Кто сидит за рулем':ОБМЕН ШОФЕРСКИХ КНИЖЕК В МОСКВЕ Обмен шоферских книжек в Москве начался. Вот перед комиссией, работающей в крупнейшем автотранспортном предприятии МосквыРязанском автопарке,—шофер И. Зайцев. Администрация дала Зайцеву неплохую характеристику: он учится в школе среднего образования, сдал техминимум и т. п. Все это верно. Но члены комиссии и инспектор ОРУД выявляют подлинное лицо Зайцева. Он типичный «лихач», рискующий ради удали машиной, грузом, жизнью людей. «Лихач» — это тот же хулиган. Зайцев «припоминает» только два случая из своей практшси, когда его штрафовали—один раз за то, что он «срезал угол», а другой за то, что проехал красный свет.' Только и всего. — Только ли? А не припомните ли, как вы в 1932 г. наехали на автомашину?—приходит «на помощь» Зайцеву член комиссии-.—Не помните? Тогда постарайтесь вспомнить, как в 1933 г. вы задели трамвай. Тоже не помните? Ну, а езду по запрещенной улице, обгон машин и два случая проезда красного света помните? Перед лицом неопровержимых фактов память у Зайцева «проясняется» и он припоминает, что «действительно все это было». Можно ли оставить Зайцева за рулем автомашины? Комиссия дает ему разрешение на езду на один год. — Может быть, он исправится. Через год администрация автопарка должна дать ОРУДу исчерпывающую характеристику Зайцева. Перед комиссией проходят люди разных категорий, квалификации, характеров. Проходят ударники и лодыри, хорошие общественники и люди, сторонящиеся общественной работы, шоферы с многолетним стажем и молодые, вчерашние стажеры. К каждому нужен особый подход. И члены комиссии терпеливо, спокойно ведут беседу с шоферами. Шофер Савельев держится самоуверенно и независимо. У него, по его словам, «все в порядке». Он «не судился, штрафам не подвергался». Но достаточно было комиссии заглянуть в «дело» Савельева, как выяснилось, что за ним числятся поступки, которые довольно ярко характеризуют его. Работая, на грузовой машине в Подольске, он «подвозил» за деньги пассажиров, как говорят в шоферской среде, работал «налево». Над Савельевым будет суд, и до решения суда комиссия, конечно, воздерживается от обмена книжки. Подстать Савельеву такие шоферы, как Кириллов, пытавшийся подсунуть комиссии права, аннулированные нарсудом год назад, Алексейкин, сделавший подчистку на шоферском удостоверении, Стенин, лодырь и лишенец, Соболевский, злостный нарушитель правил езды, и другие. К ним нельзя проявлять снисхождения, они не могут оставаться на автотранспорте. Но все же таких меньшинство. Огромное же большинство, как показала проверка, работают добросовестно, считая честью для себя быть в первых рядах производственников. Лучшие среди них — знатные люди автопарка —Маркелов, Рюмкин, Макушин, Минаков, Галицкий и др. ОНИ отлично знают свое дело, сознательно, честно относятся к труду, к машине, к общественной работе. Они подходят к столу, за которым сидят члены комиссии, просто и спокойно. Остальная масса шоферов старается подтянуться до уровня лучших. Шоферы упорно совершенствуются, работают над повышением своей квалификации и культурного уровня. А учатся в Рязанском парке неплохо. Все шоферы сдали техминимум. На курсах по подготовке йюферов занимаются 150 грузчиков-смазчиков и т. д., на курсах по повышению квалификации—101 чел., в школе среднего образования—210 чел., учатся токари и электрики, учатся • » механики и диспетчеры, учится и администрация. Комиссия тщательно знакомится с производственным и общественным лицом каждого шофера и прежде, чем вынести свое решение, учитывает каждый факт, каждое указание и характеристику администрации. 258 шоферам из 326 проверенных к 20 марта книжки заменены, 10 шоферам отказано в выдаче прав, в отношении 7 чел. комиссия сочла нужным временно воздержаться в выдаче, остальным предложено перейти на работу в другие автопредприятия. Обмен шоферских книжек выявил слабость работы партийных, профсоюзных и обществен'^ых организаций парка. В 3-й колонне парка работает 4 шофера, о которых партком даже не знал, что они члены партии (1). А мало ли перед комиссией прошло неплохих производственников, которые не несут никакой общественной нагрузки. А сколько шоферов только накануне прихода комиссии в парк вспомнили о профсоюзе и поспешили подать заявления о приеме. Обмен шоферских книжек оздоровит ряды шоферов и послужит толчком к широкому, раззертыванию общественной и профсоюзной работы. В первые дни кампании были также, проверены шоферы — участники Таджикско-Памирской экспедиции, шоферы гаража Госбанка. В этом гараже из 74 шоферов трем отказано в обмене книжек, пятерых предложено освободить от работы в гараже и четырем права выданы условно. Как ив Рязанском автопарке, здесь подавляющая масса шоферов достойна управлять машиной, но нашлись и такие, которым нет места на автотранспорте. Например, шофер Торлецкий, исключенный из рядов ВКП(б) за «левые» поездки. Комиссия установила, что и сейчас он находится под следствием за использование машины в личных целях. Кроме того он имеет 10 взысканий. Шофер Шестов имел три столкновения и плохо относится к своей машине. В свое время он судился за аварию. Группе шоферов отказано в выдаче книжек, так как они не сдали техминимума, не знают правил уличного движения и пр. Обмен шоферских книжек только начался, но уже сейчас можно отметить, насколько своевременно и необходимо это дело. Обмен послужит стимулом к дальнейшей борьбе за повышение квалификации, за культурный рост шоферов, за очищение их рядов от аварийщиков, «лихачей» и чуждых. В этом—глубокий политический смысл кампании по обмену шоферских книжек. А. Ксенииз*