АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТОННЕЛЬ"ПОДМОНБЛАНОМРазвитие автомобильного сообщения требует создания сети хороших дорог, проезжих во все времена года. Между тем многие дороги, особенно в горных районах, бывают закрыты для движения на 5 — 6 месяцев вследствие снежных заносов. В таком положении находятся, например, пути сообщения между Францией и Италией через Альпы. Высокие горные перевалы становятся почти недоступными, несмотря на большое внимание, которое уделяется борьбе со снегом. В Альпах применяются самые мощные роторные снегоочистители, —способные пробивать дорогу через снег толщиной до 3 метров. И все же в зимний период автомобили приходится грузить на железнодорожные платформы и направлять из Франции в Италию и обратно через существующие в Швейцарии железнодорожные тоннели. Швейцария — страна крупнейших железнодорожных тоннелей. Там имеются та- ^ кие тоннели, как С.-Готардский (длина 15 км, открыт для движения в 1882 г.) и Симплонский (самый длинный в мире — 19,8 км, построенный в 1906 г.). Для бесперебойного автомобильного движения через Альпы необходим тоннель. Сейчас разрабатывается проект тоннеля под Монбланом для этого наиболее молодого вида транспорта, имеющего одно очень существенное преимущество перед поездом — возможность преодолевать такие под'емы, которые не под силу железнодорожному составу. В апрельском номере журнала «Leg'enie Civil» сообщаются некоторые данные об этом предполагаемом строительстве. Со стороны Франции автомобильная дорога начнется у Шамони, расположенном на высоте 1 035 м над уровнем моря, и войдет в спиральный тоннель длиной в1 км. Затем после выхода из тоннеля дорога пройдет по горе, чтобы войти в следующий спиральный тоннель такой же длины, как и первый. Этот отрезок пути составит 5 км, после чего начнется главный тоннель длиной в 12 км, который выйдет на итальянскую территорию у Ентрев на высоте 1 600 м над уровнем моря. Геологическое строение гор в зоне проектируемого автомобильного тоннеля известно. Твердые и плотные скалы из кристаллических сланцев и гранита, которые залегают в районе между Шамони и Ентрев, должны хорошо поддаваться проходке. Скалы, как показало изучение высоких перевалов и русел ледников, имеют не всюду одинаковую плотность, некоторые слои их должны были крошиться в результате гигантского давления охлаждающейся земной коры. Но в то же время наличие таких слоев ведет к образованию источников холодной воды, понижающей температуру в тоннеле. Вопрос о температуре во время строительства тоннеля ив эксплоатационный период является очень важным. Высота температуры при проходке тоннеля определяется толщиной вышележащего слоя породы. При варианте, приведенном выше.ожидаемая максимальная температура будет колебаться от 37,9° до 43,5°. В тоннеле предположены 2 параллельных галлереи, оси которых будут отстоять одна от другой на 25 метров. Диаметр галлерей предусмотрен приблизительно в 6,5 м, причем на ироезжую часть отводится 5 м. Движение вПоперечный разрез галлерей тоннеля"'каждой галлерее только в одном направлении. Галлерей будут сообщаться между собой на каждом километре при помощи так называемых кулуаров 5-метровой ширины. Своды из армированного бетона толщиной в 10 см будут играть только роль протектора, так как между наружной частью сводов и стенками скал будет пустое пространство для выхода вод, для стока которых под проезжей частью будет оставлен канал. Осветить тоннель предположено электролампами, наполненными парами натрия. Благодаря сильному освещению автомобили смогут проходить тоннель со скоростью почти такой же, как и при дневном свете. Строительство предполагается вести следующим методом. Скалы будут дробиться при помощи нескольких последовательно установленных камнедробилок до размера 5-г-6 см и куски будут поступать в чугунные каналы диаметром от 12 — 1 5 см и увлекаться потоком воды. Стоимость работ исчисляется в сумме около 300 млн. франков. Погашение предусмотрено в виде поступлений от проездной платы с автомобилей и дорожной пошлины за провозимые грузы. Проект,* разработанный французским инженером Моно, получил недавно одобрение комиссии общественных работ французской палаты депутатов. Строительству тоннеля обеспечено содействие итальянца Пуричелли, известного строителя итальянских автострад. Б. М.