На ленинградском заводе транспортных сооружений «Трансстрой» осуществлено оригинальное изобретение инж. Масловского—механический разборный подъемный кран на грузовом автомобиле. Следует отметить, что существует много различных систем подъемных кранов для автомобилей. Однако вследствие громоздкости и большого веса ни один из них не получил широкого практического применения. Кран Масловского существенно отличается от всех выпускавшихся ранее погрузо-разгрузоч-Еженной на вал двигателя. Обратный ход лебедки делается при помощи включения паразитной шестерни. Второй тип подъемного приспособления—тяжелый—состоит из деревянных брусьев, в одном конце шарнирно соединенных с рамой автомобиля; другие же концы соединяются с шкворнем, к которому навешиваются блоки. Через блоки перетянут трос, идущий на барабан лебедки. Сверху деревянные брусья укрепляются стяжками. Дальнейший принцип работы такой же, как у крана легкого типа.;.'••••.•:''Механический под'емный кран инж. Масловского на автомашине пых сооружений такого рода. Особенности нового крана заключаются в том, что подъемное приспособление приводится в движение от двигателя автомобиля и отличается простотой конструкции, небольшим весом, а также быстротой сборки и разборки (от 5 до ; 10 минут). Разборный подъемный кран инж. Масловского сконструирован двух типов—легкий и тяжелый. Кран легкого типа состоит из стальной цель-, нотянутой трубы с приваренными к ней ребрами и кронштейнами для соединения стрелы! и упоров. Стойка одевается на привинченный к швеллеру стальной стержень. Сверху стойка укрепляется стальными тросами, протянутыми к специально приделанному впереди буферу. С боков стойка укрепляется стальными упорами, един из которых, работающий на растяжение, укрепляется болтами к машине, а другой,, работающий на сжатие, скрепляется одним концом шарнирно со стойкой, а другим упирается в грунт. Стрела одним концом шарнирами соединяется со стержнем, который имеет возможность поворачиваться в кронштейнах стойки. Другой конец стрелы укрепляется тросом и блоками к стойке. Высота подъема стрелы регулируется ручной лебедкой. К концу стрелы подвешивается система блоков, через которые перекинут, трос, идущий через блок к барабану лебедки и приводящийся в движение карданным валом с одноходовым червяком на одном конце и шестерней на другом. Эта шестерня при помощи рычага получает движение от другой шестерни, насаПредельная грузоподъемность крана равняется грузоподъемности самой машины. Кран, будучи разобрал, складывается в специальные гнезда, находящиеся под платформой и сбоку машины. После разборки крана машина приобретает свой обычный вид и может быть использована для пеп-евозки любых грузов. Кроме основного назначения крана—механизация погрузо-разгрузочных работ (см. рис.) — с помощью указанных выше устройств можно производить целый ряд других операций. Можно, например, поднимать грузы на большую высоту (2-й этаж), для чего снимается все верхнее строение и трос лебедки удлиняется. Кран может быть также использован для различных шахтных работ, а также в аварийных случаях;—• для подъема автомобиля или трамвая, потерпевших аварию. Наконец, большим краном можно грузить другой подвижной состав. Стоимость крана Масловского не превышает 3 — 4 тыс. руб. Каждая машина, оборудованная этим краном и используемая только на 50 проц., дает экономию приблизительно в 18—22 тыс. руб. Обслуживают кран шофер и рабочий-грузчик. Для существующих же стационарных машин-кранов нужен специальный обслуживающий персонал: шофер, крановщик и грузчики. ,"• ' Кран Масловского получит безусловно' широкое применение в самых различных отраслях народного хозяйства для механизации трудоемких работ на транспорте. О. И.