10
11
ИЛЬНЫЙ УХОДСреди различного рода дорожных сооружений особенно важными являются мосты и трубы. Ясно поэтому, что содержание их в полном порядке и технически правильный уход за ними имеют большое значение. Соблюдаются ли у нас эти условия? К сожалению, далеко не везде. / В большинстве случаев летом настилы мостов бывают покрыты грязью, а зимой снегом. Это сокращает срок службы мостов, потому что от грязи мосты быстрее гниют и разрушаются. Заваленные же снегом мосты несут излишнюю нагрузку. Металлические скрепления мостов (болты, хомуты и т. п.) должны регулярно подтягиваться, без чего отдельные части мостов разбалтываются. Между тем у нас это редко где делается. * Пролеты мостов зачастую бывают загорожены старыми сваями, торчащими выше уровня воды, засорены старым хворостом, обрубками леса и тому подобным мусором, принесенным водой. А это нарушает правильный проход воды и стесняет русло реки. Не всегда также производится очистка отверстий труб и малых мостиков. Редко где следят за своевременным ремонтом подмытого земляного полотна у мостов и труб, что приводит иногда к большим обвалам и нарушает нормальную езду по дороге. На рис. 1 показан характерный вид неисправного моста. За этим мостом, очевидно, нет правильного ухода: конуса его подмыты и не заделаны, как следует, русло не расчищено, ледоотбойные кусты свай забиты беспорядочно и т. д. На рис. 2 изображен провалившийся мост через реку Бабку, на Сибирском тракте. Обвал произошел вследствие того, что опоры моста не были 'своевременно отремонтированы. Таких примеров можно привести немало. Все это говорит о варварском еще отношении Й искусственным дорожным сооружениям. Местные дорожные работники должны обратить особенное внимание на своевременный ремонт мостов и труб и тщательно наблюдать за ними. Бичем деревянных мостов является гниение дерева. Наиболее быстрому гниению подвергаются те части моста, которые плохо проветриваются и находятся в условиях переменное влажности. Места соприкасания металла с де ревом также служит источником гниения. Для того, чтобы выяснить повреждены ли оJ гниения деревянные части моста, их обычно простукивают тяжелым молотком или обухом топора. Звонкий звук показывает на хорошо сохранившуюся древесину, а глухой — на поврежденную гниением. Однако этот довольно примитивный способ определения загнивания мало надежен, так как обнаружить гниение иногда бывает очень трудно, в особенности, когда гниль развивается внутри дерева. В таких случаях лучше всего брать пробы дерева специальными буравами. Сваи деревянных мостов загнивают главным образом в местах переменного уровня воды иу поверхности земли. Особенно сильно гниют части свайных устоев, находящихся в откосах насыпей. Поэтому изредка следует откапывать эти устои и стесывать замеченную гниль. После просушки очищенные устои для предохранения от дальнейшего зашивания должны покрываться горячей смолой в два ряда. Это нужно проделывать вообще со всеми подверженными гниению частями деревянного моста. Если гниль проникла слишком глубоко, то прежде, чем удалить ее, надо выяснить, не ослабит ли обтеска рабочее сечение данной части моста и не следует ли поэтому в загнившем месте произвести наращивание свежей древесины. Вообще же лучшим средством борьбы с загниванием является содержание мостов и труб в чистоте и полном порядке. Не надо давать воде застаиваться около отдельных частей мостов. Все врубки следует обмазывать горячей смолой, должны быть также просмолены и плотно заделаны нагелями tee ненужные болтовые и другие отверстия, чтобы в них не попадала вода. "Деревянные части моста, соприкасающиеся < камнем или металлом, надо изолировать толем^''"'•••••'•'•"'• V : ' 3 5WKf«;'>••.ш " mm, »I Рис. 1. Из-за отсутствие правильного ухода мос1 g постепенно разрушается Ш:0Ш:4 ac. 2. Несвоевременный реаонт моста повлек перерыв движение по дорогеsрубероидом, просмоленным войлоком и т. п. Полезно просмаливать металлические накладки, томуты, болты и прочие детали моста. Загниванию дерева способствует наличие в «ем всякого рода трещин. Вода, попадающая в трещины, застаивается там и вызывает быстрое гниение древесины. Чтобы предотвратить *то, надо зашпаклевывать трещины. Большой вред наносят деревянным мостам гще всякого рода домовые грибки, которые:'.V:1йа»Кй* '•&••• v ЩШщШй йй5 " ~ :'\::3'<.-:.;'&::':л::;';.> -'V:'v;;;;K\-:t'::-„~Рис. 3. Дерево, пораженное домовым грибкомтакже вызывают гниение. В начальной стадии заражения на поверхности древесины появляются грибницы в виде беловатого пуха яли ватообразных скоплений. По мере развитая грибницы превращаются в шнуры, древесина буреет ив ней образуются продольные я поперечные трещины (рис. 3). В результате Древесина распадается на мелкие кусочки, легзд растирающиеся пальцами в порошок. Пораженная грибком древесина чрезвычайно заразительна. Поэтому пораженное место необходимо немедленно удалять. При осмотре моста необходимо внимательно следить за тем, не повреждена ли древесина с внешней стороны, на что указывает.изменение ее окраски (побурение, покраснение и пр.), не расщеплена ли она на слои, нет ли трухлявости. не появились ли грибки, плесень и т. п.В сомнительных случаях надо вырезать пробу и передать ее для анализа в лабораторию. При осмотре врубок необходимо внимательно следить за тем, не образовались ли в них щели и трещины и достаточно ли обеспечен отвод воды из них. Обнаруженные дефекты необходимо немедленно устранять как путем смены подушек или отдельных частей, так и установкой необходимых накладок. Применение тонких подкладок и клиньев в зазорах между врубками можно рекомендовать только как временную меру. Для сохранности частей деревянных мостов большое значение имеет своевременное подтягивание и укрепление всякого рода болтов, скоб, хомутов и прочих металлических скреплений. В балочных прогонах необходимо особенно внимательно следить за исправным состоянием и плотной подбивкой всякого рода шпонок и клиньев. Надо наблюдать при этом за тем, чтобы брусья и бревна были плотно связаны между собой. Наблюдая за опорами моста, надо следить за тем, чтобы сваи не приобретали наклонного положения, насадка к свае или к прогону прилегала достаточно плотно, и сваи были бы связаны надежно. Там, где имеются наращенные сваи, надо следить за тем, чтобы хомуты в сростках свай не сползали со своих мест. Хомуты должны быть хорошо укреплены болтами. Подмыв опор мостов чреват серьезными п©~ следствиями, особенно если сваи забиты на небольшую глубину. Поэтому во время паводков надо возможно чаще измерять глубину реки около опор в сомнительных местах и укреплять опоры каменной наброской. Для защиты деревянных опор моста от разрушений во время ледохода кусты свайных опор обычно ограждаются ледорезами ил» ледоотбойными кустами свай, которые принимают на себя удары льда и случайно плывущих по воде предметов. Они всегда должны быть в исправном состоянии, всякие повреждения должны своевременно исправляться. Помимо общих мер, принимаемых для нормального пропуска льда и весенних вод, необходимо заблаговременно предупреждать также повреждения, которые может причинить лед опорам моста Следует различать весенний