18
19
20
МАК ЛУЧШЕ СТРОИТЬ БУЛЫЖНЫЕ МОСТОВЫЕБулыжные мостовые считают сейчас отживающим типом мостовых, не соответствующим автомобильному транспорту. Это верно. Однако в ближайшие годы нельзя рассчитывать на покрытие всех дорог с большим движением более совершенными одеждами. Для значительной части нашего Союза наиболее дешевым и распространенным местным каменным материалом является именно валунный камень, поэтому булыжные мостовые еще долго будут применяться, тем более на дорогах низовой сети. Если мы ближе присмотримся к тому, как производятся работы по устройству этих мостовых, то убедимся, что существующие способы работ имеют ряд недостатков, что значительно снижает качество мостовых. Изучение булыжных мостовых показывает, что можно значительно улучшить их. если устранить все шашку, необходимо разбить работу по околке на две части: первую часть работы можно поручать неквалифицированным камнебойцам, вторую же — опытным рабочим. Первая часть работы должна заключаться только в плинтовке и сортировке камня по твердости. Кругляк, а также брак и окол должны быть выделены. При этом размер на-' плинтованного камня для удобства кольщиков шашки не должен превышать 0,03—0,045 куб. м. Такой камень в дальнейшем легко раскалывается кувалдой весом в 6—8 кг. Плинтовку. же следует производить кувалдами весом не менее 10—12 кг. Вторая часть работы должна заключаться в колке уже рассортированного и наплинтованного камня в шашку. Причем необходимо следить за тем, чтобы шашке были приданы установленные размеры и форма. При приемке•агочина*>005• ширина ящикаАреиджн.воронкд Рис. 1. Подготовленный ящик для устройства мостовой-40-Ъ i*--»0.8 k-эти недостатки. Поэтому, пока булыжные мостовые применяются, необходимо ввести улучшенные методы их устройства и содержания, а также добиваться дальнейшего удешевления их постройки. Основными причинами низкого качества булыжных мостовых являются: 1. Неудовлетворительное качество материалов. По техническим условиям для основания под мостовые должен итти чистый и по возможности более крупнозернистый песок, в котором было бы земли с примесью глины не больше 5 проц. В действительности же часто применяют мелкозернистый песок с большим содержанием глины, благодаря чему он является плохим проводником воды. Валунный камень для мощения очень разнороден по своему качеству, которое зависит не только от породы камня, но и от его строения. Камень для булыжных мостовых должен быть твердым и более мелкозернистым; нельзя употреблять камень рассыпчатый, слоистый, сланцевый, раковистый и выветрившийся. Между тем на шашки для мостовой вместе с хорошим камнем,., часто употребляют негодный. Вследствие этого увеличивается неравномерный износ и ухудшается качество мостовой. Расщебенка для заполнения зазоров мостовой должна быть или из того же камня, который идет для мостовой, или же из другого, но не менее прочного. Совершенно не допускается расщебенка, бывшая в употреблении, и расщебенка из старого бетона, кирпича и мягкого камня. Мостовщики в погоне за заработком применяют зачастую именно такую слабую расщебенку, так как ее легче набить. 2. Неудовлетворительная околка и сортировка шашки. Чтобы улучшить околку камня вшашки надо обращать внимание не только на размеры, но и на качество, требуя, отсортировки брака при колке. Из плохо околотой шашки трудно выполнить достаточно прочную и ровную мостовую. 3. Недостаточная подготовка основания под мостовую. Для устойчивости песчаного основания булыжной мостовой очень важно, чтобы земляное полотно было надлежащим образом спланировано и уплотнено и чтобы при проезде по нему песок не смешивался с грунтом. На местах обычно песок рассыпают лишь на слегка выравненное полотно, без тщательного его уплотнения. Это является одной из главных причин неравномерной осадки мостовой. Необходимо строго 'следить за тем, чтобы дно ящика, куда будет укладываться мостовая, было тщательно выровнено, хорошо уплотнено, и чтобы ему была придана установленная поперечная выпуклость (рис. 1).\J^hM^k^песокРис. 2. Правильная посадка камней Уплотнение легче всего может быть выполнено катком (в крайнем случае трамбовкой). Укатывать дно надо до тех пор, пока грунт не будет давать заметной на .глаз осадки. При укатке обнаруживайся все места, которые в дальнейшем могли бы дать осадку; эти места должны быть заполнены местным грунтом, если он доброкачественен, или песком. Осо- y;UkskAJ^песокРис. 3. Неправильная посадка камней (налицо «прижим песком») бое внимание должно быть обращено на устройство мостовых на свежих насыпях, где грунт должен отсыпаться ровными слоями, с постепенным его уплотнением. Одновременно с подготовкой основания следует позаботиться .также об устройстве дренажных воронок в обочинах для отвода воды из ящика. 4. Недостатки работ по замощению. Прочность мостовой во многом зависит от тщательности укладки камней на готовом песчаном основании. К работам по замощению должны быть пред'явлены следующие основные требования: а) не допускается перемешивание булыжного -камня-кругляка с колотым (шашкой). Для этого следует отсортировать камень так, чтобы отдельные участки мостовой были вымощены камнем одного вида; б) 'камень должен ставиться на песок отвесно, как можно плотнее друг к другу и «насухо», без так называемого «прижима песком» (рис. 2). Недостаток работы в «прижим», т. е. когда мостовщик подсыпает к прежде поставленным камням слой песка на всю их высоту (ряс. 3), заключается в том, что с течением времени, под влиянием движения по мостовой и просачивания воды в основание, песок в швах оседает, камень теряет устойчивость и мостовая расстраивается. Камни .должны быть подобраны и посажены так, чтобы еще до утрамбовки их нельзя было вынуть рукой и осадить ногами. По размерам камни должны быть почти одинаковыми; в) камни должны укладываться в песчаный слой на 3 —-6 см в зависимости от размеров их, но с тем, чтобы после утрамбовки под ними оставалось не менее половины уплотненной толщины песчаного слоя; г) при замощении должна быть обязательно соблюдена перевязка швов между отдельными камнями на мостовой. Особенно неблагоприятно отражаются на качестве мостовой продольные швы. Для того чтобы площадь зазоров между камнями была наименьшей и мостовая была замощена более плотно, необходимо добиваться получения зазоров треугольной формы (рис. 4). Для уменьшения зазоров необходимо тщательно подбирать каждый камень, используя разнообразие форм и выбирая наиболее подходящий, а не первый попавшийся под руки; д) важное значение для качества мостовой имеет и то обстоятельство, как мостовщики располагаются на рабочем месте. Не следует мостить «вперед», когда мостовщики работают,сидя на готовой мостовой. В этом случае страдает качество мощения. Мостовщик должен находиться во время работы на песчаном основании, этим достигается более тщательная пригонка камней. Помимо этого, рекомендуется мостить не сидя, а стоя, благодаря чему, как показал опыт, получается лучшая пригонка камней и плотная их посадка (рис. 5). В качестве инструментов при замощении обычно применяют кельму (мастерок) -и кианку (молоток). Но работа с двумя инструментами непроизводительна, так как мостовщику приходится попеременно пользоваться то одним, то другим инструментом. Лучше поэтому заменить их специальным молотком, применяемым при замощении брусчаткой (рис. 6). Одна сторона такого молотка заменяет кельму, а другая кианку, и вместо смены инструментов . достаточно лишь повернуть молоток в руке.Рис. 5. Замощение булыжной мостовой 5. Неудовлетворительное уплотнение готовой мостовой. Для того чтобы получить однородную по прочности мостовую,, ее следует тщательно уплотнить. Обычно это производится при помощи ручных трамбовок. Трудность трамбования мостовой требует тщательного технического надзора, так как плохая утрамбовка сильно отражается на дальнейшей службе мостовой. После замощения 20 — 30 пог. м мостовую необходимо сначала трамбовать за один раз легкими ударами трамбовки, выравнивая при этом поверхность. Трамбовка должна весить 25 — 35 кг. После легкой утрамбовки мостовая должна быть тщательно, до полного заполнения швов, расщебенена свеже-разбитой щебенкой размером от 5 до 20 мм, в зависимости от величины камней. Заполнив швы, мостовую надо трамбовать вторично, ударяя уже не менее двух раз по каждому камню до полного уплотнения, что характеризуется упругой отдачей трамбовки. При этом сила ударов трамбовки должна быть по возможности равномерной. Во избежание расползания мостовой утрамбовка должна производиться на расстоянии 5 — 8 м от места, где еще только идет укладка камня. Если отдельные камни осели больше или меньше других, то их надо вы-Рис. 4. Треугольные зазоры на мостовой Рис. 6. Брусчатый молоток для мощения нуть и изменить подсыпку песка. Добиваться же выравнивания отдельных камней усиленной трамбовкой нельзя. Раздробленные от трамбовки камни должны быть заменены новыми. Трамбовать следует от краев, постепенно переходя к середине и сначала надо притрамбовать края обочины, прилегающие к мостовой. Не следует утрамбовывать после сильного дождя для избежания неровной осадки камней. Когда мостовая уплотнена, ее следует засыпать слоем доброкачественного песка в1 — 1,5) см, разметав его метлами для того, чтобы лучше заполнить швы. Если возможно, то перед открытием движения рекомендуется еще укатать мостовую катком, причем лучше укатать сначала легким катком, а затем тяжелым. Следует отметить, что укатка хорошо идет только там, где замощение выполнено тщательно. Нельзя надеяться, что укаткой можно исправить дефекты замощения. Наоборот, опыт показывает, что при плохом качестве замощения мостовая под влиянием укатки тяжелым катком приходит в расстройство. Таким образом, укатка, помимо непосредственного улучшения мостовой, дает возможность получить представление о доброкачественности работы мостовщиков. Булыжная мостовая так же, как и все другие виды дорожных одежд, с первых же дней после открытия движения требует тщательного ухода и постоянного ремонта. Ремонт должен производиться по мере появления повреждений, что очень важно для предупреждения дальнейшей порчи мостовой. Мостовая обязательно должна содержаться в чистоте. Правильные методы работ по устройству булыжных мостовых и тщательный уход за ними безусловно повысят качество мостовых и сделают их более долговечными и удобными для движения. Инж. Н. МенгелКомбайн «Коммунар» на уборке ячменя в колхозе «Сельмашстрой» (Белореченский район)Союзфото