ЕЩЕ О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ ДЛЯ ВСЕХ СОВЕТСКИХ МАРОК Предложение Г. Домбровского, г. Симферополь Предложение А. Фогеля о введении единой системы электропроводки (см. журнал «За рулем» № 21—22 за 1934 г.) заслуживает серьезного внимания. В настоящее время мы имеем 6 стандартных электроприборов: амперметр, бобина, сигналы, фары и задний фонарь, автосвечи и реле Много однородных частей имеют динамо и стартер. Схема электропроводки для машин ГАЗ, предложенная А. Фогелем, страдает, однако, следующими неудобствами. Во-первых, перенос переключателя света с рулевой колонки на щиток затруднит управление светом при ночных встречах, тем более, что при надлежащем уходе и установке сальника-пробки под нижнюю крышку рулевого управления (который при ремонте зачастую даже выбрасывается) замасливания переключателя не наблюдается. Поэтому целесообразнее поставить вопрос о переводе переключателя света машин ЗИС и ЯЗ со щитка на рулевую колонку. Такой перевод, действительно давая экономию проводов, одновременно улучшит управление светом на машинах тяжелого типа, а также и конструкцию сигнальной кнопки, которая в настоящем виде крайне хрупка и ломка. Во-вторых, выбрасывание замка зажигания с бронепроводом нежелательно, так как не гарантирует машину от возможного увода. При применении схемы А. Фогеля необходима установка замка по типу форд V-8, который " помимо включения зажигания запирает рулевое управление. Далее вызывает сомнение установка выключателя непосредственно на стартере машин ЗИС и ЯЗ. В предложении А. Фогеля особенно заслуживают внимания перенос сигнала на машинах ГАЗ под капот двигателя и установка предохранителя. Причем на машинах ГАЗ предохранитель лучше всего соединить вместе с переходной коробкой, а на машинах ЗИС и ЯЗ вынести (при существующей схеме) из ротора переключателя света, ибо, как показывает практика, при нагреве и сгорании предохранителя от коротких замыканий пластическаяСхема проводки ЗИС и ЯЗ масса ротора обугливается и выкрашивается, вызывая выход из строя переключателя света. Кроме того, необходимо предохранитель включить в цепь батарея-освещение, а не в цепь батарея-динамо, как это показано в схеме т. Фогеля. При перегорании предохранителя по схеме Фогеля немедленно последует и сгорание включенных ламп, получающих в данный момент питание непосредственно от динамо, так же, как и приборы зажигания. Считая, что только при широком участии производственников можно выработать действительно отвечающую всем требованиям единую систему электропроводки, в порядке обсуждения предлагаю схему на машины ЗИС и ЯЗ. При разработке этой схемы, за основу была принята существующая ныне схема электропроводки и учтены все предложения т. Фогеля.КАК ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ПЛАСТИНЫ АККУМУЛЯТОРОВПредложение т. Конепа (Борисовский зерносовхоз, Запсибкрай) Самый больной вопрос в рабоге с аккумуляторами заключается в том, что быстро разрушаются положительные пластины, следовательно, аккумулятор приходит в негодность, и машина «становится на якорь» до получения новой батареи. Тов. Конеп предложил выход из этого тупика. Нужна приготовить состав для положительных пластин из 70 проц. сурика, 29 проц. глета и1 проц. крахмала. Для отрицательных—из 70 проц. глета, 29 проц. сурика и1 проц. крахмала. Все это нужно приготовить на слабом растворе серной кислоты (10° по Боме) в виде густого теста. Решетки надо пололшть на стекло и вмазать в них приготовленную массу, после чего, переложив их бумагой, положить под небольшой пресс на 24 часа. Затем нужно их высушить в теплом помещении. Чтобы пластины не осыпались, их нужно поставить в электролит на 12 часов крепостью в 2,6° по Боме. После этого пластины собирают или же добавляют в старый. Раствор электролита вливают крепостью 14° по Боме. Если добавлять пластины в старый аккумулятор, то необходимо его предварительно разрядить и после сборки снова поставить в зарядку. Сила зарядного тока 6—8 ампер—в зависимости от количества аккумуляторов. Время зарядки батареи Форд—13 час, АМО—17 час, ЯЗ—22 часа. При правильном уходе такие батареи не уступают заводским. Сейчас в гараже зерносовхоза работают две таких батареи и пока ни одна из _ — них из строя не вышла. Рожков