* Майор В. СИВКОВОпыт последних войн показывает, насколько широко используется сейчас авиация и насколько реальна опасность воздушного нападения врага на живую силу, обозы, автоколонны, а также на города и районы, расположенные даже в глубине страны. I Самолеты противника могут сбрасывать бомбы разрушающего и зажигательного действия, начиненные отравляющими химическими вещеетвами (ОВ), и поливать войска з воздуха ОВ из специальных резервуаров, подвешиваемых к самолету. Поэтому во всех случаях проведэния автоперевозок должны приниматься меры противовоздушной обороны (ПВО) и противохимической обороны (ПХО) как во время погрузки-разгрузки, так и во время движения и остановок автоколонн. При распылении ОВ или сбрасывании противником авиахимических бомб в местах расположения автотранспорта часть машин может быть. подвергнута заражению. В этом случае вся автоколонна должна немедленно оставить зараженный участок, причем машины, подвергшиеся заражению, должны быть отдельно от остальных отведены в незараженное место, где необходимо произвести их дегазацию. Если автоколонна подверглась заражению ОВ, находясь на территории склада, то она немедленно отводится в специальные места, установленные планом ПВО для дегазации, а вместе с ней удаляется со склада и весь личный состав (кроме лиц, несущих службу ПВО и ПХО). После этого территория склада дегазируется. Если же автоколонна встретила заралсенный участок на пути своего движения, то необходимо с помощью разведки определить учаеток заражения, обозначив его границы условными знаками, и принять меры к защите людского состава и груза от действий ОВ. Действие разбрызгиваемых ОВ (иприт) на различные предметы — материалы, металл, дерево и др. — неодинаково. В почву капельно-жидкий иприт может проникать на различную глубину в зависимости от величины капли и характера почвы (песчаная, глинистая и т. д.). Капля иприта средней величины проникает в почву на глубину до 8—10 см. Зимой иприт в зависимости от плотности 4 снежного покрова и удельного веса проникает на глубину от 2 до 20 см. Парами иприта (туманом) почва практически не заражается. Металл, окрашенный масляной краской, заражается ипритом поверхностно, так как большая часть его ..задерживается краской. Металлы, не окрашенные, но обильно покрытые смазкой (солидол, технический вазелин), не заражаются ипритом, так как он растворяется в смазке; смазка после этого является источником заражения и должна быть удалена. Металлы, покрытые ржавчиной, удерживают иприт дольше*. чем металлы без поврежденной поверхности. В неокрашенное дерево капля ип' рита среднего размера проникает в зависимости от породы и сухости дерева на глубину до 15 мм, растекаясь одновременно в стороны вдоль волокон дерева. Клееная фанера вследствие наличия пор, трещин пропускает иприт через 2—3 слоя. Металлы и дерево, окрашенные стойкими красками, не пропускающими иприт, и карболитовым лаком специального приготовления, не заражаются ОВ; они остаются на поверхности краски или лака. В резине иприт растворяется, и удалить его (дегазировать) трудно. Капельно-жидкий иприт проникает через резиновый шлем противогаза в течение 15—20 минут. Особенно опасно заражение металлических поверхностей, покрытых пылью. ОВ быстро растекаются в стороны,, и новые слои пыли полностью их скрывают. Малейшее невнимание к осмотру зараженной автомашины может привести к поражению экипажа. Материал Металлическая верхность Металлическая верхность поОпределить факт и степень зараясения ипритом можно или путем тщательного осмотра, или по запаху. В предметах, подвергшихся действию паров иприта, \ часто не удается обнаружить его следов,' а запах иприта еле уловим. Предметы, подвергшиеся действию туманообразного иприта, наоборот, издают резкий запах, но также не имеют следов. Если жэ предметы обрызганы или облиты ипритом, то они сильно пахнуу, и при осмотре их, как правило, легко обнаружить маслянистые пятна. Машины, выведенные яз зараженч ного участка, подвергаются дегазации силами водительского состава независимо от того, производится ли дегазация вблизи района заражения или на территории склада, базы. Помощь со стороны склада может выразиться в отпуске дегазационных материалов или же в предоставлении специальных установок, позволяющих обрабатывать одновременно несколько машин. Способы и методы дегазации автомобиля зависят от рода материала, из которого изготовлена зараженная деталь машины, и от степени еэ заражения, а степень заражения той или иной детали машины зависит от свойств ее поверхности в отношении ОВ. Здесь, главным образом, нужно иметь в виду впитывание ОВ поверхностью детали. Чем глубже впитывается ОВ, тем труднее эта поверхность дегазируется. Познакомимся с данными о глубине впитывания ОВ отдельными деталями автомашин (см. таблицу). Водитель производит дегазацию в защитном костюме, состоящем из защитных чулок, фартука, перчаток и противогаза. Свойства в отношении ОВВид материала ЛакированнаяОВ не впитывается; легко смывается растворителем Окрашенная масляной поОВ растворяется в масляной краске и проходит на всю краской глубину слоя краски ОВ не впитывается Металлическая • по- Никелированная верхность ОВ в металл не впитывается, Металлическая Открытая поно задерживается в ржавчине верхность Окрашенная масляной ОВ растворяется в слое Деревянная поверхкраской краски и впитывается дереность вом на глубину до 1 мм ч Для дегазации машина устанавливается на специально отведенном участке (после дегазации он окажется зараженным) передней "частью против ветра, чтобы при выезде после дегазации ветер не дул с зараженного участка на машину. Для полной дегазации грузового автомобиля требуется: ' растворителя — 10 л, ветоши — 3 кг, хлорной извести — 10 кг, времени—50—60 мин. (временное наставление по ПХО 1936 г., § 71). Все это должно быть в машин э. Для дегазации необходимо иметь: а) банку с керосином, бензином или их смесь (растворитель); если Нет банки, можно воспользоваться шприцем для взятия бензина из бензобака машины; б) ветошь, паклю или концы (некоторая часть их делится на небольшие куски для удаления капель стойких отравляющих веществ (СОВ), а другая, большая часть, оставляется для протирки). По обеим сторонам дегазируемой машины вырываются ямы, куда после дегазации бросают ветошь. Перед дегазацией, если есть возможность, рекомендуется предварительно промыть всю машину сильной струей воды, лучше горячей, чтобы смыть, основную массу ОВ, не впитавшуюся в материал. Металлические поверхности кра-. шеные, лакированные и никелированные дегазируются путем смывания растворителем (рис. 1) с последующей двух-туехкратной протиркой ветошью, также смоченной растворителем. , При сильном заражении ОВ поверхностей, покрытых масляной краской, необходимо промыть поверхность водой и растворителем, сиять краску скребком, после чего продзгазировать поверхность так же,•-л.Рис. 1. Порядок обработки (дегазации) машины после заражения ее стойким отравляющим веществом1—растворитель отжимается рукой; 2—снятие капли; 3—протирание машины паклей; 4—бросание зараженной пакли в ямку; 5закапывание ямки; б—обработка зараженных перчатоккак металлическую, а затем высушить и вновь окрасить. Материал для обивки сидений кузова (ткани) при заражении парами ОВ дегазируется проветриванием на открытом воздухе или продуванием горячим воздухом до • исчезновения запаха ОВ. При заражении обивочного матэриала капельно-жидкйм ОВ он снимается с кузова и дегазируется кипячением в воде в течение 1 часа или в суховоздушной каменаправление ветраре в течение 2—4 часов. Чехлы из грубой ткани (брезент) и утеплительные чехлы для капотов машин дегазируются в суховоздушной камере -при температуре 90—110° в течение 2—4 часов. Автопокрышки при незначительном заражении дегазируются протиранием ветошью, смоченной керосином, но отнюдь не бензином. При сильном заралсении они дегазируются кипячением в воде в течение• ^ €?о --—-^°" / . - - Ч аз — пв-4-^-DSДорога\- ° .- . ^ч «:&*&%--—_J»-<Щ ° <* / .-asi-/'aj^.<=Ч>° ямка для паклиО хлорная известь для засыпкиплощадкиРис. 2. Площадка для дегазации машин