24
25
26
щные дорожные машиныДля того, чтобы в кратчайший срок построить сотни тысяч километров новых и улучшенных дорог и правильно их содержать, необходимо механизировать дорожные работы. При незначительном объеме работ по ремонту, постройке и улучшению дорог низовой сети колхозы, совхозы и МТС вполне могут обходиться простейшими дорожными снарядами (деревянными утюгами, канавокопателями, скреперами и т. Д.), изготовляемыми своими средствами и силами. Однако при большом объеме работ целесообразнее применять более совершенные и мощные дорожные машины. В механизации дорожного строительства за последние годы мы добились больших успехов. С 1929 года у нас в Союзе появилась новая отрасль машиностроения — производство дорожных машин. Количество и типы дорожных машин советского производства растут из года в год. производительность его по профилированию (при треугольных кюветах и ширине земляного полотна в 7,5 м) за 8-часовой рабочий день такова: При длине профилир. участка (в метрах; 200 Производительность в легких грунтах . . 500 ', . в средних „ '. .400 500 630 470Г рейдертяжелоготипа № 12 (рис.2) состоит из а) массивной гнутой основной рамы, покоящейся на колесах, которую вверти ­ кальной плоскости можно установ итьнаклонно ; б) тяговой рамы с поворотным кругом, к которому подвешен нож с отвалом, в) тягового устройства и г) рычагов управления. Грейдер предназначается преимущественно дляРис.1. Грейдер среднего типаВ настоящей статье мы вкратце остановимся на главнейших типах этих машин. Г рейдерсреднеготипа № 7 (рис. 1) производится на Онежском заводе (Петрозаводск) Он состоит из прямоугольной рамы, покоящейся на колесах тяговой рамы с поворотным кругом, к которому подвешен нож с отвалом, кирковщика на отдельной раме, тягового устройства и рычагов управления. Этот грейдер предназначается преимущественно для профилирования дорожного полотна в легких и средних грунтах, а также для ремонта и содержания главным образом грунтовых дорог. Длина ножа грейдера — 2,13 м;'сделан он из высокосортной стали. Размеры грейдера следующие: длина — 5,7 м, ширина—2,13 м, высота—1,95 м, вес—1640 кг, число зубьев кирковщика—7. Для передвижения грейдера требуется трактор мощностью 30 / 2 б л. с. Примернаяпрофилирования дорожного полотна. Работа эта состоит в выемке грунта из кюветов ив перемещении его к оси дороги для придания полотну выпуклого очертания, что делается с помощью ножа длиной 3,66 м. Нож может быть снабжен удлинителем для перемещения грунта, а также откосником для планировки наружных откосов кюветов. Тяговое оборудование имеет специальное устройство, позволяющее придавать грейдеру в движении нужное направление. Управляется он одним человеком. Длина грейдера—9,55 м, ширина—-3 м, высота—2,55 м, вес—4100 кг. Для работы его требуется гусеничный трактор мощностью 6 % 8 л. с. Примерная производительность грейдера за 8-часовой рабочий день (в зависимости от длины • профилируемого участка и ширины земляного полотна) следующая: , , ,_. L j_ Рис. 2. Грейдер тяжелого типаШирина полотна в метрах 7,5 Длина профилир. участка в метрах . . . . Производительность за 8 часов в метрах . . 500-1 000 870-G20 8,5 500—1000 760- 810А втогрейдер — это самодвижущаяся машина, представляющая собой соединенные в одно целое прицепной грейдер и трактор. Автогрейдер в основном предназначен для той же работы, что и прицепной грейдер, рассмотренный выше. На рис. 3 показан один из типов авгогрейдера на гусеничном ходу. Преимущество автогрейдера перед прицелкым грейдером состоит в том, что обслуживать его может один грейдерист. Это достигается сосредоточением всех рычагов управления грейдером и трактором на одной площадке грейдериста. Прицепной же грейдер требует для своего обслуживания двух человек — грейдериста и тракториста. Наряду с этим автогрейдрр выполняет ряд работ гораздо быстрее и чище, чем прицепной грейдер. Автогрейдеры у нас раньше не строили, производство их нала.кивается только теперь. ДОРОЖНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА К ТРАКТОРУ Для дорожностроительных работ необходимы различные механизмы, которые можно былобы использовать, применяя имеющуюся на местах тяговую силу. Такие приспособления к. тракторам весьма выгодны, особенно когда -объем дорожностроительных работ не позволяет воспользоваться дорогостоящими машинами специального назначения. В связи с этим у нас налаживается производство основных приспособлений к трактору СТЗ — лопат, бульдозеров,, подъемных кранов и т. п. Приспособить эти готовые детали к трактору можно за полчаса на месте работ. Механическая лопата (рис. 4) состоит из ковша емкостью 0,38 куб. м, передняя часть которого снабжена режущим ножом из специальной стали. Ковш при помощи специальной рамы из швеллерного 3 железа крепится к трактору СТЗ или ХТЗ % 5 л. с. Лопата предназначена для выемки и перемещения земли, песка и т. п., а также для производства других видов земляных работ. Управление ковшом) производится с помощью тро­1 сов, проходящих через ролики, и механической лебедки, приводимой в движение ог трактора. Работа такой лопаты заключается в следующем: а) трактор с лопатой подводится к месту забора грунта, б) ковш лопаты опускается догрунта, в) движением трактора вперед ковш врезается в грунт и заполняется, г) включается подъемная леЗедка, и ковш поднимается, д) трактор с поднятым ковшом подвигается к месту выгрузки грунта, где ковш опускается и нажатием на педаль освобождается от запепки, е) приводится в дгиж.ние подъемная .геЗед:а, и козш, поворачиваясь на валу, силой тяжести опрокидывается. Благодаря легкой поворачиваемое™ и сравнительно небольшому размеру лопата может pa-Рис. 3. Автогрейдер на гусеничном ходу IРис. 4. Механическая лопата ботать в таких местах, где конные лопаты, а также прицепные к трактору, не могут развернуться. Б ульдозер (рис. 5) по условиям работы, а также по своему устройству приспосабливается к тракторам на гусеничном ходу. Главное его назначение — перемещение грунта на - небольшие расстояния. Основной рабочей частью . бульдозера служит отвал 1 вогнутой формы, сделанный из листового железа, к нижней части которого поикоеплен нож из листовой стали, идущий по всей .длине отвала. Отвал с ножом прикреплен к раме 2 при помощи тяг 4, 5, 6. Внизу тяги 4 усгановл!ены салазки 7, благодаря которым поддерживается отвал и регулируется глубина зарезания ножа. Лебедкой управляет тракторист с помощью рычага 8. Подведя бульдозер к месту работы, тракторист с помощью лебедки опускает отвал с ножом до грунта и двигает трактор вперед, набирая на отвал грунт и толкая его перед собой. Затем, доставив грунт на место, тракторист поднимает отвал и возвращается обратно к месту забора грунта. Бульдозер за один раз может перемещать в среднем около 1 куб. м грунта. Рост перевозок в зимнее время предъявляет большие требования к дорогам. Для зимнего содержания дорог необходимы мощные снего ­ очистители. К таким снегоочистителям может быть отнесен снегоочиститель производства Онежского завода, монтируемый к грузовому автомобилю Я-5. Он состоит из треугольного отвала (носа), снабженного стальными ножами, изогнутыми по ползучей кривой. Нос крепится на болтах к подъемной раме, что позволяет быстро собчоать и разбирать его. Для подъема и опускания носа служит ручной подъемный механизм, управляемый из кабины шофера. Снегоочиститель предназначается для очистки дорог от рыхлого снега толщиной до 40 см. Ширина расчистки после одного прохода — около 2,4 м. Ориентировочная производительность: при глубине снега до ?0 см—20—30 км/час . „ 20-40 „ -12-20 „ „ „ 30-40 „ - 6-12 „ В настоящее время снегоочиститель приспосабливается также к автомобилю ЗИС-3. При более толстом покрове снега (до СО70 см), а 'также слежавшемся снеге применяется еще более мощный снегоочиститель—тракгорноплужный, рассчитанный на работу с трактором «Коммунар» в 50 л. с. Инж. Н. Менгелщщшт'^^шщтФтРис. 5. Бульдозер на гусеничном тракторе