Л ЕНИН НА НАШЕМ АВТОЗАВОДЕИЗ ВОСПОМИНАНИНИЙ РАБОЧИХ ЗАВОДА им. СТАЛИНА б. АМОПомнят до сих пор многие рабочие б. завода АМО, а теперь автозавода им. Сталина, такой случай. Было это еще в 1918 г. Однажды в газете «Правда» было объявлено, что по Москве состоятся большие митинги на тему «Гражданская война», на которых выступят тт. Ленин, Свердлов и др. "Для митинга в Симоновском подрайоне намечался завод АМО. Еще с вечера накануне этого дня по всей Симоновке разнеслась весть. — Ленин приедет... Он будет выступать на митинге. Послушать Ленина хотелось многим. На митинг явились рабочие ис других заводов Симонсвки. В день митинга с утра завод был украшен флагами и полотнищами лозунгов. Задолго до открытия митинга в столярной набилось столько народу, что никак нельзя было пробраться к трибуне. Пришли красногвардейцы и выстроились шпалерами от ворот до кузовного отдела. Наступило время открывать митинг, а Ленина не было. • • Где же Ленин? Когда он приедет? Будет — ли сегодня на АМО выступать?—спрашивали рабочие. Открыли митинг без Ленина. С докладом от Московского комитета партии большевиков выступил Борис Волин. Тем временем председатель завкома Лапин послал срочно члена завкома Зыкова с наказом: —• Узнать, где Ленин. Не успел Зыков выехать за угол завода, как встретил приближающуюся автомашину, в которой сидел Ленин. В столярную, где происходил митинг, можно было проникнуть только по лесам—-тогда строительство кузовного цеха еще не было закончено. Ленин подробно расспрашивал о количестве автомашин ио состоянии завода. Зыков кратко сообщил ему общие сведения. Через окно, незаметно для собравшихся, Ленин и Зыков вошли в помещение столярной. Спустившись с лесов, Владимир Ильич сразу очутился сбоку трибуны. Борис Волин первый заметил Ленина и прервал свою речь: — Товарищи, я прекращаю свой доклад и уступаю слово товарищу Ленину. Владимир Ильич тут же вышел на трибуну. Его встретили взрывом рукоплесканий. Ленин говорил о гражданской войне ио необходимости организации дружной борьбы с контрреволюционными силами, голодом и хозяйственной разрухой. Интересны высказывания Ленина о заводе АМО. Рабочий Воронцов так вспоминает о них: «Ленин в своей речи подчеркнул значение нашего завода в данный момент. Ваш завод—• один из тех заводов, который имеет большое .оборонное значение: выпуская автомашины, ваш завод этим укрепляет и оказывает помощь Красной армии». На вечере воспоминаний кадровых рабочих механо-сборочного отдела 5 декабря 1932 г. рабочий Ковалев приводит следующий факт о Ленине: «В 1920 году хотели наш завод закрыватьне было средств. Устроили собрание в механической. Это было близ мыловарки, где сейчас цех Ларина. Приезжает Владимир Ильич и говорит: • • Ваш завод как первый советский авто— мобильный завод нужен Красной армии и для развития транспорта. Завод мы не остановим. Будьте покойны. Средства для этого отпустим. Работу не прекратим». Ленин придавал огромное значение автозаводу АМО. Это можно видеть и из следующего факта. В 1920 г. в советскую Россию прибыла группа политэмигрантов из Америки в 65 человек, работавшая там на крупных автомобильных предприятиях. В ней было 35 коммунистов. Старостой группы был т. Чижов—большевик, квалифицированный слесарь. Эта группа рабочих-автомобилистов 20 января через т. Стоклицкого обратилась с письмом к Ленину, прося его «сделать все зависящее» и предоставить в ее распоряжение завод, чтобы «оживить в кратчайший срок кладбище автомобилей и пустить в ход самый завод». Ленин поручил тогда ,Н. Горбунову—управделами Совнаркома—добиться правильного использования рабочих-автомобилистов. По указанию Ленина Горбунов обратился в Моссовнархоз с письмом, предлагая от имени Совнаркома: «предоставить группе прибывших из Америки рабочих-автомобилистов (среди которых половина коммунистов) завод или крупную мастерскую с общежитием близ завода, где они могли бы проявить свою инициативу в автомобильном и тракторном деле и организовать образцовое производство. Прошу выяснить и сообщить мне для доклада т. Ленину, беретесь ли вы использовать эту группу рабочих или нет, дабы своевременно принять меры к подысканию им подходящей работы через ВСНХ и НКТ». Вопрос о правильном использовании и приеме прибывших из Америки рабочих имел сугубо политическое значение. Рабочие-американцы после этого осмотрели несколько заводов и мастерских. Их выбор пал на АМО—они хотели превратить его в образцовый завод. Однако центральная автосекция (ЦАС; не хотела уступить им этот завод. Тогда т. Чижов вторично обратился с письмом к Ленину. Владимир Ильич поставил этот вопрос на обсуждение Совета труда и обороны, попросив вызвать представителя ЦАС и группы реэмигрантов. Американцы явились в назначенное время в приемную Совнаркома. Горбунов вызвал их в зал заседаний. Там шло заседание под председательством т. Ленина. Вот как описывают очевидцы по материалам, хранящимся сейчас в редакции «Истории автозавода им. Сталина», это заседание. «Ленин спросил Чижова: — Сколько времени вам нужно, чтобы изложить существо дела? — Двадцать минут. —- Пожалуй, хватит и пяти,—сказал Владимир Ильич.—Но так как вы эмигранты, я дам 10 минут. Десять умер человек рии, нашулет назадгениальнейший мировой истосоздалкоторыйпартию, которыйположил основы советского государства--Ленин. Десять лет без Ленина жила, боролась и развивалась наша партия и руководимый ветский ею Сосоюз, но всеэти годы мы шли неуклонно по верному Ленинскому верным ближайшего пути, под руководством соратникаЛенина — т. Сталина.Л. Каганович.Чижов описал мытарства группы и бесперспективность ее положения. Он увидел сразу, что Ленин и все присутствующие были хорошо осведомлены о положении группы. Ему не задали никаких вопросов. Владимир Ильич сразу обратился к представителю ЦАС. Упрекнул его в непонимании политического значения приезда зарубежных товарищей. Затем он сообщил, что в течение ближайших дней будет вынесено правительственное решение, обеспечивающее производительное использование американской группы па одном из предприятий, переданном ей в управление. — Я надеюсь,—сказал Ленин,'что через три года, самое позднее через пять лет, вы будете производить советские автомобили. 24 февраля Горбунов направил Милютину в ВСНХ письмо. Горбунов писал: — В виду того, что т. Рыков находится 'на заседании ЦК, посылаю вам, по поручению т. Ленина, срочное дело по вопросу о передаче группе американских реэмигрантов завода АМО для организации образцового производства по американской системе. Тов. Ленин просит вас непременно подготовить этот вопрос для заслушивания его на заседании Совета труда и обороны в пятницу '25 февраля.„За рулем" № 2И в пятницу 25 февраля Совет труда и обороны, обсудив вопрос о передаче АМО группе реэмигрантов, постановил: «7. а) Поручить президиуму ВСНХ заключить соглашение с группой американских рабочих о сдаче им завода «Русское Рено» в Петрограде (если окажется невозможным передать им более отвечающий техническим условиям завод АМО в Москве)». 3 марта зам. пред. ВСНХ Милютин подтвердил решение о передаче американской группе завода АМО. Американцы получили АМО в свое управление. Заведующий транспортным отделом ЦАС обязался бесперебойно снабжать их сырьем, машинами и топливом. Американцы обязались поставить массовое производство автомобилей». Партячейка завода с большим удовлетворением приняла известие о включении в завод американских рабочих-автомобилистов. Это должно было оздоровить завод. На должность управляющего заводом был выдвинут американский реэмигрант, инженер Адаме. 1 июня завод был закрыт для приемки и инвентаризации оборудования. В цехах появились американцы. Они готовились работать по-новому. Они сейчас ходили по цехам. Покачивали головой и улыбались. Многое им было непонятно. Амовцы работали без . определенного разделения: все делалось на-глазок: подтачивалось, пришабривалось, притиралось, измерительного инструмента не было. Деталь не переходила от одного станка к другому. Ряд сложных операций проделывал над * ней один и тот же человек. Он ходил с деталью от станка к станку—точил, фрезеровал. Он все знал и умел. Нередко станки стояли свободными без всякого дела—рабочие ходили, сидели, разговаривали и курили, точили зажигалки. 16 июня 1920 г. завод был пущен в ход. Американцы искренно хотели показать, как надо работать «по-настоящему». В цехах ставились заплатки на разбитые цилиндры. Сваривались разломанные шасси. Вытачивались детали. Строились кузовы. Но американцы привыкли к условиям массового автоматизированного, точно и детально разработанного процесса. Здесь же, где не было полного комплектного оборудования, они зачастую становились втупик. В литейной получалось много брака. На заводе не было угля, кокса, кислорода и масел. Не было хромоникелевой стали, гладкого материала, сортового и трансформаторного железа. Автозавод снабжался плохо. Он остался без топлива, нужных материалов. Страна еще пылала в огне гражданской войны. Промышленность и транспорт были разрушены. Обстановки для развития автостроения по американским методам еще не было. Ленин правильно указал, что лишь через 3—5 лет мы можем получить первые советские автомобили. В мае 1922 г. на АМО был послан ЦУГАЗом * в качестве главного инженера В. И. Ципулин. Он сосредоточил все свое внимание на восстановлении «уайтов». И за пять месяцев удалось восстановить помимо «дикого ремонта» 34 «уайта». Завод отливал для «уайтов» цилиндры и картеры, делал части цепной передачи, диференциал, зубчатки, радиаторы, кузова и части сцепления. Он шел по пути оздоровления. Он набирал силы. Он еще лишь учился строить автомобили. 17 апреля открылся XII съезд партии. Вопросы развертывания промышленности стояли в центре внимания съезда. Амовцы приехали приветствовать съезд на восстановленных ими «уайтах».В феврале 1923 г. завод АМО получил предписание начать подготовку к постройке своих автомобилей. В основных цехах развернули подготовительные работы. АМО получил заказ—к 1 мая 1924 г. сделать пять автобусов. Это был первый экзамен на новое автостроение. И амовцы его выдержали. Путь, пройденный заводом от первых автомобилей до наших дней,—сказочный путь побед, побед большевистской партии, побед социализма. * * * Поздним январским вечером пронеслось по Москве страшное известие о невозвратимой утрате. ^ Секретарь партячейки завода АМО т. ЛавЬер в тот же вечер приехала в Кожуховский поселок и собрала коммунистов. Была тишина. — Из райкома сообщили—Ленин умер. И рано утром 22 января рабочие явились на завод. В этот день не был дан гудок.! В 8 часов утра в столовой кузовного корпуса состоялось общее собрание рабочих. С докладом о кончине Ленина выступила т. Лаврер. Кончила свое сообщение. Тяжелая тишина, сосредоточенная, повисла в зале. И в этот момент из гущи рабочих поднялся слесарь Агапов. Дрожащим голосом сказал всего лишь несколько слов: • • В этот тяжелый для рабочего класса мо— мент я не хочу, я не могу оставаться беспартийным. Я прошу принять меня в партию. Агапов, Кравчук и Тюрин были первыми призывниками великого ленинского призыва. За полтора месяца ленинского призыва на АМО подали заявления в партию 60 человек. • • Ленин умер, но дело Ленина не умрет,— — говорили рабочие. Прошли месяцы. Прошли дни и годы. И вот уже десять лет живут рабочие без Ленина. За эти десять лет под руководством соратника Ленина—Сталина—на месте былого АМО вырос самый крупный в мире автозавод грузовых машин. Рабочие СССР овладели техникой автостроения и сейчас встречают XVII партсъезд выпуском новых машин ЗИС-5-6. Это ли не самый лучший памятник Ленину? Н. АндреевВ ДЕНЬ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СМЕРТИ ЛЕНИНА, ОБОЗРЕВАЯ ПРОЙДЕННЫЙ ПУТЬ, ПОДВОДЯ ИТОГИ, КАЖДЫЙ БОЛЬШЕВИК, ПРОЛЕТАРИЙ, КОЛХОЗНИК, ТРУДЯЩИЙСЯ УВЕРЕННО МОЖЕТ СКАЗАТЬ: Д А , М ЫШЛИ ПО ЛЕНИНСКОМУ ПУТИ, НЕ СВОРАЧИВАЯ С НЕГО, М Ы ВЫПОЛНИЛИ СВОЮ ВЕЛ ИКУЮКЛЯТВУ , Д АННУЮ ЛЕНИНУ УСТАМИ ЛУЧШЕГО ЛЕНИНЦА ТОВ. СТАЛИНА.10