АВТОТРАКТОРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬКXVIIПАРТСЪЕЗДУОВЛАДЕВАЕТ ВЫСОТАМИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИКАКИЕ МАШИНЫ СТРСИТ СОВЕТСКИЙ СОЮЗПеред нашей автотракторной промышленностью стоит серьезная, сложная и почетная задача—дать стране миллионы машин, удобных, надежных, прочных, экономичных и технически совершенных. Советский автомобиль, трактор, дизель, мотоцикл должны быть лучшими в мире. К XVII партсъезду автотракторная промышленность приходит с рядом успехов в борьбе за количество и качество машин и за освоение техники. Если в 1928 г. было выпущено всего 835 автомобилей и 1340 тракторов, то уже в 1932 г. выпуск составляет 25 412 автомобилей и 49 352 трактора, а выпуск 1933 г. составил около 50 тыс. автомобилей и 73 TBIC. тракторов. Овладение процессом производства машин сопровождалось неуклонным снижением брака и серьезным повышением производительности труда. Так, по заводу им. Сталина производство автомобиля ЗИС-3 требовало в 1931 г. 479 часов, а-в третьем квартале 1933 г. эта норма снизилась до 284 часов. В соответствии с этим происходило также и снижение себестоимости автомобилей и тракторов. Так, себестоимость автомобиля ЗИС-3, составлявшая в 1931 г. 11959 руб., в октябре этого года снизилась до 4 648 руб., или почти на 60%. Себестоимость грузового автомобиля ГАЗ-АА снизилась с9 714 руб. в 1932 г. до 4 242 руб. в октябре этого года; себестоимость сталинградского трактора снизилась с 4100 руб. в 1931 г. до 2 775 руб. в октябре этого года и т. д. Исключительную надежность показали автомобили ЗИС-3, обладающие также весьма высокими тяговыми и дорожными качествами, хорошей управляемостью и способностью держать дорогу. Машины ЗИС-5 и ЗИС-6, при производстве которых был использован огромный опыт работников завода им. Сталина и учтен ряд недостатков прежней модели,—являются высококачественными и экономными автомобилями. Наши тракторы по мощности, экономичности и тяговым качествам не уступают заграничным тракторам. Наряду с этими достижениями имеются и недостатки, на устранение которых должны быть брошены все силы. В частности, необходимо особо серьезное внимание уделить сопротивляемости износу коленчатых валов автомобилей и тракторов и поршневой группе в тракторах, особенно поршневым кольцам. Необходимо также указать, что целый ряд недостатков в работе автомобилей и тракторов часто следует отнести не к неудовлетворительности конструкции или производству этих машин, а к недостаточно квалифицированному и неумелому уходу и обслуживанию машин и неудовлетворительному качеству масел и топлив. Особое значение для разрешения этих задач приобретает деятельность Научно-исследовательского института автотракторной промышленности (НАТИ). Автотракторный парк Союза уже сейчас (а в дальнейшем, в связи с гигантским ростом автотракторной промышленности, в еще большей мере) является основным потребителем продукции нефтепромышленности Союза, причем он потребляет наиболее легкие и дорогие светлые продукты перегонки нефти (бензин, керосин, лигроин). Поэтому наряду с технически все более совершенствующимися методами получения жидкого топлива рационализация потребления его в двигателях автомобилей и тракторов приобретает большое народнохозяйственное значение. Наиболее существенную, количественную и качественную экономию топлива дает замена бензинового мотора дизельным. На основе большой экспериментально-исследовательской работы НАТИ разработал ряд конструкций опытных автомобильных и тракторных дизелей, которые были построены и испытаны. 1 Таковы следующие машины. Дизель М-10 для трактора ХТЗ, 4-цилиндровый форкамерного типа, запроектированный в 40 лош. сил при 1 100 об. мин, дал на испытаниях в лаборатории ив Раменской МТС 45 лош. сил при тех же оборотах и удельном расходе топлива 220 г/э. с. ч. В Раменской МТС дизель М-10, работая на тракторе ХТЗ, показал расход 14,7 кг солярового масла на 1 га пахоты против 21 кг керосина, обычно расходуемого трактором ХТЗ в этих условиях.Трехосный грузовой автомобиль „ГАЗ"Фото автора Ч Конструирование и постройка легких дизельмоторов для автомобилей и тракторов имеет' огромное значение для экономии жидкого топлива и особенно его светлых сортов, На снимке — трактор с дизельмотором, выпущенный опытным заводом ЧТЗ.Фото Салимова ( С оюзфото )Дизель М-7, тоже 4-цнлиндровый, запроектированный для нового объекта СТЗ,—гусеничного трактора средней мошности,—на испытаниях развил 54,5 лош. сил при 1 400 об./мин. против предполагавшихся по расчету 50 лош. сил при тех же оборотах, а по своей экономичности (его удельный расход 220—230 кг/э. с. ч.) не уступает заграничным быстроходным дизельмоторам этого типа. Есть все основания полагать, что небольшое улучшение качества коленчатого вала и перемычки среднего подшипника дадут возможность усилить этот дизель до 60 лош. сил. Дизель М-12 форкамерпого типа, 6-цилиндровый, спроектированный под оборудование ЗИС для нового объекта его производства—грузового автомобиля ЗИС-5 и ЗИС-6, построенного заводом им. Сталина. Этот дизель должен развивать 70 лош. сил при 2 000 об./мин. и удельном расходе топлива 220 г/э. с. ч. Он имеет диаметр 101,6 и ход 120 мм. Удельный вес его—7,8 кг/лош. сил. НАТИ также построены и испытаны дизели НАТИ-1-60 акрокамерного типа, 4-цилиндровые, давшие 60 лош. сил при 1000 об./мин. и дизель ДКЧ для ЧТЗ на 60 лош. сил при 650 об./мин. Закапчивается постройка 300-сильного дизеля специального назначения и строится дизель на 150 лош. сил при 2 200 об./мин-. Основными задачами в вопросе освоения дизелестроения являются: доведение всех конструкций до серийного производства, а затем на основе испытаний серии и внесения улучшений в конструкцию—до массового производства. После этого лишь можно решить задачу по разработке унифицированного семейства быстроходных автотракторных дизелей, по выбору стандарта дизельных топлив и масел и т. д. Кроме того необходимо в ближайшее время заняться разработкой конструкции падежного компактного и безотказного стартера для дизеля и вопросами конструирования и производства дизельной аппаратуры ив особенности насосов и форсунок, являющихся изделиями чрезвычайно высокой точности. Нужно отметить, однако, что в вопросе дизелестроенин мы сильно запаздываем, и все вышеописанные конструкции деталей страдают рядом недостатков и требуют серьезной экспериментальной проработки для постановки па серийное производство.В области авто- и тракторостроения проведен также ряд работ по улучшению качества существующих конструкций, по повышению проходимости и грузоподъемности отечественных автомобилен, по разработке конструкций тяжелых грузовых автомобилей и по расширению сферы применения автомобилей и тракторов в различных областях народного хозяйства. И в этом отношении мы имеем уже ряд опытных конструкций, которые по своим показателям зачастую превосходят лучшие заграничные образцы. Трехосный грузовой автомобиль НАТИ-ГАЗ, прошедший весьма хорошо 8 000 км на испытаниях под Москвой, дал в каракумском пробеге на протяжении 10 тыс. км такие показатели, которые позволяют поставить эту машину на массовое производство на ГАЗ. Эта трехоска, рассчитанная на 2т по шоссе и 1,5 т по бездорожью, выявила на испытаниях ряд качеств, превышающих качества заграничных трехосок Форд-Тимкен. , Мотоциклы НАТИ-А-750 и1 000 см3 с колясками, представляющие собой весьма комфортабельную и современную конструкцию, показали па испытаниях прочность, надежность и удобство ухода в эксплоатации, более высокие, чем у лучших заграничных мотоциклов, и износ, меньший, чем у таких всемирно известных машин, как американский Харлей и немецкий БМВ. Разработаны конструкции и построены двухосные троллейбусы, которые в эксплоатации на Ленинградском шоссе показали достаточно высокие качества, позволившие поставить их на серийное производство. Наши троллейбусы (конструкции НАТИ, кузов—ЗИС, электрооборудование—«Динамо») ничем не уступают лучшим заграничным троллейбусам. ВI ближайшее время теми же заводами выпускается более мощный трехосный троллейбус им. Л. М. Кагановича (шасси конструкции и производства НАТИ). Разработанные конструкции двухосной пятитонки, трехосной восьмитонки и десятитонного тягача на испытаниях полностью оправдали расчетные данные и выявили высокие ездовые качества, прочность и надежность. Тягач на основе трактора ХТЗ и СТЗ, получаемый из стандартного трактора путем постановки передних колес с грузовика ГАЗ, задних—с ярославского грузовика и имеющий подрессоренную переднюю ось,—показал па испытаниях скорость до 13 км в час, причем он перевозит