрогибается, шатарог, но даже и тропинок. ете.'.. 4 дня ехали только по компасу, не встретив По льду. Тонок. Решили рискнуть. ни живой души. Воды не хватило—пили ржаПервым поехал Соколов. Впереди шел Якайвую, грязную из протухших луж, болотную. тис и указывал, куда направлять колеса, так Ночевали в степи, забираясь от дождя под •как малейшее уклонение в сторону — и машимашины. на ныряет в реку. К вечеру четвертого дня добрались до жеНасчет этого моста Комаров отозвался сволезной дороги. ей любимой поговоркой: За ней пески. В песках доропи, но опятьН-да. Штука маленькая, но лохматая. таки не только не для авто, но и не для ко-. ... Еле двигаясь, Соколов прошел полмоета. лесного транспорта вообще. Здесь можно Треск... Машина несколько осела задом. Еще проехать только верхом. треск... Машина садится ниже. Еще... Радиа—' Пеоюи встретили нас сурово. Застряла тор любопытствующе глянул на небо-. Еще... машина (головная). На выручку под'ехал. КоМашигаа окончательно провалилась, к счастью маров, стал вытаскивать — «занозил» s\ свою. зацепившись передними колесами за стропила. Это избавило водителя от перспективы испыНи с места ни та, ни другая. Бросали под •колеса доски, брезенты — не помогло. Вырутать купанье в запертой кабинке на глубине чили старые - покрышки. По ним, метр за мет3 саженей... ром выбрал 1сь из сыпучих песков. Балансируя, как опытный циркач, чтобы не потревожить машину, не вызвать толчка, СоЗа Казалиаском снова пес и. Курс на Оренколов перебрался на берег. бург. На границе двух республик маленькая речка. Моста нет. Есть лед. Не крепкий. Одно Напряженное молчание... Так две минуты. -колесо провалилось. В -прорубь хлынула вода. Все заговорили. Тысячу предложений. Самые Автомобиль букс,овал весьма старательно, и невероятные;;19 Удача, На берегу лесосклад. Ночью вата. екали бревен, шпал, тесу и, приподнимая домкратом машину, ремонтировали мост. Выправили. Машину стащили на берег. Подремонтировали мост. Переправили вторую машину. ... Снова мосты. Снова провалы. Третий провал встретили спокойно, как нечто обязательное и привычное. Четвертый мост. Первая машина проехала'— треск... Вторая поехала, но только что передние колеса е'ехали на- берег, как задняя часть с треском рухнула книзу. Машина повисла. Комаров, желая выяснить положение, с лампочкой от аккумулятора полез под мост, на лед. —• Слышим во тьме треск... Плеск воды. НапиваемсяКомарова нет, на льду валяется лампочка, которая освещает дыру во льду и пузыри на волнующейся поверхности воды. Бросились под мост — вытащили Комарова. Всего под машинами на пути рухнуло семь мо стог. * Рязань. У всех мысль — в Москве. Дома. Наконец-то у цели. Торжествовать рано. Впереди ж.-д. путь. Через канавку на переезд шпалы. Как только автомобиль Соколова передними «лапами» наступил на концы шпал, они приподнялись, сбились в кучу, и машина застряла на рельсах. А вдруг поезд. Раздался возглас Якайтиса: — Ребята, а ведь семафор-то открыли... Все бросились к машине. Толстые тяжелые шпалы летели, как мелкие полешки. Откуда взялась сила. Мигом разбросали, и в тот самый момент как машина тяжело переставила свои задние «галоши» за рельсу и отошла на два метра, в тот самый момент, как в при-•ключенской кино -картине, обдавая шофера паром, промчался курьерский поезд... Несколько задержала переправа через Оку. С Бронниц началась такая гололедица, что машины бестолково вертелись на шоссе и все время имели намерение вернуться в Рязань. Это задержало на час. В 12 мы были в Москве... Чем объяснить успех этого невиданного в мире пробега? Предоставим слово Соколову: — Подбор водителей. Строгая дисциплина. Никакого лихачества. Бережное отношение к машине. Обычно водители, даже не зная впереди себя дороги, начинают газовать. Я строго-настрого запретил это. Максимальная скорость на незнакомой дороге — 30 км. Всякое подозрительное место мы предварительно осматривали. Рисковали только в исключительных случаях, когда ничего больше не оставалось делать. Сознание важности этого пробега заставляло водителей с удвоенным вниманием относиться к своим обязанностям. Пробег покавал, что путь Памир—Москва проходим для авто. Найдены новые обходные дороги. Испытана советская резина. Блестящие результаты. 5 100 'км принесли смену только трех покрышек, и те были проколоты гвоздями при переезде мостов. Самое важное — это то, что мы доказали возможность широкого развития автомобильных перевозок по таким дорогам Памира, где ранее проходили только верблюды и ишаки.В организованном ЦС Автодора и центральным автоклубом им. А. Д.••Садовского пробеге для испытания шины «Сверхбаллон», электрооборудования отечественного производства участвовало 7 машин. Старт был дан 6/ХИ в 10 час утра. Расстояние Москва — Орел в 35-3 км колонна должна была пройти в7 час. 55 мин. Однако, в силу гололедицы, колонна фактически прибыла в Орел 7/ХИ в 18 час. Имея опоздание против плана на сутки, колонна прошла Орел без остановки на ночлег и прошла Курск 7/ХИ в 23 часа. На перегони Курск — Харьков под сильным проливные дождем произошла задержка в поле, так как втеречный полуторатонный «Форд» сбил у полуторки кузов. Несмотря на непогоду и полное отсутствие условий работы—кузов был снят и переставлен в течение полутора часов. В Харьков колонна прибыла 8/ХН — первая машина в 18 час, последняя в 24 часа. Укравтодором колонна пополнена одной легковой машиной на нормальных шинах Дли сравнения шин «Сверхбаллон» с нормальными.20Расстояние Харьков — Днепропетровск • в 224 км. колонна прошла в течение суток, прибыв в Днепропетровск 11/XII в6 час. утра. 12/ХИ в5 час. утра колонна стартовала на Днепрогэс и прошла его в 12 час. дня без остановки, прибыв в Мелитополь в 19 час. 13/ХИ в6 ч. утра колонна стартовала из Мелитополя в Джанкой, .куда прибыла в полном порядке 13/ХП в 18 час. 14/ХП в4 ч. утра- колонна стартовала на Севастополь и прибыла в Симферополь в 10 час. утра'. После 2-часового отдыха колонна в 12 час. дня вышла на Севастополе и приняла финиш 14/ХП в 15 час. 59 мин. в Севастополе при хорошем техническом состоянии машин и бодром состоянии1 участников пробега. За время первой половины пути на всем расстоянии Москва—Севастополь велось наблюдение как за резиной, так и за электрооборудованием. Комитет пробега В последнюю минуту 24 декабря с. г. машины благополучно вернулись в Москву. Сведения off этом поступили в редакцию когда номер был уоюе сверстан.