ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ ТРОЛЛЕЙБУСЫВ последнее время за границей получил распространение новый вид городского транспорта — троллейбус. Троллейбус представляет собой механический экипаж для перевозки от 30 до 70 пассажиров. Так же, как и автобус, он передвигается или по улицам, или по шоссе. Однако 'в движение он привадится, подобно трамваю, элетромютором, получающим энергию с электростанции при помощи 'воздушного провода К Таким образом, троллейбус имеет много общего, с одной стороны, с автобусом, а -с другой,— с трамваем. Грубо его можно представить, как автобус, у которого вместо бензинового двигателя и коробки' скоростей поставлены электромотор и контроллер. На. самом деле это не совсем так, потому что для троллейбуса приходится делать специальные шасси и мотор. зами. Кроме того, управлять троллейбусом несколько легче, чем автобусом, благодаря тому, что коробка скоростей у троллейбуса заменена контроллером. В настоящее время Научный автотракторный институт (НАТИ) совместно с заводом- «Динамо» спроектировал первый советский троллейбус. На Ярославском автозаводе начата постройка двух первых! экспериментальных, машин. Электрооборудование для- них изготовит завод «Динамо»," а кузова — автозавод им. Сталина. Весной будущего года от Москвы до Кунцева по Можайскому шоссе будет проведена первая троллейбусная линия. Троллейбус НАТИ будет брать 55 пассажиров и иметь 38 мест для сидения-. Он будет иметь электромотор типа компаунд. Такой мотор хорошо приспосабливается к различнымТроллейбус НАТИТроллейбус имеет преимущества как перед трамваем, так и перед автобусом. Преимущество его перед трамваем заключается прежде всего в том, что провести троллейбусную линию стоит гораздо дешевле, чем трамвайную: для троллейбуса не нужно строить дорогого рельсового пути. Отсутствие рельс, кроме того, позволяет троллейбусу отклоняться от своего пути, для того чтобы объехать какое-либо препятствие или подойти для остановки к тротуару. Благодаря этому, с одной стороны, паосажиры избавляются от необходимости переходить мостовую и тем подвергаться опасности быть задавленными, а с другой,— в случае Поломки одного из троллейбусов, остальные всегда смогут обойти его и движение не остановится. (Преимуществом троллейбуса перед автобусом является то, что эксплоатация троллейбуса обходится дешевле. Это происходит благодаря тому, что троллейбус, вместо дорогого бензина, пользуется сравнительно дешевой электроэнергией. Кроме того, электромотор не требует такого частого и сложного ремонта. как бензиновый двигатель. К положительным свойствам троллейбуса нужно отнести также и то, что он почти бесшумен вследствие отсутствия коробки скоростей и не загрязняет воздух улицы выхлопными raнагрузкам. Для троллейбуса это имеет большое значение, так как сопротивление движению у него постоянно меняется. Он то идет по ройному месту, то поднимается в Тору; то он пуст, а то полон пассажиров. Максимальная мощность мотора равна около 60 квт (80 л. с ) . Имея такой мотор, троллейбус сможет развивать (при полной нагрузке) скорость до 55 км в час. Нормальная его скорость будет равна 30—40 км вчас , т. е. не меньше. чем у автобуса. Электрический ток для мотора будет брать с воздушного провода специальный токоприемник. Пройдя мотор, ток перейдет при помощи второго токоприемника на другой провод и по нему вернется на электростанцию. Токоприемники сделаны таким 'образом, что позволяют ^троллейбусу отклоняться от провода на расстояние в 4—5 м. Этого вполне достаточно для того, чтобы троллейбус мог подойти к тротуару или объехать встретившееся (препятствие. Мотор троллейбуса управляется при помощи контроллера. Почти такой же контроллер устанавливается на трамвае. 'Пользуясь контроллером. можно увеличивать или уменьшать силу тока и тем самым менять скорость хода. Контроллер приводится в действие ножной педалью, похожей на педаль ажселлератрра. Нажимаешь на педаль—троллейбус начинает итти быстрее, отпускаешь — он замедляет ход. Мотор помещается под полом кузова. Благодаря этому кузов занимает все шасси и ста-il **' Такой провод иначе называют троллейным. Отсюда начванне троллейбус.